Господь всегда идет навстречу ищущим Истину

Игумения Мария (Воробьева)

У истоков российских обителей стояли люди разных сословий. Созидание Пермского Успенского женского монастыря связано с именами двух братьев Каменских. Бывшие крепостные Григорий и Федор, выкупившие себе вольную, учредили «Товарищество», которое занималось перевозками грузов и пассажиров по рекам Волго-Камского бассейна и Сибири, транспортированием товаров в пределах Российской Империи и за границу. Это приносило огромные доходы. Братья, уже в статусе купцов-промышленников, богатели, но никогда не забывали о Боге и активно занимались благотворительностью, храмоздательством. А главным делом их жизни стало строительство Успенского женского монастыря. Сегодня в нем, воссозданном из руин, возрождается, крепнет духовная жизнь. Об этом и многом другом рассказала порталу «Монастырский вестник» настоятельница обители игумения Мария (Воробьева).

Трудный светлый путь к монашеству и музыка в душе

Матушка, Ваш иноческий, а затем и монашеский постриг совершали старцы, которых знает и любит вся Россия. Как Вас Господь к ним привел?

В годы моей юности никто и не помышлял о монашестве, потому что примеров такого образа жизни мы просто не видели. Но, несмотря на все запреты того богоборческого времени, очень многим Бог был дорог. Я имела милость Божию родиться в православной семье. Уместно, может быть, вспомнить диалог святого апостола Павла и тысяченачальника. На вопрос последнего: «Ты римский гражданин?» (сам он признался: «Я за большие деньги приобрел это гражданство») – узник Павел ответил: «А я и родился в нем» (Деян. 22, 27). Так и с гражданством в Православной Церкви. Сколько наших современников в великих трудностях обретали Истину – православную веру, крестились, уже будучи взрослыми! Впрочем, если кто искренне искал Истину, Господь всегда шел навстречу. Мне же выпало счастье быть крещеной в детстве, потому что мои родители, пережившие множество скорбей в неспокойном XX веке, смогли сохранить главное – православную веру. Верить было так же естественно, как дышать, и нет в том ни малейшей моей заслуги. Напротив, больно вспомнить, что в годы хрущевских гонений я, студентка, малодушно оставляла Церковь (чего, замечу, не сделали мои старшие сестры). В храм я предпочитала заходить между службами или только приезжая в другие города. Поводом для того, чтобы опомниться, послужила смерть моего отца, доброго и мужественного человека. Я заканчивала тогда 3-й курс мединститута. Все вечные вопросы стали восприниматься глубже, и я всем существом почувствовала, что именно в Церкви, в Боге и сосредоточен смысл человеческой жизни.

Господь привел меня в Троице-Сергиеву лавру, и там, у мощей преподобного Сергия, совершилось мое преображение, были определены жизненные приоритеты. Как понятны мне слова из притчи о блудном сыне: «… когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лк. 15, 20)! Подобное состояние пережили многие наши современники. Окончательно в Церковь я вернулась благодаря встрече с отцом Наумом (Байбородиным), который стал моим духовным отцом. Это произошло, когда я была уже на последнем курсе мединститута. Тогда же познакомилась с ним и моя подруга и однокурсница Нина Комарова, ставшая впоследствии игуменией Суздальского Покровского монастыря.

Это приснопамятная матушка София, возглавлявшая обитель в Суздале многие годы с начала ее возрождения, и, как свидетельствуют те, кто хорошо ее знал, оставшаяся в людской памяти теплым, светлым, отзывчивым человеком?

Да, это она, моя подруга, которая отошла ко Господу весной 2016 года. А сорок восемь лет назад отец Наум благословил нас с Ниной на монашеский путь и для совершения иноческого пострига отправил к отцу Амвросию (Иванову) в подмосковное село Балабаново. Это для нас было неожиданно. Между тем, батюшка уже тогда прозорливо готовил насельников для будущих монастырей. И когда в 90-х годах монастыри стали открываться, то подготовленные им к монашескому житию наполнили многие из обителей и началось быстрое возрождение монашеской жизни.

Вспоминается рассказ о монахе Оптиной пустыни Николае Турке. Воспроизвожу по памяти. Его называли Турком, потому что он был турецким офицером, и каким-то образом всей душой смог воспринять Православие. Его соотечественники, ревностные мусульмане, жестоко пытали отступника (в их понимании). Даже вырезали ремни из кожи на спине. Пленнику удалось бежать в Россию. Господь для укрепления веры показал ему Рай, то есть то, «что око не виде и ухо не слыша ...» (1 Кор. 2, 9). Впоследствии Николай поступил в Оптину пустынь. Один оптинский монах впал в глубокое уныние, и его духовный отец для утешения отправил брата к Николаю Турку, чтобы тот поведал ему о том, «что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). В ответ на просьбу монаха рассказать, какой он, Рай, Николай задумался, а потом ответил: «Ты слышал когда-нибудь хорошую музыку? Вот, она у тебя осталась в сердце, в ушах еще, кажется, звучит, но разве ты сможешь рассказать, какая это музыка?!» Точно так невозможно рассказать, что такое постриг. Помню все отчетливо, но передать, какой же это свет в душе, просто не в состоянии.

...Храм был не близко, а батюшка, потерявший всё здоровье во времена репрессий, с трудом мог ходить. А службы какие долгие! Сколько священнику приходилось стоять на ногах! Не говорю уже об огромном потоке людей, каждодневно приезжавших к отцу Амвросию. Его сподвижницам-матушкам необходимо было всех обогреть, накормить, как-то устроить на ночлег. Какое мужество надо было иметь – человеку, прошедшему лагеря и ссылки, чтобы вновь взять на себя подвиг духовного окормления тысяч людей в богоборческое время! Просто Господь таких людей хранил, Матерь Божия под Покровом Своим держала. Целый монастырь в миру существовал вокруг старца, совершившего более 800 постригов. Отец Амвросий имел благословение Патриархов двух Церквей – нашей и Иерусалимской – совершать тайные монашеские постриги.


У отца Наума с отцом Амвросием было полное взаимопонимание, несмотря на то что они – люди из разных эпох. Многих своих духовных чад из лавры отправлял батюшка в Балабаново к старцу, кого – пособороваться, кого – для монашеского пострига. Сам он не имел возможности в то время делать это. Когда я увидела старца Амвросия, ему было более 90 лет, между тем выглядел он бодрым. Чувствовались в его облике, в движениях, в разговоре какая-то аристократическая простота и благородство. Ему рассказали о цели нашего приезда, и он безотлагательно приступил к делу. Постриг совершался вечером 10 июля 1973 года. Мы тогда не догадались сопоставить день пострига с празднованием иконы Божией Матери «Троеручица», которую почитают как Игумению всех иночествующих. И это не было простым совпадением: позднее и Нине, и мне Господь судил стать игумениями. После пострига наш духовный отец отправил нас в Эстонию, в Пюхтицы, в один из немногих действовавших тогда женских монастырей. Там мы познакомились с укладом монастырской жизни. Позднее батюшка неоднократно отправлял нас и в Пюхтицы, и в Рижский женский монастырь, и в другие женские обители (на Украину тоже ездили). Практически все свои отпуска мы с тех пор проводили в монастырях. Очень нам это впоследствии пригодилось.

Чин пострига стал главным событием нашей жизни. Этот свет мы старались сохранить и пронести через всю жизнь. Мы продолжали жить «в мiру», ходить на работу, лечить и любить своих больных. Наш постриг остался нашей тайной. Жизнь шла своим чередом – не очень-то простая жизнь в годы господства воинствующего атеизма. Очень сложно порою складывались обстоятельства. Трудно было, например, сохранить пост на работе, когда в окружении не имелось единомышленников. Трудный, но какой же светлый был этот путь!

Отец Наум решал вопросы стремительно

Из истории Успенского женского монастыря в Перми известно, что когда-то здесь подвизались сотни насельниц и дважды в нем побывали преподобномученицы Великая княгиня Елисавета Феодоровна и инокиня Варвара. Потом последовало его закрытие, разруха. И вот после эпохи атеизма наступило время, когда Господь судил возрождать стены порушенных обителей и молитвенный дух в них бывшим врачам, преподавателям, ученым, военным... Монашеской преемственности не было, но, вероятно, было в сердцах огромное доверие ко Господу и к своим духовным наставникам, что и придало этому процессу мощный импульс?

У меня всё складывалось следующим образом. В конце 80-х годов встал вопрос об открытии монастыря в Перми. Появилась, как сейчас говорят, инициативная группа. Ее возглавили протоиерей Иоанн Сексяев (будущий архимандрит Стефан, основатель Пермского Свято-Троицкого Стефанова и Пермского Богоявленского мужских монастырей) и Валентина Алексеевна Сидорова. В эту группу я не входила. Конечно, я им очень сочувствовала, но даже и не надеялась, что такое в нашем городе возможно. Оказалось, возможно! 3 февраля 1993 года вышло постановление городских властей о передаче общине первого этажа бывшего монастырского корпуса (из 27 корпусов, существовавших в монастыре до революции, сохранилось только два). Руководители инициативной группы поехали за благословением к архимандриту Науму, а батюшка неожиданно благословил на игуменство меня. Заочно благословил... Пришлось мне смириться с волей Божией. Представили меня правящему архиерею архиепископу Афанасию (Кудюку), и встал вопрос о моем постриге в мантию. Владыка обратился с просьбой о постриге в уже открывшийся Хотьковский монастырь. Приехала я к отцу Науму с просьбой, чтобы постригал меня именно он. И всё случилось, как и 20 лет назад, в один день – так стремительно наш батюшка решал все вопросы! Получив благословение от наместника Троице-Сергиевой лавры, архимандрита Феогноста (ныне он митрополит Каширский), 19 февраля 1993 года отец Наум совершил мой монашеский постриг у мощей схимонаха Кирилла и схимонахини Марии в Хотьковском Покровском ставропигиальном женском монастыре. В честь матери преподобного Сергия я и получила свое монашеское имя.

Как воспитать в себе потребность в богообщении

Матушка Мария, более четверти века назад Вы возглавили святую обитель со славной историей. Читаешь о возобновлении монастыря и представляешь себе, как сестры на первых порах ездили на службы в приходской храм, добираясь в другой конец города на трамвае. А когда монастырю передали полуразрушенный монастырский храм, то взялись за его восстановление, и сегодня Казанская церковь является архитектурной достопримечательностью и гордостью Перми. Что для Вас было самым важным на том этапе и что особенно важно сейчас?

Мы с самого начала установили, что будем совершать круглосуточное чтение Неусыпаемой Псалтири. Это непрестающее ходатайство перед Богом о благостоя́нии всего мира, ради чего, собственно, и существуют православные монастыри. Главным в духовной жизни обители является молитва, как келейная, так и общая, совместная. Это утреннее и вечернее иноческое правило и, конечно же, участие в богослужении. Особенно дорого ежедневное посещение Литургии. Совместная молитва объединяет, согревает, научает понимать и любить каждого страждущего человека, любить Любящего нас Бога и ходатайствовать перед Ним за Православную Церковь, за Отечество и за всех, кто нуждается в нашей помощи.


Очень важно воспитать в себе потребность в богообщении. Для этого, помимо участия в богослужениях, необходимо обрести навык в Иисусовой молитве. Именно молитва помогает утвердиться во внутреннем человеке. Она помогает разобраться, что в тебе наносное, внешнее, «от мира, плоти и диавола», а что действительно является твоей сущностью. Поэтому важно научиться различению помыслов – понимать, какие из них от Бога, а какие навеяны демоном, который всегда стремится свои лукавые мысли выдавать за наши собственные и может человека при всей его видимой значимости сделать своим посмешищем и игралищем. А потому каждой из нас (да и вообще каждому живущему на белом свете человеку) необходима духовная помощь – исповедь священнику, откровение помыслов духовно-опытному наставнику. Поначалу мне приходилось самой принимать помыслы у всех сестер, но со временем сложилась такая система духовного окормления, когда младшая сестра поручается старшей. Вновь поступившая поручается духовно-опытной монахине, к которой она в любое время может обратиться со своими житейскими и духовными проблемами. Ну и, конечно, любая из сестер всегда имеет возможность обратиться непосредственно ко мне.

Скажите, а сколько насельниц в монастыре?

У нас подвизается более сорока сестер. Сегодня их духовному становлению помогают и занятия, проводимые в монастыре. Мы стараемся изучать Ветхий и Новый Заветы, церковную историю, богослужебный устав, церковно-славянский язык и другие богословские дисциплины. Уроки проводят наши же сестры – прежде всего те, кто учился в соответствующих учебных заведениях на факультете теологии, или же получившие духовное образование в Пермской духовной семинарии. При монастыре есть большая библиотека – возможность пользоваться ею имеет каждая сестра. Должна сказать, что мы приветствуем замечательное начинание нашего священноначалия по обучению монашествующих. Это позволит восполнить многое из того, что своими силами мы не в состоянии сделать в том объеме знаний, который нам бы хотелось приобрести.


Недавно в Пермской епархии побывала выездная экспертная группа Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих. По результатам поездки ваш монастырь вошел в число трех учебных площадок епархиальных Курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих. Но сейчас позвольте спросить о другом. От одного из членов Комиссии мы услышали рассказ о впечатлении от встречи со святыней – чудотворной иконой святителя Николая. С этим образом связаны чудеса, описанные также на портале «Монастырский вестник» в публикации «Икона святителя Николая Чудотворца "Пещерная"». А вот рассказа о чуде, свидетелями которого не так давно стали сестры, там нет. Матушка, оно ведь произошло на Ваших глазах?

Да, и это было явное чудо. Предыстория такова: в селе Кольцово, что в 30 километрах от города, еще в конце прошлого века нашему монастырю выделили землю, где началось строительство жилых и хозяйственных корпусов. Сестры полюбили монастырское подворье: они занялись там огородничеством, научились ухаживать за скотом, сбивать масло, варить творог и сыры, занялись пчеловодством и сбором лекарственных трав. И какая для всех была радость, что в Никольском храме находится чудотворная икона, согласно преданию, написанная в XVII веке по заказу крестьянина Ильи Кольцова! Правда, лик святителя Николая был уже практически неразличим...


В 2015 году мы получили благословение митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия на проведение реставрационных работ. Древний образ осмотрели специалисты из иконописной мастерской Троице-Сергиевой лавры (под их руководством и проводились впоследствии реставрационные работы). Прогнозы оказались неутешительными. Однако не напрасно святителя Николая именуют Чудотворцем! Было решено хотя бы почистить и подклеить холст и доску, на которых 400 лет назад искусные иконописцы написали этот образ. В течение многих месяцев старинный подлинник (сильно поврежденный, израненный гвоздями и со следами подтеков от средств, которыми многократно чистили ризу) реставраторы скрупулезно расчищался от гари, покрывшей икону после пожара, произошедшего в церкви почти полтора века назад. Так же тщательно они убирали поздние наслоения. А сестры в это время молились любимому святому, читали акафисты. И произошло невероятное! Когда расчищали икону, вдруг стал проявляться глаз, потом и другие черты лика. Он практически весь проявился! Утрачены были лишь лики Божией Матери и Спасителя, традиционно изображаемые справа и слева от образа угодника Божия. Их пришлось дописывать. Вот таким образом в наше скупое на радости время святитель Николай послал нам, грешным и немощным, великое утешение!

Как-то в беседе с корреспондентом Вы, матушка, с горечью заметили, что в нашем обществе наблюдается настоящее религиозное одичание. С тех пор прошло два десятка лет, и за это время, думается, обозначились перемены в лучшую сторону. Поэтому в следующей нашей беседе хотелось бы осветить тему миссионерской и катехизаторской деятельности монастыря. Рассказать о работе его Просветительского центра во имя святого апостола Иоанна Богослова – с Курсами для взрослых, семейной школой «Покров» и кинолекторием, где программа подбора фильмов настолько продумана и притягательна, что невозможно себе представить равнодушие к ней со стороны православного человека.

Хорошо.


Беседовала Нина Ставицкая
Снимки представлены из архива монастыря

Материалы по теме

Публикации

Монастыри

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Воскресенский Новодевичий монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь