Общение с Предстоятелем «глаза в глаза и от сердца к сердцу»

Участники Собрания игуменов и игумений

Участники Собрания игуменов и игумений Русской Православной Церкви, состоявшегося 25 сентября 2024 года, делятся впечатлениями об этом событии

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин), пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятель Московского подворья Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь

На прошедшем Собрании игуменов и игумений более всего впечатлили и вдохновили ответы Святейшего Патриарха на вопросы участников. Его искренность, простота в общении, желание и стремление вникнуть в тревожащие его паству проблемы, и не просто их услышать, но и помочь найти решение – всё это оказало огромное влияние на присутствующих, на меня в том числе. Наше общение проходило, говоря образно, «глаза в глаза и от сердца к сердцу». Этот пример с интересной стороны раскрывает суть духовничества и истинного наставничества, о которой сегодня мы также слышали из слова Святейшего. «Пастырь – это тот, кто заботится об овцах» – именно таким мы сегодня и увидели нашего Предстоятеля.

Дорогого стоят подобные беседы еще и потому, что опыт Святейшего Патриарха богат на духовное назидание. И для себя лично я отметил сегодня несколько полезнейших советов. В частности, в ответе на вопрос из зала о том, как молилась семья будущего Патриарха в его детстве. Святейший ответил, что вся семья, в том числе и маленькие дети, всегда ходили на воскресные богослужения, при этом уточнив, что он всегда очень любил всенощные бдения. А сейчас мы видим, что многие воспринимают это богослужение как утомительное и скучное времяпрепровождение, делая вывод о том, что оно вовсе не обязательно и достаточно лишь воскресной Литургии. Так вот, опыт людей, живших в ту пору, когда нельзя было ходить в храмы, для нас очень полезен. Оказывается, утомительные для современных людей богослужения для верующих предыдущих поколений были желанными и радостными. И вспоминаются в связи с этим слова святителя Иоанна Златоустого, что для Церкви самые плохие времена – это времена мира. Потому что когда течет река и берега сужаются, то вода поднимается вверх – это образ духовной жизни. Когда обстоятельства нас стесняют, душа поднимается вверх. Хорошо бы всем нам почаще слушать о жизни людей предыдущего столетия… они умели ценить действительно важное, а сейчас это качество в людях встречается всё реже.

Многие беды монашеской жизни корнями уходят в неверное пользование свободным временем: когда это время работает на не дух, а на суету. На одной из предыдущих встреч наш Предстоятель, вспоминая годы своей жизни рядом с митрополитом Никодимом (Ротовым), отметил назидательнейший момент. Когда владыка постриг его в монашество, то сказал следующее напутствие: «Сделай так, чтобы у тебя не было свободного времени». Ведь точнее и не скажешь, потому что вся жизнь монаха должна быть сосредоточена в Боге; время, использованное не с этой целью, становится для него губительным. Поэтому всю жизнь нужно сосредоточить на трудах и молитве, чтобы понятие «свободное время» для монаха означало время, проведенное с духовной пользой. Только таким образом мы и научимся богатеть в Бога (Лк. 12:21), а не расточать.

Еще запомнились воспоминания Святейшего Патриарха о его дедушке-исповеднике. Интересен итог жизни, который отметил наш Предстоятель, рассказывая о силе веры своего дедушки в тяжелейшие для Русской Церкви времена: всё пережитое наложило глубокий отпечаток на его личность, глаза в конце жизни стали излучать необыкновенный свет. Как и говорят: «Глаза – зеркало души». А его слова «ничего не бойся, кроме Бога» и самому мне стали очень близки, можно даже сказать, что они зажгли в сердце некий огонек. Кажется, просто сказано, но какой вес это имеет, когда звучит из уст человека, пережившего ссылки и мучения. Эти слова не легковесны, они родились от опыта жизни настоящего исповедника веры. Такой человек всю свою жизнь предал в руки Божии, не пример ли это для нас? Ведь в этом и состоит главная цель каждого монаха. Об этом свидетельствует и апостол Павел: …сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых (2 Кор. 1:9). И к дедушке Святейшего Патриарха этот приговор к смерти был на протяжении долгого времени очень близок. Действительно, после такого уже ничего не страшно.

Общение Святейшего Патриарха с игуменами и игумениями проходило в очень искреннем и доверительном формате. Мне кажется, подобные встречи и практика живых бесед с Предстоятелем является желанным и необходимейшим событием в жизни обителей. Всем нам было бы полезнее, если бы такие встречи проходили чаще, или же чтобы в традиционном регламенте Собрания выделялось чуть больше времени для общения паствы со своим отцом. Подобно тому как в светском обществе в ходе «Прямой линии с Путиным» граждане России имеют возможность раз в году задать вопросы Президенту своей страны, можно было бы попросить и Предстоятеля Церкви отвечать на заранее присланные вопросы от насельников разных обителей. Насыщаясь силой и духом слова нашего Предстоятеля, каждый инок сохранит в своем сердце свет и радость, которые согреют его и вдохновят на предстоящие подвиги. И самое главное – Святейший Патриарх в своих ответах всегда дает очень четкие цели для монахов и настоятелей. Ведь со временем мы ошибочно начинаем думать о том, что мы уже всё знаем, обо всём читали… и такое напоминание от главы нашей Церкви о, кажется, общеизвестном бывает для нас очень полезно.

Архимандрит Сергий (Громовик), глава отдела по монастырям и монашеству Луганской епархии

Господь впервые сподобил побывать на Собрании игуменов и игумений Русской Православной Церкви во главе со Святейшим Патриархом. Впечатлений эта встреча оставила очень много. Наверное, самое яркое из них – близость нашего Предстоятеля к собравшимся здесь сегодня монашествующим. Его отеческое попечение и заботливое участие в вопросах устройства духовной жизни обителей исходило не только из слов, но из самого духа, потому что слово было не формальным, но сказанным с силою.

Особо отозвалась в сердце мысль Святейшего Патриарха о важности любви для созидания обители. Ведь монастырь – место, где человек расстается с одиночеством; мне кажется, это сказано очень точно.

Вообще, каждый из участников сегодняшнего Собрания, выступавший с докладом, открыл что-то новое, интересное и практически полезное. Поэтому впечатление у меня осталось наилучшее, и время, проведенное на Собрании, лично для меня прошло с максимальной пользой. И для себя, и для монашествующих я почерпнул много полезного и вдохновляющего. По приезде с радостью поделюсь событиями и мыслями сегодняшнего дня с игуменами и игумениями нашей епархии.

Игумен Евмений, настоятель Николо-Берлюковского мужского монастыря деревни Авдотьино Новинского района (Балашихинская епархия)

На Собрании игуменов и игумений во главе со Святейшим Патриархом отметил для себя много интересных и полезных тем. Одна из них – это миссия монастырей и устроение монашеской жизни в обителях. Если посмотреть на то, как распространялось христианство в нашем Отечестве, мы увидим, что первой волной христианского миссионерства были монахи Киево-Печерской лавры и близлежащих монастырей. Они разошлись по всей Руси и проповедовали христианство на тот момент языческим славянским племенам. И без этого не получилось бы создать Киевскую Русь. То есть монашество оказывало влияние не только на духовную составляющую будущего государства, но и на политическую.

Второй волной была проповедь христианства учениками преподобного Сергия Радонежского среди прочих некрещеных народов. В тот период было основано около сорока монастырей – какова сила и масштаб миссионерского служения! И без этого тоже не было бы того государственного строения, которое формировалось на православной государственной идее вплоть до 1917 года. Поэтому сегодняшние монастыри являются некими столпами возрождения Православия в нашем государстве. Вера безжалостно попиралась в течение всего советского периода, и перед нынешним поколением стоит великая миссия по возрождению Православия. В своем докладе Святейший Патриарх отметил особое значение миссионерского служения в жизни обителей. Можно сказать, что наступила новая эра проповедничества, в том числе и монашествующей братией. Конечно, без этого проповедания невозможно России вернуться на свое твердое основание, на котором она существовала практически тысячелетие. Эта миссия требует вовлечения большего количества братии, а соответственно, и обителей. Сейчас процесс возрождения монастырей и монашеской жизни совершается стремительными темпами на наших глазах. В бывших некогда психиатрическими больницами, туберкулезными диспансерами и автобазами исконно монастырских зданиях и храмах теперь вновь созидают монашеский дух. Поэтому от нашего Предстоятеля мы сегодня слышали призыв к усердному развитию миссионерского служения, к формированию крепких братств и сестричеств, которые могли бы стать светом миру (см. Мф. 5:14). Святейший отметил для нас, игуменов и игумений, главные цели: собирание братии, устроение духовной жизни обители, и, что самое важное, – стремление к восстановлению духовной преемственности. Сегодняшнее монашество нуждается в обращении к истокам, к передаче истинного монашеского духа от старца к послушнику, от опытного монаха к только начинающему свой подвижнический путь. За этой-то духовной составляющей все и приходят в монастыри, и именно это с небывалой силой уничтожалось советской властью. Поэтому восстановление этого духовного фундамента нашей Родины – очень долгий, кропотливый и отчасти болезненный процесс.

В этом мне и видится главная цель, в том числе, и состоявшегося Собрания – восстановление нашей исконной системы передачи монашеского быта, молитвы, духовного устроения от старшего поколения монашествующих к младшему.

Материал подготовили Екатерина Орлова, Дарья Филатова, Елена Володина
Фото: Владимир Ходаков

Материалы по теме

Предстоятель

Доклады

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь