Пойте, как в последний раз!

Иеромонах Нестор (Волков), архимандрит Павел (Кривоногов)

5 марта 2023 года исполняется 85 лет со дня рождения выдающегося регента, композитора, заслуженного профессора Московской духовной академии архимандрита Матфея (Мормыля). Почти полвека он управлял хором Троице-Сергиевой лавры, став ее музыкальной душой.

Апостол церковной музыки, человек-эпоха – это всё о нем. Обладая самобытным талантом, отец Матфей создал уникальную Троицкую школу церковного пения. Она стала эталоном, благодаря своему особенному стилю – высокодуховному и тонкому, лирическому и строгому одновременно. И дело тут не только в музыкальных данных исполнителей и репертуаре, а в выполнении главного правила знаменитого хормейстера. Он учил, что петь нужно, как будто ты поешь последний раз в жизни, пропуская каждое слово через ум и сердце. А так как во главе певческого процесса стояли понимание богослужебного текста и максимальная самоотдача, пение становилось своего рода проповедью – молящиеся в храме чувствовали всю глубину и смысл того, что пел хор.

Отец Матфей остался в памяти всех, кто его знал и пел под его руководством, человеком колоссальной энергии, строгим наставником и добрым «батей». В 2009 году он отошел ко Господу, оставив огромный след в истории русской церковной музыки.

Своими воспоминаниями об архимандрите Матфее (Мормыле) с «Монастырским вестником» поделились его преемник – иеромонах Нестор (Волков) и наместник Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря архимандрит Павел (Кривоногов).


Иеромонах Нестор (Волков)

Отец Нестор, какой вам запомнилась ваша первая встреча с отцом Матфеем?

Наша первая встреча произошла сразу после моего воцерковления. Один мой знакомый привез меня в Лавру, и мне посчастливилось попасть туда, куда обычным людям доступ запрещен или ограничен – через лаврскую проходную к Варваринскому монашескому корпусу. Первым, кого я там увидел, был отец Матфей. С большим душевным трепетом я подошел под благословение к главному регенту Троице-Сергиевой лавры. Меня тогда очень поразило его величие. Батюшка строго посмотрел, зычным голосом спросил, как меня зовут, после этого благословил. Я приложился к его деснице и на многие годы запомнил эту свою первую встречу с отцом Матфеем.

В чем, на Ваш взгляд, заключается уникальность отца Матфея как регента?

Отец Матфей трудился в очень непростой период истории России, когда церкви были закрыты, все верующие люди считались изгоями. Из всего обилия нотного материала, который был написан до и после революции самыми разными композиторами, отец Матфей отобрал песнопения, которые настраивают человека, приходящего в храм, на молитву и беседу с Богом. И, конечно, уникальность и значимость этого труда заключается в том, что после скорбных и трудных для Троице-Сергиевой лавры десятилетий батюшка возродил и сформировал богослужебно-певческую традицию обители, которой мы стараемся придерживаться и сейчас. И эту традицию перенимают, ею вдохновляются все, кто приезжает в Лавру, берут эти произведения для исполнения в других храмах и монастырях.


Можно ли сказать, что эта музыка подходит больше для монастырского пения?

Именно так. Отец Матфей отобрал именно те песнопения, которые больше всего подходят именно к монастырской богослужебно-певческой традиции. Кроме того, батюшка был профессором литургики Московской духовной академии, и благодаря этому долгие десятилетия был в Лавре главным уставщиком.

Что известно о лаврской певческой традиции?

Известно, что до революции предшественником отца Матфея был иеромонах Нафанаил (Бачкало). Батюшка очень почитал этого регента и композитора и многое из его творчества включил в богослужебно-певческую традицию Троице-Сергиевой лавры. Это был один из любимейших его композиторов.

Иеромонах Нафанаил известен тем, что в начале XX века подготовил церковный концерт к 300-летию дома Романовых. И когда император Николай II посетил Лавру и услышал написанные отцом Нафанаилом песнопения, ему настолько понравилось выступление хора под управлением регента-композитора, что император наградил его высокой наградой – крестом из кабинета Его Императорского Величества.

Верно ли утверждать, что отец Матфей для будущих священников и монахов был еще и воспитателем?

Отец Матфей всю жизнь был преподавателем, и свои знания щедро передавал другим. Он постоянно работал с певчими, с братией монастыря и даже священнослужителями, – учил их пению, занимался постановкой голоса, вокалом, чтобы, например, диакон, выходя на ектению или на прокимен, говорил в тон, правильно читал Апостол и Евангелие. В этом плане отец Матфей провел огромную работу и с братией, и со студентами, которые постоянно сменяли друг друга. Обучение и воспитание тесно связаны друг с другом. Батюшка воспитывал и своим примером, передавая всем тот дух, который сам стяжал в монастыре, и зажигал всех остальных своей искоркой.

Отца Матфея очень любили. Многие выпускники академии, которые пели под его началом в братском хоре, так почитали Батю, что даже своих первенцев называли в его честь Матвеями. Прошло много лет со дня его преставления, но каждый год 15-го сентября в Лавре собирается огромный хор, – приезжают бывшие певчие знаменитого регента, многие из которых уже почтенные протоиереи, священники разных епархий Русской Православной Церкви, и становятся на клирос. После Божественной литургии все они во главе с наместником идут на могилку архимандрита Матфея и совершают заупокойную панихиду.


Отец Нестор, а Вы сами как пришли к вере, и кто повлиял на ваш выбор монашеского пути?

Моя мама крестилась уже в сознательном возрасте и меня крестила, когда мне было 13 лет. Я быстро воцерковился, ощутив именно в Церкви что-то очень важное, что нельзя упустить, – истину. В 19 лет по совету родителей и благословению своего духовника я поступил в Московскую духовную семинарию, а после ее окончания – в академию. Когда заканчивал академию, то, конечно, задумался о дальнейшем пути и просто просил Господа, чтобы Он показал мне мою дальнейшую жизнь и обозначил, в каком направлении идти. Обстоятельства сложились так, что я понял: мне надлежит быть монахом, трудиться здесь – в Московской духовной академии Троице-Сергиевой лавры. Будучи студентом выпускного курса, я был назначен регентом одного из мужских хоров Московской духовной академии и преподавателем. И вот теперь, спустя почти 16 лет, назначен регентом праздничного хора Троице-Сергиевой Лавры.


Архимандрит Павел (Кривоногов)

Отца Матфея знают как регента, заслуженного профессора Московской духовной академии, кандидата богословия, члена Синодальной богослужебной комиссии… А каким он был монахом?

При всех своих регалиях, уважении и почтении к нему, он был очень смиренным человеком – настоящим монахом. Когда мне дали в Лавре послушание благочинного, мне был тридцать один год, а ему – восьмой десяток. Отец Матфей был в Академии моим преподавателем, читал курс Нового Завета, я пел у него в хоре, но к благочинному батюшка относился с почтением и говорил – «благословите».

Отец Матфей был очень трудолюбив. Помню, как готовились к поездке хора в Германию. У нас были ежедневные спевки с 9.00 до 15.00 с перерывом на полдник. И потом с 17.00 почти до 20.00. В таком режиме мы жили около месяца. Он не только присутствовал на всех этих спевках, но успевал делать много других дел, – помню, как-то утром он пришел очень уставший: всю ночь работал над новым произведением. Я, в результате, не выдержав такого напряжения, заболел, попал в больницу с высокой температурой и не поехал в Германию. А батюшка все время оставался в рабочем состоянии.

Отец Матфей был очень радостным человеком, с внутренним стержнем, никогда не унывал. Он всегда четко и без каких-либо вопросов исполнял все свои послушания. И ни разу не отказался исполнить того, что обещал.

В конце своей жизни, уже будучи болен, отец Матфей проводил спевки и приезжал на службу на инвалидной коляске.

Помню одну из последних его Литургий. Это была служба в Успенском соборе. Пел смешанный хор, но «едиными устами», как монолит. Батюшка управлял хором и плакал. Вот такая высота и такая сила молитвы!

Я никогда больше не слышал такого хора, как у отца Матфея. Я говорю сейчас не о музыке, а именно о молитвенном настрое. Взять, к примеру, его переложения песнопений Страстной Седмицы. Это не просто пение – это богословие в музыке, переживание Страстей Господних. Как он умел добиваться такого переживания, – мне неведомо. Все это исполнялось с таким страхом Божиим, с таким благоговением, что было понятно, что батюшка поет в первую очередь перед Богом.


А человеком каким запомнился Вам отец Матфей?

Отец Матфей был очень внимательным и обладал хорошей памятью. Бывало, приедет молодой человек в Лавру, подойдет к отцу Матфею под благословение, представится: «Петр». Споет одну службу и уедет. Проходит полгода, он снова приезжает. Идет отец Матфей и приветствует его: «О, Петр приехал!». У студента шок. Этот великий и всеми уважаемый, почтеннейший отец Матфей его помнит! Надо сказать, это очень окрыляло молодых людей!

Или, допустим, в академии на первом занятии батюшка со всеми познакомится, а на втором уже всех называет по именам. Понять, как такое вообще возможно, было довольно трудно.

Каждое его слово имело ценность. Не важно, какая возникала ситуация – нужно ли ему было поддержать брата, или сделать замечание, касался ли вопрос какого-то монастырского дела или богослужения, – всё, что он говорил, всегда было сказано по делу.

Батюшка был очень общительным человеком. Он всегда был готов поддержать того, кто нуждался в поддержке, помочь. Мог заступиться за малознакомого студента.

Были ли у него друзья, с которыми он любил общаться?

Отец Матфей рассказывал про отца Марка (Лозинского). Они дружили в молодости, вместе путешествовали. Еще Батюшка был дружен с церковным композитором Сергеем Зосимовичем Трубачевым – диаконом отцом Сергием, и часто исполнял его песнопения.

А какой у отца Матфея был голос?

У него был глубокий баритон. Бывает такой драматический нижний баритон. Но это не мешало ему быть и первым тенором, и вторым, и басом. Он мог взять целую октаву. Управляя хором, он мог сам петь вторым тенором, подтягивая хор своим голосом, показывая певчим, куда они должны стремиться.


Беседовал Владимир Ходаков
Фото: Владимир Ходаков


Справка

Архимандрит Матфей (в миру Лев Васильевич Мормыль)

Родился 5 марта 1938 в Северо-Осетинской АССР.

Скончался 15 сентября 2009 в Свято-Троицкой Сергиевой лавре.

Священнослужитель Русской Православной Церкви, регент, церковный композитор, аранжировщик, заслуженный профессор Московской духовной академии, кандидат богословия, член Синодальной богослужебной комиссии.

С 1961 года был руководителем объединенного хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московских духовных академии и семинарии.

Материалы по теме

Новости

Публикации

Епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл
Воспоминания Л. В. Пьянковой
Успенский Второ-Афонский Бештаугорский мужской монастырь
Архимандрит Феофилакт (Безукладников)
Игумения Нонна (Багаева)
Епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл
Воспоминания Л. В. Пьянковой
Успенский Второ-Афонский Бештаугорский мужской монастырь
Архимандрит Феофилакт (Безукладников)
Игумения Нонна (Багаева)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь