Отзыв Преосвященного Аристарха, митрополита Кемеровского и Новокузнецкого

Данная концепция представляется нам весьма разумной, взвешенной и полезной для жизни и деятельности монашеских обителей Русской Православной Церкви. Во всех предложенных разделах на основании Священного Писания, богатого святоотеческого опыта и многовековых традиций монашеской жизни на Руси, действующего Устава Церкви представлен аргументированный подход на прохождение иноческого подвига в наступившем тысячелетии.

Важно отметить, что «Положение о монастырях и монашествующих» не вносит диссонанса на сформировавшиеся устои монашеской жизни, а делает лишь необходимую корректировку курса в обозначенном направлении церковной деятельности. Отвечая тем, кто декларирует необходимость независимости монастырей от правящих архиереев, следует напомнить, что церковное Правило (от 451 года) Православной Церкви гласит: «Монашествующие же в каждом граде и стране да будут в подчинении у епископа, да соблюдают безмолвие, да подлежат только посту и молитве, безотлучно пребывая в тех местах, в которых отреклись от мира, да не вмешиваются ни в церковные, ни житейские дела, и да не приемлют в них участия, оставляя свои монастыри; разве только когда будет сие позволено епископом града по необходимой надобности».

Некоторые светские критики настаивают на необходимости выбора настоятелей и настоятельниц монастырей. Однако, при этом не учитывается тот факт, что монашеская жизнь в России на большей своей территории только возрождается после страшных репрессий, гонений и испытаний советского периода. В Сибирских и дальневосточных регионах некоторые монастыри впервые устраиваются. Если позволить братии или сестрам выбирать игумена (игумению) обители, в которой нет преемственности, и отсутствует монашеские традиции, то выборы могут осуществляться по принципу личной симпатии и панибратства, потворствуя человеческим слабостям и греховным наклонностям. В таких условиях выборы могли бы только закрепить существующие искажения монашеской жизни, сделать невозможным их исправление.

Сегодня на современное монашество, отмечает Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ, возлагается особая пастырская и миссионерская ответственность, ибо наши монастыри находятся в тесном соприкосновении с миром. Мир приходит к стенам обителей, пытаясь найти там духовную поддержку, и монастыри наши своим молитвенным подвигом и доброделанием созидают и исцеляют душу народа, вновь научая его благочестию.

Монастыри всегда были средоточием духовной жизни нашей Церкви и от состояния монастырей, от духовного состояния монашествующих во многом зависело духовное благополучие всей Церкви. Влияние монастырей на жизнь людей во многом формировало и образ благочестия. Величайшей силой, которую Церковь использовала, преображая мир, была сила благодати Божией и сила молитвы. Поэтому монастыри должны в полной мере вернуть себе былую славу и приумножить ее.

Сила монашества — в смирении, в исполнении Божиих законов, заповедей блаженства. Сила монашества — в молитве. Сила монашества — во внутреннем делании. Сердце монаха — это поле битвы, потому что в монашеском сердце и в монашеской голове происходят столкновения между помыслами, помыслами злыми, приходящими от дьявола, и помыслами добрыми, которые происходят от Бога. Великое искусство, которому учили нас святые отцы, заключается в том, чтобы помыслы отгонять в самый момент их появления. Человек, который научится этому искусству, не будет отвлекаться во время молитвы или во время богослужения, его ум будет сосредоточен на Боге и Божественных вещах, а все чуждое и страстное он будет отсекать. Это искусство не доступно очень многим людям, живущим в миру. Именно монахи есть многое, что сказать мирянам, находясь в монастыре, ведя монашеский образ жизни, преодолевая в самих себе страстное человеческое естество. Великое искусство монашеской жизни заключается в том, чтобы врачевать самого себя, чтобы врачевать свои недуги, и душевные, и телесные, чтобы работать над собой — над своим характером, над своим языком, над своей головой; чтобы не допускать в себя чуждых помыслов и чтобы, исцеляя самого себя, одновременно и параллельно исцелять тех людей, которые приходят в монастырь.

Сегодня каждый член Церкви, желающий послужить в иноческом чине, сможет познакомиться с «Положением о монастырях и монашествующих» и сопоставить свое видение о монашестве с тем, которое принимается всей церковной полнотой. Стало быть, после его принятия будут минимизированы нарушения в вопросах совершения монашеского пострига над кандидатами, представления которых расходится с традиционным взглядом на достойное прохождение монашеского поприща. Документ ценен и тем, что дает строго регламентированный подход по распределению административных обязанностей в монастырях и дисциплине насельников святых обителей.

На основании вышесказанного подтверждаем, что поддерживаем данный проект и считаем полезным принятие «Положения о монастырях и монашествующих» на общецерковном уровне.

Материалы по теме

Новости

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь