«Держи ум свой во аде и не отчаивайся»

В День памяти преподобного Силуана Афонского о данном ему Господом откровении «Держи ум свой во аде и не отчаивайся» размышляют наши современники архипастыри и духовники. Применима ли эта святоотеческая формула к жизни христиан сегодняшних?

Помнить, что все в руках Божиих, и благодарить Господа за то, от чего Он всегда избавляет нас

Епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин (Лихоманов):

– Эта формула преподобного Силуана Афонского «Держи ум свой во аде и не отчаивайся» всегда применима к жизни христиан. Надо помнить, что всё в руках Божиих, и благодарить Господа за то, от чего Он всегда избавляет нас. Мы же видим кругом жизнь наподобие ада. Более того, за наши христианские ценности мир распинает нас. Но это и есть наш крест – хранить веру православную и нести ее миру. За эту верность Господь и сохраняет Церковь Свою, – те, кто не против нас, те за нас (см.: Мк. 9: 40).

Не тщеславиться бы только нам, а жить покаянно, – держать ум свой во аде. Но и не отчаиваться, – с нами Бог! В жизни монашеской искушений и скорбей хватает, – многое приходится претерпевать. Кому много дано, с того много спросится. Враг озлобляется за обетование Царства Небесного любящим Бога (1 Кор. 2: 9). Но верить нужно в милосердие Божие и делиться этой радостью благовестия с другими: Господь милостив!

Слава Богу за всё, надо трудиться дальше.

Не мешайте гордостью милости Божией изливаться через вас на весь мир

Схиархимандрит Илий (Ноздрин):

– Когда я прочитал книгу старца Силуана, мне словно открылось светлое поле. Эта книга действительно отвечала на некоторые мои вопросы. Да и вообще очень точно передавала содержание нашей веры. Это откровение – увидеть, как старец Силуан сам выражает свой опыт. Как он плакал и молился! Когда отходила благодать, он взывал к Богу, и Господь снова наполнял его благодатной силой. Молитва у него шла непрерывно, даже во сне его душа исполнялась молитвой.

Только так и можно, как сказано в откровении, данном старцу Силуану Господом: держать ум свой во аде и не отчаиваться. Считать себя ниже всякой твари и не отчаиваться. Это просто. Если человек молится, у него не может быть отчаяния. Здесь говорится в основном о смирении. Потому что есть гордость житейская, светская гордость и гордость духовная: когда человек получает особую близость к Богу, укрепляется его вера, он сподобляется духовной жизни, и, конечно, вместе с этим появляются помыслы, что он уже достиг определенной высоты. Но это опасно для подвижника. Потому Господь и не дает многим такой благодати и такого вдохновения (даже до чудотворения), что человек не может вместить и сохранить их по причине духовной гордости. Гордость несовместима с благодатью. Потому Господь и попустил старцу Силуану увидеть дьявола. Преподобный недоумевал: почему это он молится, а дьявол стоит перед ним и не исчезает. И Господь открыл ему: это за духовную гордость. А чтобы не иметь ее, он должен был считать себя самым грешным.

Если Господь что-то и дает человеку, то надо осознавать: все наши дарования, земные и духовные – от Бога. Мы ничем не можем гордиться – ни материальным богатством, ни своими успехами, ни какими-либо заслугами. Господь дает нам все только по Своей милости. Ни наши таланты, ни наши силы, ни наши труды – ничто не является нашим. Поэтому и все духовное, что получил старец Силуан от Бога через явление Спасителя, – это милость Божия.

Формула трезвения

Иеросхимонах Валентин (Гуревич), духовник Донского монастыря Москвы:

– Таких святых, как преподобный Силуан Афонский, Господь являет миру в особо тяжкие времена умножения беззаконий для того, чтобы еще и еще раз напомнить людям о главной заповеди Господа Иисуса – о любви Христовой. Она есть совокупность совершенства (Кол. 3: 14), альфа и омега христианского учения и христианской жизни. Именно благодаря такой любви длится жизнь этого мира, и Господь еще милует нас.

Сказано: «От умножения беззаконий оскудеет любовь многих» (Мф. 24: 12), и: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле» (Лк. 18: 8). Сегодня тоже, как и веком ранее, время напряженное, много розни, разногласий. В такие-то годины праведники и наставляют особо подвизаться в заповеданной Самим Господом христианам любви к врагам (см.: Мф. 5: 44).

Потому как, если оскудевает любовь, это значит благодать уходит из сердец человеческих. Чем больше любви, тем больше благодати; но и наоборот: чем больше благодати, тем и любви у христианина больше. Преподобный Силуан Афонский обнимал своей любовью целый мир. Не было для него плохих людей, были только познавшие и не познавшие Бога.

Любовь к врагам и была для него критерием христианства. Это тот камертон, настроившись на который сами, монашествующие призваны и мирян настраивать. Иначе утрачивается сам смысл христианской жизни, а это – стяжание благодати Духа Святого, – как говорил преподобный Серафим Саровский. А если не Царствие Божие внутри человека, то что тогда?

Может быть, святому нашего времени, преподобному Силуану Афонскому и попущено было пройти по кругам внутреннего ада, претерпеть все эти бесовские искушения, чтобы быть путеводителем для гордого племени современников – соотечественников, прошедших эпоху безбожия?

Данное ему Господом откровение «держи ум свой во аде и не отчаивайся» уберегает от самоуспокоенности, теплохладности, безразличия к духовной жизни; но вместе с тем и от привычки безбожных времен уповать только на собственные силы. Защищает и от превозношения, и от уныния. Задает меру и поставляет христианина на царственный средний путь.

Всё чрезмерное от лукавого. А бесы, видя, в какую сторону склоняется подвизающийся, туда и стремятся его столкнуть: если влево – то в падение, если вправо – то, из самомнения, в какую-то ревность не по разуму, зилотство, прелесть... А через преподобного Силуана Господь нам открыл формулу трезвения, которое так необходимо тем более нынешним монахам, многие из которых не навыкли к покаянию с «молодых ногтей».   

От нас только «малое делание»

Иеромонах Даниил (Маханов), клирик Введенского женского монастыря г. Иванова:

– Да нам хотя бы не превозноситься! А «держать ум свой во аде» – это для подвижников. Тут уже некоторая глубина духовного опыта нужна. Сосредоточение, осторожность, молитва крепкая... А иначе можно чего-то «намечтать» о себе и повредиться. Преподобному Силуану многое в духовной жизни было дано авансом. Таких, как он, – предупреждал архимандрит Софроний (Сахаров), – может быть, один на тысячи, на миллионы. Мы же постоянно в какой-то суете находимся. Рассеиваемся. Куда нам в глубины такие сходить!

Но я помню, когда был на Афоне, заметил, что там действительно всё внешнее перестает тебя занимать, человека там словно «вытряхивает» из всего текущего опыта... Может быть, еще и потому что вопросами то и дело не отвлекают, и ты обращаешься внутрь себя. В этом внутреннем опыте многое открывается. Да, раем то, что ты там видишь, не назовешь. Скорее ад. Но множество святынь Святой Горы, многочасовые, по 10-15 часов, службы в афонских обителях поддерживают и не дают отчаиваться. Да и непрестанное превозмогание себя тоже держит: ноги болят, а тебе передали множество записок, надо за всех молиться. Вот и не отчаиваешься! От того-то молодежь и нагружают физической работой в монастырях, чтобы отвлечь от того, что ей еще не по силам. Да и все-таки забота о ближнем в общежитии, это тоже данный нам спасательный круг; это у преуспевших, у отшельников – «батискафы смирения», они и погружаются мысленно во ад.

Нас-то потому Господь и нагружает каждого своими послушаниями или болезнями, чтобы мы хотя бы под тяжестью креста внешних обстоятельств, если внутренне сораспинаться Христу еще не умеем, более смиренно думали о себе. Вот, помню, старец у нас был, его нахваливают со всех сторон: «Вы батюшка такой растакой…» А он: «Моими молитвами, – говорит, – баня сгорела, и корова сдохла». При всех сказал.

От нас, как батюшка Иоанн (Крестьянкин) заповедовал, – «малое делание». Исполняй то послушание, на какое поставлен, да то молитвенное правило, что дано, и терпи всё, что на тебя сыплется, – и будет с тебя. И осознавай: если Бог не даст, и этого не понесешь.

Подготовила Ольга Орлова

Материалы по теме

Новости:

Публикации:

Памяти митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия
Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь
Успенский Второ-Афонский Бештаугорский мужской монастырь
Памяти митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия
Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь
Успенский Второ-Афонский Бештаугорский мужской монастырь

Монашество:

Доклады:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Макарьева пустынь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Пензенский Троицкий женский монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы