Как благословение старшего поколения…

17 апреля, на Радоницу, в день особого поминовения усопших, в Белом зале Московского архитектурного института (МАРХИ) открылась выставка, на которой часть экспозиции посвящена возрождению Калужской Свято-Тихоновой пустыни.

 Это семейная выставка, и называется она так: «Четыре поколения. Архитектура. Живопись. Графика». Приурочена к 100-летию Александра Рочегова и Марии Энгельке – представителей героического поколения, прошедших войну, ставших высококлассными профессионалами и воспитавших детей, внуков и правнуков в любви к своей профессии. По удивительному Промыслу Божию столетний день рождения Марии Энгельке – она родилась 17 апреля 1918 года – совпал с Пасхальной Радоницей!


Внучка Александра Григорьевича и Марии Александровны Полина Гридасова вот уже девятнадцать лет живет рядом с мужским монастырем Успения Пресвятой Богородицы Калужская Свято-Тихонова пустынь и является монастырским архитектором. Пять планшетов на выставке представляют ее работы – проекты реконструкции Преображенского собора обители с нижним храмом преподобного Тихона Калужского, музейного комплекса «Великое стояния на Угре», храма в честь иконы Божией Матери «Владимирская». Шестой планшет иллюстрирует разные моменты монастырских строительных будней; отдельно экспонированы рисованные шаблоны резьбы иконостаса и клиросов Успенского собора монастыря. (О своем духовном и профессиональном пути, приведшем ее в обитель на Калужской земле, Полина рассказала порталу «Монастырский вестник» в интервью «Я считаю, что меня преподобный Сергий к преподобному Тихону прислал»).

На открытии выставки звучала живая классическая музыка – любимые произведения Александра Григорьевича Рочегова, который когда-то прекрасно их исполнял. Большой интерес у посетителей вызвали живописные произведения художественно одаренных потомков Александра Григорьевича и Марии Александровны: их младшей дочери художницы Анны Рочеговой, внука Александра Ионова, правнуков Федора и Луки. А также представленный на планшетах архив старшего поколения и современные проекты «Творческой мастерской архитектора О. Гридасова», в которой трудятся отец и мама Полины, ее брат Петр и она сама.

 О своих дедушке и бабушке монастырский архитектор вспоминала тепло, уважительно, с воодушевлением, приведя множество интересных фактов, которые нельзя обойти вниманием:


– Дед проектировал Волго-Донской канал, гостиницу «Ленинградская», универмаг «Московский», посольство СССР в Гаване, работал над типовым жилищем. Занимал руководящие должности, в свои 75 лет он создал Российскую академию Архитектуры и Строительных Наук и стал ее первым президентом. А одной из последних его работ было участие в возрождении храма Христа Спасителя в Москве. Умер дед внезапно – 2 декабря 1998 года, полный физических сил и творческих планов, продолжая до последних дней полноценно работать и созидать заделы на будущее, которые живы и по сей день. На меня произвело огромное впечатление то, что произошло на отпевании деда в храме «Большое Вознесение». Дежурный священник, подойдя ко гробу и спросив имя усопшего, вдруг ахнул, узнав его: «Александр Григорьевич!» Дальше он сказал удивительные слова, обращаясь к пришедшим в храм родственникам и толпе сослуживцев, которые даже не знали, как наложить на себя крестное знамение: «Вы знаете, кого мы хороним?! Мы праведника хороним! Я имел счастье работать с Александром Григорьевичем в Комиссии по восстановлению храма Христа Спасителя! Праведника хороним!» – повторил он. После чего отец Геннадий вдохновенно совершил чин отпевания. Я была потрясена. Деда – коммуниста с огромным стажем, никогда не ходившего в храм, назвал праведником неожиданно узнавший его священник! Именно после кончины деда я впервые в жизни по совету диакона Георгия (Савина), с которым мы познакомились незадолго до этого, полностью прочла Псалтирь. Можно сказать, что с этого момента началось мое воцерковление.


А бабушка Маша является автором художественного оформления интерьеров вестибюля и холлов гостиницы «Ленинградская» (высотного здания на Комсомольской площади), интерьера метро «Арбатская», интерьеров представительских помещений Белого дома, гостиницы «Россия», посольства СССР в Гаване. Последняя ее работа ‒ роспись большой трапезной палаты в храме Христа Спасителя. Она выиграла этот закрытый конкурс в возрасте 80 лет! Жюри попало в затруднительное положение, узнав, кем является автор-победитель. Как художница преклонных лет сможет осуществить роспись такого масштаба?! Плохо они знали мою бабушку... Прилетевшая на помощь из Швеции младшая дочь (моя тетя) художница Анна и около 60 студентов московских художественных вузов забирались на высокие подмостки и под бабушкиным руководством, по ее эскизам осуществляли проект. Я приезжала со стройки храма преподобного Тихона в монастырском пальто, забрызганном черным битумом (как раз в 2000 году делали гидроизоляцию нижнего храма), в храм Христа Спасителя и видела тех бодрых художников, почти сплошь забрызганных так же, как и я, но только не битумом, а белой краской, служившей фоном трапезного зала.

Бабушка с дедушкой в конце жизни обвенчались. Им было уже по 75 лет, и тогда, в середине 90-х годов, дед вдруг дал согласие на венчание в храме Ризоположения на Донской улице. Наверное, православные семейные корни, питавшие их в далеком детстве, дали свои благодатные плоды. А их знакомство, начавшееся в Санкт-Петербургской Академии художеств, продолжившееся в военные годы в эвакуации, сложилось в семейные отношения в 1944 году на территории Троице-Сергиевой Лавры! Монастырь оказал тогда большую помощь – предоставил студентам и преподавателям Академии художеств, партиями возвращавшимся из эвакуации, свои помещения для временного размещения. Именно там они приняли решение о дальнейшей совместной семейной жизни. Бабушка пережила деда на 13 лет, и, к счастью, успела неоднократно побывать в нашей Свято-Тихоновой пустыни. Причащалась за Божественной литургией. Для меня это было как благословение старшего поколения.

 Полина убеждена, что ее дедушка и бабушка наверняка послужили бы верою и правдою церковному зодчеству, родись они в другое время.

 – Но Промыслом Божиим эти ровесники октябрьского переворота, посвятив свой талант Родине, все же успели поучаствовать и в Божием деле. А я в какой-то мере чувствую себя даже обязанной восполнить то, что они хотели бы сделать и просто не смогли, – заключает она.

 Совершаем дальнейшее «путешествие» по выставке, которое можно назвать путешествием во времени длиною в 100 лет. Полина продолжает рассказ о других членах своей семьи.


–– Вклад моих родителей и брата представлен в экспозиции работ архитектурной мастерской. При этом главным делом жизни мамы – Натальи Рочеговой – является педагогическая практика. 53 года – целую жизнь! – она провела в стенах Московского архитектурного института. Сначала как студентка, потом как аспирантка, потом как преподаватель кафедры Основ архитектурного проектирования, потом доцент, профессор, советник Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), директор Учебно-научного центра «Архитектура и компьютерная графика». И остается безмерно любимым и вечно молодым талантливым человеком и педагогом. Примечательно, что на протяжении двенадцати лет мамина творческая мастерская, через которую прошло несколько поколений студентов, располагалась в одной из келий Богородице-Рождественского монастыря на улице Рождественка. Первое мое сознательное присутствие на Пасхальном богослужении в только что отреставрированном и открывшемся в середине 90-х годов Рождественском храме было именно там. Служил тогда пасхальную заутреню тот самый отец Геннадий, что отпевал дедушку... В 1997 году все помещения, включая «мамину келью», были переданы монастырю, и мы плавно переехали в уже ставшую общесемейным пространством дедову мастерскую на Тверской.

Наше поколение студентов употребляло такую терминологию: «Ты в институт или в монастырь?» В годы моей учебы в МАРХИ на территории Богородице-Рождественского монастыря располагались кафедры промышленного проектирования, скульптуры, живописи и находились мастерские преподавателей. А в храме Николы в Звонарях (Московском подворье Пюхтицкого монастыря) на той же Рождественке была кафедра рисунка. Теперь мне в голову приходит мысль: несмотря на то, что в советское время храмы и монастыри были закрыты и приспособлены под разного рода светские учреждения, благодать святых мест творила свое невидимое чудо.

 …Совсем недавно, в среду Светлой седмицы, 11 апреля 2018 года, исполнилось 70 лет отцу Полины – Олегу Гридасову.

– Это юбилей настоящего мастера-архитектора, руководителя нашей семейной архитектурной мастерской, моего основного консультанта и непосредственного участника монастырских проектов последних десяти лет, – говорит любящая дочь. – Крестился папа очень неожиданно для нас (и для него самого) в праздник Преображения Господня в 1991 году в Ферапонтовом монастыре Вологодской области, куда он ехал на свою традиционную рыбалку. А мой старший брат Петр Гридасов осуществляет сейчас основную проектную и организационную деятельность нашей семейной мастерской. Одной из последних церковных тем было участие в конкурсе на проект храма Всех святых в Московском Сретенском монастыре. В последние три года Петр также, как и отец, стал участвовать в моих монастырских проектах, связанных с Калужской Свято-Тихоновой пустынью.

В завершение нашего разговора рассказчица, представитель династии архитекторов, архитектор монастыря произносит:

– Я чувствую, что мне чем дальше, тем интереснее видеть столетие архитектурного и художественного наследия нашей страны на узком примере своей семьи.

***

…Прекрасная идея – почтить память старшего поколения и показать преемственность в профессии – обрела зримые формы. Как сказал открывавший выставку президент Российской академии архитектуры и строительных наук Александр Кузьмин, поколение Александра Григорьевича и Марии Александровны было поколением созидателей, которое привыкло все брать на себя, не переваливать дела и заботы на кого-то другого. И одной из главных заслуг Александра Григорьевича Рочегова, помимо многих других, тоже важных, масштабных, является создание Союза архитекторов России. По словам А.В. Кузьмина, в Советском Союзе было 14 республиканских Союзов архитекторов, но своего Союза в Российской Федерации не было. И именно маститый архитектор Рочегов взялся за создание такой организации, которая сегодня объединяет тысячи специалистов в области архитектуры и градостроительства – теоретиков, практиков, педагогов.

Выставка в МАРХИ, на Кузнецком мосту, продлится до 27 апреля.  На второй день выставки ее посетил наместник Калужской Свято-Тихоновой пустыни архимандрит Тихон (Завьялов). У него это событие, связанное с трудами замечательной московской семьи, которая стремится своим талантом и профессиональными знаниями помогать развитию древней обители, вызвало живой отклик в душе. А прихожанин Свято-Тихоновой пустыни кузнец Константин Мухин (он тоже вместе с собратьями по кузнечному ремеслу вот уже более десяти лет помогает в благоукрашении обители) приехал на открытие выставки из деревни Ефремово Шатурского района, где сейчас проживает семья Мухиных, с сыновьями. Многодетный отец, он сказал, что для его детей было важно увидеть такую преемственность и услышать высокую оценку трудов представителей четырех поколений.      

 


Подготовила Нина Ставицкая

Фото автора

Также представлены снимки монастырским архитектором Полиной Гридасовой

Материалы по теме

Монастыри

Мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы Калужская Свято-Тихонова Пустынь
Калужская обл., Дзержинский р-н, с. им. Л. Толстого, ул. Советская, 14
Мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы Калужская Свято-Тихонова Пустынь
Калужская обл., Дзержинский р-н, с. им. Л. Толстого, ул. Советская, 14

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь