Павел Корин. «Схиигумения Фамарь». Свидетельство христианского сопротивления

Оксана Головко

Схиигумения Фамарь (Марджанова) в 2016 году прославлена как преподобноисповедница в Грузинской Православной Церкви. Спустя год Синод Русской Православной Церкви также постановил включить имя святой в месяцеслов с определением празднования ее памяти 10/23 июня –как это установлено в Грузии. Вспоминая сегодня матушку Фамарь, пребывающую в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской, мы, вместе с автором статьи искусствоведом Оксаной Головко хотели еще раз напомнить о том, как близко в трагическом ХХ веке нам дано было соприкоснуться с реальностью Бога и Божественной любви к миру благодаря этим удивительным людям – почти нашим современникам, с такой силой веры несшим в себе свет Христов.

Советская живопись тридцатых годов – радостные портреты «новых людей» – улыбающихся, полнокровных, мощных физически, готовых к строительству коммунизма в отдельно взятой стране. В это же время Павел Корин пишет и совсем другие образы…

Он пишет церковных иерархов, священников, монахов, инокинь, схимников и схимниц… Идея поместить их всех в картину «Реквием» возникла у Корина в 1925 году, во время похорон Патриарха Тихона в Донском монастыре, когда пять суток шел нескончаемый людской поток, чтобы проститься с усопшим.


Схиигумения Фамарь – одна из тех, кто, согласно эскизу, должен был стать героем картины. На эскизе она находится в правой группе, рядом с ее духовной дочерью Татьяной Николаевной Протасьевой. А ранее, до того, как схиигумения Фамарь оказалась на общем эскизном полотне, художник сделал ее портрет…

Матушка Фамарь (Марджанова) – в миру Тамара Александровна Марджанишвили, грузинская княжна. Ее мать – из знаменитого рода Чавчавадзе. В юности Тамара Александровна однажды поехала посмотреть незадолго до того возрожденный Бодбийский женский монастырь святой равноапостольной Нины и там произошла ее самая главная в жизни Встреча: девушка решила уйти в монастырь. О том, как в этом мире все непрочно, она уже знала, потеряв обоих родителей, и чтó на этом фоне значили титулы и богатство… Княжна Тамара умерла для мира, а для служения Господу и людям родилась монахиня Ювеналия.

Позднее она стала настоятельницей Бодбийского монастыря, а затем – настоятельницей Покровской общины сестер милосердия в Москве. В 1910 году она начала работу по созданию Серафимо-Знаменского скита. Как вспоминал священномученик Арсений (Жадановский), который станет духовником обители, а в 1915 совершит постриг игумении Ювеналии в великую схиму с именем Фамарь, матушка мечтала об уединенной молитве в скиту Серафимо-Понетаевского монастыря недалеко от Сарова, около преподобного Серафима... Но, молившись у иконы Божией Матери, она несколько раз услышала глас: «Нет, ты здесь не останешься, а устраивай сама скит не только себе, но и другим».

Перечитываешь факты из того, совсем недавнего прошлого и поражаешься концентрации духовной жизни в конкретной точке времени конкретной страны. Святые, у которых мы сегодня просим заступничества перед Господом, тогда, в конце XIX – начале ХХ века общались, наставляли друг друга. Так, еще будучи послушницей и в последующие годы, матушка Фамарь общалась с великой княгиней Елизаветой Федоровной, именно по ее совету для строительства Серафимо-Знаменского храма был приглашен архитектор Алексей Щусев. Так что даже на визуальном уровне получилась перекличка между Покровским храмом Марфо-Мариинской обители и Серафимо-Знаменским скитом. А освящал в 1912 году Серафимо-Знаменский скит митрополит Московский Владимир (Богоявленский) – первый в сонме священномучеников, пострадавших в годы гонений. Этот список можно продолжать и продолжать.


О настоящей радости

По уставу новой обители сестры «...ни при каких обстоятельствах не должны были предаваться унынию, скорби; ничем не расстраиваться, всегда поддерживать в себе свежее, бодрое, радостное настроение». Тогда еще никто не представлял, что скоро это станет серьезным духовным заданием...

Не предаваться унынию, когда в 1924 году скит будет закрыт, не скорбеть в камере после ареста в 1931 году... Силу схиигумении Фамари чувствовали даже уголовницы, которые находились с ней в камере. Это была другая, не физическая сила, гораздо интенсивнее, раньше им с такой сталкиваться не приходилось. Потому относились к матушке с уважением и, если она просила перестать ругаться, замолкали.

Схиигумению Фамарь отправили в ссылку, в глухую сибирскую деревню Усть-Уду на Ангаре, более чем за двести километров от Иркутска. В ее письмах оттуда тоже звучат мысли про радость, настоящую, глубокую, не ту, что связана с настроением и улетучивается от малейшего дуновения невзгод: «Друг друга тяготы носите. Вся жизнь есть терпение, а радость появляется, когда сумеешь победить себя» или вот еще: «Я рада, что чаша испытания мне досталась сильнее моих деток. Так и должно быть...»

Из ссылки матушка Фамарь вернется уже больной, проживет всего три года. Кстати, в том числе и благодаря хлопотам Павла Корина, матушке разрешили поселиться под Москвой, недалеко от станции Пионерская Белорусской железной дороги, а не за 100 километров, как обычно селили ссыльных. Там и напишет в 1935 году художник ее портрет, сделав, кроме того – два предварительных рисунка карандашом.

В портрете Павла Корина нет и намека на телесную немощь матушки, хотя чувствуется след от перенесенных страданий… Чуть ссутуленные плечи, легкий упор на одну руку – все это замечаешь, разглядываешь уже потом, тем более зная, что схиигумения Фамарь плохо себя чувствовала из-за болезни и всех, приезжающих к ней, принимала, сидя в кресле. Первое впечатление от образа – перед нами человек, которого не согнуть, не сломать. Глубокий взгляд больших глаз, почти иконных. Да, и на фотографиях, в том числе времен молодости, у матушки большие глаза. Но Корин специально делает на них акцент, как и на все лицо, очерчивая его белым апостольником. Именно лицо, глаза – все это полно движения, передает, при внешней статичности образа, напряженную духовную жизнь. Переходы от света к тени ярко выражены, не сглажены: если художник пишет свет, то почти близко к белому, если тень – к темному, что усиливает ощущение напряженности. Цвет в картине сведен к минимуму, и это тоже помогает идее – подчеркнуть внутреннюю, духовную жизнь героини.

Христианское сопротивление

Да, понятно, речь не об иконе, а о реалистической работе. Но Павел Корин – уроженец Палеха, из семьи потомственных иконописцев, его росписи находятся в крипте Покровского храма Марфо-Мариинской обители, он хорошо знал и что такое реализм иконы. Да, он говорит о здешнем мире, строго следуя его законам, – перспектива, светотеневая-моделировка и так далее. Он пишет на другом, не иконописном, художественном языке о реалиях мира здешнего, но в портрете схиигумении Фамари чувствуется и отзвук мира Горнего, по крайней мере – знания о нем. Корин как-то заметил, что всю жизнь стремился «вылезти» из иконописца, но, тем не менее, знание языка иконы помогало видеть движение души героев, их внутреннюю суть. 

«Портреты церковных иерархов и этюды верующих… по силе характеров, суровой реальности противостояния власти, мощи замысла и конкретного живописного воплощения можно оценить как искусство христианского сопротивления», – пишет искусствовед Виталий Манин по поводу работы «Русь уходящая. Реквием» (Мы помним, что первое название дал Горький, не сам художник, так что оно очень и очень условно). Долго не хотелось соглашаться с термином «христианское сопротивление», поскольку в нем слышится то, что совсем не вяжется с сонмом новомучеников, пострадавших за веру в годы гонений. А потом подумалось, – все-таки речь именно о сопротивлении, только не власти, режиму, а князю мира сего, греху, который есть в этом мире.

«Картина моя – на похоронный мотив “Святой Боже”. Удары колокола. Мрачно, безнадежно… Торжественный трагизм», – писал Корин, приступая к работе над «Реквиемом», в эскизе которого мы видим и схиигумению Фамарь. В итоге – картина не получилась, но даже эскиз и портреты говорят совсем не о безнадежности. Замысел – замыслом, но потом – общение с героями, их портреты и – от безнадежности не осталось и следа. Потому что это слово никак не может быть связано с людьми, несущими свет Христов даже в годы гонений; потому что все христианство – про надежду и жизнь, а не наоборот. Если переводить на художественный язык – даже в самой трагичной иконографии – Распятии – нет торжества смерти, наоборот, там – знание, что впереди Воскресение.

Наверное, даже неважно, что Корин так и не написал задуманное масштабное полотно. Каждый его портрет к нему – свидетельство. Причем не просто свидетельство конкретной эпохи, а гораздо больше. Настоящий художественный дар – от Бога и если художник этому дару не изменяет, порою то, что он создает, оказывается даже больше замысла.


Материалы по теме

Публикации

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Казанская Амвросиевская женская пустынь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь