Послушание – это рай в душе

Монахиня Агния (Мельничук)

«Монастырский вестник» предлагает вниманию своих читателей интервью с монахиней Агнией (Мельничук), старшей сестрой Архангельского скита Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря. Скит создан на месте некогда большого села Ездаково, расположенного в двадцати километрах от города Арзамаса на пути в Дивеево. Первый деревянный храм, освященный в честь Покрова Божией Матери, был построен здесь помещиками Головачёвыми в XVI веке. К началу XX века село Ездаково переживало период своего расцвета: здесь было два каменных храма, около трёхсот дворов и проживало более тысячи крестьян. В 1917 году начались годы лихолетья и безбожия, что привело к закрытию храмов в 1938 году и разрушению устоев сельской жизни. В результате политики укрупнения колхозов и ликвидации «неперспективных» деревень в 1970-е, село опустело, а в 1986 году его сняли с кадастрового учета. В 1997 году 206 гектаров земли села Ездакова с прилегающей окрестной территорией и двумя полуразрушенными храмами были переданы Дивеевской обители для ведения подсобного хозяйства. Трудом и молитвою сестер, помощью верующих под Покровом Пресвятой Богородицы, преподобного Серафима Саровского и святого Архистратига Михаила здесь возрождена монашеская жизнь.

Матушка, расскажите, пожалуйста, как Господь привел Вас в Дивеево.

Батюшку Серафима я люблю с самого детства и всегда хотела попасть в места, где он подвизался, увидеть речку Саровку, побывать в саровском лесу у камушка, на котором молился преподобный. Но папа мне говорил, что мощей его нет, камушек разобран по частям и место, где преподобный Серафим жил, огорожено колючей проволокой.

Господь чудесным образом даровал мне первую встречу с мощами батюшки Серафима. В 1991 году я ехала с Украины в Дивеево поступать в монастырь. В Москве сделала пересадку, поезд на Арзамас нужно было ждать до вечера, а так как Москву я совсем не знала, то решила сесть в первый попавшийся автобус или троллейбус и выйти, когда увижу храм. Там посидеть и помолиться тихонечко. Так я попала в Богоявленский собор в тот самый день, когда в него были доставлены из Ленинграда мощи преподобного Серафима Саровского. Целый день я тогда провела у мощей и была очень счастлива.

А когда приехала в Дивеево, то пошла за благословением для поступления в монастырь к матушке Маргарите [1], одной из последних насельниц дореволюционного монастыря. У нее хранились вещи батюшки Серафима, икона, камушки от того камня, на котором он молился. Матушка Маргарита жила в маленьком домике на улице Лесной. Пришла я к ней, а посетители идут один за другим. И мне матушка дает послушания одно за другим: то на огород отправляет, то на кухню, то читать Псалтирь благословляет… Целый день давала задания. Вечером, отпустив всех посетителей, сказала: «Останешься у меня ночевать, вот здесь на топчанчике». Я говорю: «Матушка, дайте мне благословение в монастырь, благословите меня чем-нибудь!» Я хотела, чтобы она мне камушек дала, – у нее был чайник, и в этом чайнике – камушки батюшки Серафима. А она достала из тумбочки маленький подсвечник, который у нее еще с монастырских времен сохранился, и им благословила. Этот подсвечник у меня до сих пор находится. И, удивительно, – когда я подошла к владыке Николаю [2] за благословением остаться в монастыре, он благословил меня быть церковницей в храме – следить за порядком и чистить подсвечники.

Чем Вам особенно запомнилась матушка Маргарита?

Что бы она ни делала, у нее было живое общение с батюшкой Серафимом, настолько она его любила! На каждое свое дело, на каждый шаг брала у него благословение, как будто бы ощущала его рядом с собой и постоянно с ним советовалась. Я благодарна Господу, что мы застали матушку Маргариту, что преподобный Серафим сохранил ее нам для того, чтобы она передала монастырские традиции молодым сестрам!


Первое Ваше послушание было церковное. А какие еще послушания Вам довелось исполнять?

Я была церковницей и гостиничной. Когда мощи батюшки Серафима крестным ходом были принесены в Дивеево, я в тот день церковничала на ночной Литургии. А во время поздней Литургии мне дали еще одно послушание. На праздник приехало много владык, их кормили где-то за пределами монастыря. Мне сказали, что один из архиереев не поедет туда, а будет обедать здесь. Я должна была его накормить в одном из помещений в колокольне. Взяла небольшие кастрюльки (думаю: владыка один, много не съест) и приготовила еду: чуть картошки, немного щей, рыбки. После службы входит владыка, им оказался митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, сейчас Святейший Патриарх, и с ним сопровождающие священники и иподиаконы. Я смутилась, что их так много, а еды у меня мало. А тут опять дверь открывается, и идет еще один владыка с сопровождающими. И так набралось гостей человек десять. Я взмолилась: «Батюшка Серафим, помоги! Как же я их всех накормлю?!» И больше не помню ничего. Не помню, как я их кормила. Помню, когда они уже вставали и благодарили, а еды хватило всем и даже осталось.

Потом я пошла в храм – нужно было убирать после поздней Литургии. Когда я вошла в Троицкий собор, там была такая благодать, мне показалось, что всё словно стоит на метр от земли. И я как будто не по земле ступаю, а по воздуху…

Затем семь месяцев провела в Рожнове, там был епархиальный скотный двор, и владыка Николай всех, кто хотел остаться в монастыре, сначала благословлял туда. Мы работали в коровнике, помогали на стройке, чистили снег. Я очень тосковала по Дивееву и просила: «Батюшка Серафим, забери меня!» А однажды вдруг твердо решила: «Раз меня сюда благословили, я буду здесь до конца своих дней». И через день приехала матушка игумения и забрала меня в монастырь. Впоследствии она дала мне послушание келаря.


А как Вы оказались в скиту?

Я родилась 19 сентября на память Чуда Архистратига Михаила в Хонех. И ровно через тридцать лет, накануне этого праздника, 18 сентября, матушка Сергия благословила меня сюда, в Архангельский скит.

Здесь было полное бездорожье. На месте села – пустырь, два полуразрушенных храма и ни одного дома. Обвалившиеся стены, кучи кирпичей… Груды мусора были вынесены из церкви Архангела Михаила. Земляные работы осложнялись тем, что от прежних домов сохранилось множество ям, погребов и фундаментов. Ломалась техника, мы выносили камни и кирпичи со вспаханных огородов вручную. Других зданий, кроме храмовых, не было; мы поселились в деревянном вагончике. Везде – сорняки, а лопухи росли такие мощные, что их рубили топорами.

В архивах мы нашли чертежи наших храмов, стали их восстанавливать, потом и купола позолотили, и стены расписали. Построили жилые корпуса, коровник, курятник, пасеку завели, окультурили земли.


Скиты создаются ради хозяйства?

Скитское хозяйство немалое, оно питает наш монастырь. На скитских полях возделываются зерновые культуры: пшеница, ячмень, овес. Мы выращиваем картофель, разнообразные овощи, есть свой яблоневый сад, есть пасека, коровник и курятник.

Но главное – церкви теперь стоят восстановленные. У нас два храма: один освящен в честь Чуда Архангела Михаила в Хонех, второй – в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».

А у Вас до Дивеева ведь был уже опыт жизни в монастыре?

Я прожила два года в Свято-Троицком Корецком монастыре. Этот древний монастырь не закрывался в годы советской власти, и, конечно, много духовной пользы дало общение со старыми монахинями.


А кого Вы можете назвать своими учителями в духовной жизни?

Самым первым учителем был мой папа. Он говорил: «Я за тебя молился задолго до твоего рождения». Когда он учился в Ленинграде, ректором академии был владыка Никодим (Ротов), и он советовал папе принять монашество. А папа очень хотел дочку, молился об этом. И потом, уже после моего пострига, говорил: «Ты теперь за меня несешь крест монашества». Владыка Никодим благословил его и маму на брак, и его благословение я ощущаю на себе. Молитвы его чувствую, и сама всегда за него молюсь, на каждой службе поминаю.

Еще я часто ездила в Почаев, к преподобному Иову Почаевскому, очень любила молиться в его пещерке. В это время там жил старец схиархимандрит Викентий, он и благословил меня в Дивеево.

Что Вам помогает принимать волю Божию, смиряться?

В монастыре основное – это послушание. Всё надо делать по послушанию: и молиться, и работать, и отдыхать – тогда в душе будет рай.


Вы за послушание отправились в Рожново на скотный двор, затем поехали в голое поле создавать скит. Интересно, сколько же профессий в результате Вы освоили в монастыре?

В детстве я думала, что буду жить в монастыре, как преподобный Иов Почаевский. Буду молиться в пещерке, и мне на веревочке туда будут спускать просфоры. И еще, я очень не любила шум тракторов и была уверена, что в монастыре-то я точно с тракторами дела иметь не буду. На деле всё получилось наоборот: жизнь у меня не затворническая, а дело имею с целым комплексом различных машин и агрегатов, у нас ведь двести гектаров земли.


Многими делами за эти годы приходилось заниматься: агрономией, строительством, животноводством, ветеринарией, работала на пасеке. Еще я с радостью занимаюсь собаками, которые охраняют скит, у нас два алабая и восточноевропейская овчарка. А также мы собираем в окрестностях скита разные травы и составляем лечебные сборы. Но самое любимое мое послушание – печь просфоры. Я класса с пятого знала, что поступлю в монастырь, и там надо будет все уметь, с детства уже помогала маме печь просфоры. Для этого и в кулинарное училище пошла, даже дипломную работу писала по приготовлению теста…

А сколько же сестер сейчас в скиту?

Сестер мало, со мной десять человек. Они и на правило ходят, на службу, и послушания выполняют, всё успевают. На коровник выходят в пять утра, подоят коров, на кухне приготовят и идут на службу, потом еще и на молочной кухне помогут. У всех сестер по несколько послушаний. Сестры у нас хорошие.


Расскажите про особенности скитского жительства. Чем отличаются богослужебная жизнь в монастыре и в скиту? Как у вас проходит день?

Мы здесь сами вычитываем весь богослужебный суточный круг. Вечером читаем двенадцать псалмов, вечернюю службу, потом вечерние молитвы, поклоны делаем, по заповеди батюшки Серафима, и полунощницу. Утром – утренние молитвы, утреннюю службу, и если остается у нас время, то еще акафист. А на Литургию раз в неделю привозим батюшку из Дивеева. Конечно, раз в неделю – это мало, но на праздник можем поехать в Дивеево.

Остается у ваших сестер время на келейное правило?

Основное правило мы вычитываем в храме. А келейное правило сестры выполняют по мере возможности.


Исповедуетесь священнику, который служит? Откровение помыслов не практикуется?

Батюшка Серафим сказал сестрам, что после его смерти у них отца не будет и посоветовал: «Что ни случилось бы с вами, всё, приходите, да мне на гробик, припав к земле, как к живому, и расскажите. И услышу вас, и скорбь ваша пройдет! Как с живым со мной говорите». Мы, конечно, исповедуем грехи священнику. А мой духовный отец, я считаю, – батюшка Серафим. Если к нему обратиться без всяких сомнений в душе, он сразу утешит и поможет. Так же и к Матери Божией, если обратишься как к Игумении, – Она всё устроит как надо. А в остальном у нас есть устав монастырский, есть правила святых отцов – по ним нужно сверять свою жизнь. Многие сейчас говорят, что в наше время нет духоносных наставников; надо самому быть хорошим послушником, тогда Господь и наставника пошлет.


А как происходит Ваше духовное общение с сестрами? Вы собираетесь вместе или лично беседуете с каждой сестрой?

Конечно, в большинстве случаев сестры ищут личного общения, когда что-то не ладится, когда возникают конфликты. Я обычно советую: «Начинай спасать мир с себя». Как батюшка Серафим говорил: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Старайся исправить себя, а не от других требуй исправления. Как правило, после этого все как-то налаживается, успокаивается.


Трудности скитской жизни растворены ведь, наверное, и утешениями?

Больше всего утешает присутствие Господа. Он – рядом, и это понимаешь особенно четко, когда происходят какие-то чудесные события.

Недалеко от нашего скита, на окраине леса, на наших глазах образовался святой источник. Я ходила туда молиться и однажды, когда была сильная засуха, обнаружила, что одно из мест увлажняется. Когда подкопали там землю, вода стала обильно поступать, забил источник. Освятили его в честь Архангела Михаила и сделали там купальню.

Был и такой случай. Перед 14 августа, на Медовый Спас, мы всегда в монастырь привозим мед. Семь фляг. А тут лето выдалось засушливое, меда было мало, всего-то набралось две с небольшим фляги. Я говорю: «Батюшка Серафим, в монастыре ждут мед, помоги!» И тут пчелы залетали так, как будто они команду получили. Опытные пчеловоды говорили, что этого не может быть, в это время уже нет медосбора.


А с Вашей небесной покровительницей мученицей Агнией Вы чувствуете связь?

Конечно. Промыслом Божиим сам выбор этого имени не был случайным. В детстве у меня всегда была потребность молиться. Я не знала, как эту свою потребность выразить, и как-то раз нашла в папиных книгах большое стихотворение «Христианка» о римских мучениках. Выучила его и целыми днями ходила и читала, и музыку к нему подбирала и пела. Все детство был со мной этот стих. А потом меня в постриге нарекли в честь римской мученицы Агнии. Несколько лет после этого, в день памяти святой мученицы Агнии я писала ей стихиры, а сейчас мы составили ей службу и подали на рассмотрение в Богослужебную комиссию. И ещё нам неожиданно передали частичку мощей мученицы Агнии.


Вы с детства думали о монастыре. Как Ваши родители восприняли это решение? Вы не жалели о том, что именно так сложилась Ваша жизнь?

Я ни дня не жалела, что пришла в монастырь. Это мое выстраданное желание, и, конечно, много значили молитвы владыки Никодима, папины молитвы и молитвы почаевских монахов за меня.

Мама мне тоже ни слова против не сказала. Я долго была уверена, что она одобряет мой выбор. А потом узнала, что она двенадцать лет горевала и плакала, что меня нет рядом. Но всем домашним запретила об этом рассказывать, чтобы меня не смутить на выбранном пути. После успокоилась, смирилась, и мне уже искренне говорила, что раскаивается в том, что роптала, и благодарит Бога, что я в монастыре. Я даже на короткое время не хочу покидать обитель. Кто-то любит путешествовать, а для меня даже поездка в ближайший город Арзамас по делам обременительна, такой я домосед. Правда, на Святой Земле побывала, а больше никуда не хочу.

А в Рим к святой мученице Агнии?

Нет, мне хватает благодати в своем монастыре.


Ваша монастырская жизнь насчитывает тридцать три года. Дайте совет молодым послушникам и людям, которые стремятся к монашеству, – как им не бояться трудностей?

Если ты любишь Господа и пришел в монастырь ради любви к Нему, все трудности можно потерпеть и понести. Самое главное, всегда ходить перед Богом.

Если есть какое-то сомнение – в монастырь или замуж, тут надо хорошо подумать, не спешить. Потому что, когда выбрал, – это уже твой путь и другого нечего искать. Если ты будешь сомневаться, у тебя не будет в душе мира. А без радости, без мира, без благодати как жить в монастыре?

Закончить хочу эпизодом из жизни батюшки Серафима, описанном в Летописи Серафомо-Дивеевского монастыря: «Однажды подошли к батюшке Серафиму курские купцы, заехавшие в Саров с Нижегородской ярмарки. Перед прощанием они спросили батюшку: “Что прикажете сказать Вашему братцу?” Отец Серафим ответил: “Скажите ему, что я молю о нем Господа и Пречистую Его Матерь и день и ночь”. Они отошли, а батюшка, воздевши руки, с восторгом несколько раз повторил: “Нет лучше монашеского жития, нет лучше!”»


_________________________________________________________________________________

[1] Схимонахиня Маргарита (Лахтионова; 1899–1997) – последняя инокиня дореволюционного Серафимо-Дивеевского монастыря, хранительница Дивеевских святынь и традиций, дожившая до возрождения обители.
[2] Митрополит Николай (Кутепов) (1924–2001) – управляющий Нижегородской и Арзамасской епархией c 11 июня 1977 года по 21 июня 2001 года.

Беседовала Екатерина Орлова
Снимки предоставлены Свято-Троицким Серафимо-Дивеевским монастырем

Материалы по теме

Публикации

Дивеевский монастырь по описаниям паломников XIX и XX веков
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Посещение Царственными паломниками Дивеевской обители в 1903 году
Дивеевский монастырь по описаниям паломников XIX и XX веков
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Посещение Царственными паломниками Дивеевской обители в 1903 году

Монастыри

Архангельский скит Серафимо - Дивеевского женского монастыря
Нижегородская область, Арзамасский район, село Шатовка
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь
Нижегородская область, Дивеевский район, село Дивеево, Прудовый переулок, 3Б
Архангельский скит Серафимо - Дивеевского женского монастыря
Нижегородская область, Арзамасский район, село Шатовка
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь
Нижегородская область, Дивеевский район, село Дивеево, Прудовый переулок, 3Б

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Пензенский Троицкий женский монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь