Игумения Серафима (Шевчик) о сегодняшних гонениях на Украинскую Церковь, ее Предстоятеле и любви Христовой.
Игумения Серафима (Шевчик) – настоятельница Одесского Свято-Архангело-Михайловского монастыря, в течение последних 10 лет глава синодального отдела Украинской Православной Церкви «Церковь и культура». Матушка является известным православным журналистом и писателем, автором более 20 книг. Союзом журналистов Украины удостоена звания «Лучший христианский журналист 2006 года»; государственной комиссией ей было присвоено звание «Женщина третьего тысячелетия». Много сил она отдает изучению духовного наследия Украины.
Мы беседуем с матушкой о жизни Украинской Православной Церкви в преддверии 5-летия со дня интронизации Блаженнейшего Онуфрия, Митрополита Киевского и всея Украины.
Матушка Серафима, вы много лет несете высокие послушания в Церкви, возглавляете синодальный отдел по культуре. Сейчас мы все наблюдаем, как политический нож врезается в наше историческое прошлое, культуру, Церковь. Как нужно православным реагировать на это?
Церкви всегда жилось очень трудно, о чем, кстати, нам напоминает Блаженнейший Митрополит Онуфрий. Он неоднократно в своих проповедях говорит о том, что Церковь не должна искать «зоны комфорта». Нельзя не согласиться с этим: для Церкви самое опасное – зона тепличного комфорта. Таковая была в синодальный период. Мы помним, к чему это привело, когда государство начало опекать Церковь, а по сути – управлять ею. Когда Российская империя рухнула, то пошатнулось и здание Церкви.
В результате нынешнего вмешательства в церковную жизнь на Украине основы Церкви также подверглись угрозе демонтажа. Страсти кипели нешуточные. И изнутри, и из-за рубежа, и от своих, и от чужих, и сверху, и снизу на Церковь посыпались удары огромной силы. Но она не поколебалась, хотя очень многие этого ждали. Что же ее спасло?
Конечно же, Сам ее Глава Пастыреначальник Иисус Христос, Великий Архиерей, прошедший небеса (Евр. 4: 14). Блаженнейший Онуфрий напоминает нам, что с Господом можно жить в любых условиях, претерпевать любые катаклизмы, проходить через любые испытания. Церковь должна быть вместе с Богом и людьми, а не с политикой, политиканами, сильными мира сего.
15 августа исполняется пять лет со дня интронизации Митрополита Онуфрия. И за эти пять лет светская пресса правящих политических сил вылила в его адрес массу негативных характеристик. Одна из них состояла в том, что Блаженнейший якобы избирательно относится к людям, окружает себя политиками из оппозиции…
На службы, возглавляемые Блаженнейшим, приходят люди разных профессий и социального статуса. Наш Предстоятель дистанцируется и от политиков, и от олигархов. Он максимально близок и открыт для самых простых людей. Если вы хоть один раз посидите у него в приемной, увидите, кого он ежедневно принимает: детей-сирот, семьи священников, простых прихожан, журналистов, деятелей культуры и спорта. К ним он очень близок.
В начале лета Митрополит Онуфрий встретился в своей резиденции с Кристиной Велущак – выпускницей 9-го класса из Черновицкой области, которую не допустили на выпускной вечер из-за того, что Кристина ходит в храм УПЦ. Можно ли как-то объяснить такие явления?
Объяснение отсутствует. Наша страна – независимое европейское государство, которое декларирует отвоеванные у предыдущего строя демократические принципы. И в то же время мы наблюдаем, как эти принципы брутально попираются! Мы видели, как на протяжении пяти лет предстоятельства Митрополита Онуфрия на УПЦ обрушилась огромная волна репрессий. Была задействована вся государственная машина: идеологический аппарат, чиновничество, СБУ – структура, которая по своему профилю вообще не должна касаться жизни Церкви. Если в советское время было управление, которое отвечало за надзор за верующими, внутреннюю политику, следило за инакомыслящими, неблагонадежными, недовольными советским строем гражданами и разными способами нейтрализовывало их, то нынешнее СБУ не имеет такого подразделения. Оно должно руководствоваться четкими, прописанными в законе обязанностями, отвечать за внешнюю и внутреннюю разведку, а не вызывать на допросы священников и архиереев, часами обыскивать их в аэропортах, врываться в их дома с оружием в руках. Одним словом, это напоминало реалии 1937 года.
Конечно, времена уже не те, но попытки вернуть нас в атмосферу страха, когда каждый шаг, публичные выступления, печатные издания контролируются репрессивным аппаратом государства, продолжаются и поныне. Адепты этой идеологии – этатизма[1] – есть и среди наших демократов. Суть ее состоит в том, что государство во всем превалирует. Оно все решает за человека: на каком языке ему разговаривать, как думать, во что верить, в какую Церковь ходить, за какую партию голосовать и т.д.
Не так давно один из советников Владимира Зеленского заявил, что новоизбранные представители власти будут руководствоваться идеологией либертарианства. Как это понимать, матушка?
Либертарианство представляет собой набор политических доктрин и движений, которые поддерживают свободу как основной принцип. Либертарианцы стремятся максимизировать личную свободу и полную автономию индивидуума. Главная ценность – человек, и она, эта ценность, выше государства. Такова Европа. К чему я это все говорю? Мы живем в постоянно меняющемся мире, где одна крайность сменяет другую.
Блаженнейший стал Предстоятелем в период самых драматических событий на Украине, начиная с 2014 года и по настоящее время. Сейчас мы оказались в новой реальности. После выборов у нас наступает эпоха либертарианства. Маятник круто качнулся в противоположную сторону. Но нам не привыкать. Например, до этого мы с вами более четверти века назад, живя в Советском Союзе, в одночасье оказались в независимой Украине. Так что наш народ выработал иммунитет к резким общественно-политическим колебаниям.
Кто сейчас может защитить людей? Если раньше существовали социальные гарантии, прописанные в Конституции Украины, то теперь за наше здоровье, учебу, пенсии никто по факту не отвечает. Нам, как и раньше, все обещают светлое будущее, которое, однако, маячит далеко за горизонтом, как Фата Моргана…
Блаженнейший Митрополит Онуфрий учит нас жить в единении с Богом в этом постоянно меняющемся сумасшедшем мире и ничего не бояться. Ни общественных катаклизмов, ни насилия и злобы, ни того, что льется на нас в информационных сводках СМИ, а это ужасные прогнозы о глобальном потеплении, мутирующих вирусах, эпидемиях, опасных продуктах и т.д. Человек запуган, растерян, деморализован.
На что опираться ему в сегодняшнем мире? На Бога – учит нас Предстоятель. Митрополит Онуфрий говорит очень простым языком, который легко воспринимается и сельским трактористом, и городским таксистом, и учителем, и врачом, и политиком, и ученым: опираться в нынешних условиях нужно в первую очередь на Господа. Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси, жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста (Пс. 22: 4). Вот за что мы любим нашего Блаженнейшего. В его словах – главная жизненная правда, доступная для всех.
Люди очень тонко реагируют на поведение пастыря, на его облик. Блаженнейший приобрел на Украине большую популярность и авторитет – как пастырь и как человек. Многомиллионный украинский народ испытывает к нему огромное доверие. Чем это объяснить?
Вы правы. Огромное доверие к Блаженнейшему, даже подвергшись испытанию после томоса Константинопольского патриарха Варфоломея, стало очевидным для всех. Только подумайте, Константинополь объявляет Митрополита Онуфрия не Предстоятелем УПЦ, а рядовым иерархом своей структуры, хотя перед этим официально признавал его статус; высшие лица государства клеймят епископат и священнослужителей УПЦ как врагов народа, точно как при Сталине. Но безуспешно! Люди идут за Блаженнейшим, а не за лжепастырями, которых поддерживают власти предержащие.
Объясняется это очень просто. Хочу привести конкретный пример. В прошлом году на Европейской площади проходило очень важное общегосударственное мероприятие, на нем присутствовал президент Украины и лидеры всех религиозных конфессий, среди которых был и Блаженнейший Митрополит Онуфрий. И с самой высокой трибуны бывший глава государства обрушил на нашу Церковь страшные уголовные обвинения: это и работа на агрессора, и одобрение аннексии части Украины, и чуть ли не участие в расстреле наших ребят. Я видела, как камеры общенациональных каналов крупным планом показывали лицо Митрополита. Однако, несмотря на чудовищные оскорбления и клевету, лицо Блаженнейшего излучало спокойствие и молитвенность. Стало понятно, что сердцем, умом и душой он с Богом.
Тогда был дан старт репрессивной кампании против УПЦ. Многие верующие смутились. Но твердость, мужество и праведная сила молитвы всей Церкви и нашего Предстоятеля удержали лавину зла.
Хотя его позиция была подчеркнуто аполитичной. Многие были удивлены и даже возмущены этим. Они ожидали услышать от Митрополита какие-то контраргументы и доказательства, слова протеста. Чаяли, что его апологетика будет направлена острием на конкретных лиц и конкретные действия. Многие люди мне говорили, что надо требовать, обличать, идти в наступление.
И я вспомнила аналогичную ситуацию, произошедшую много лет назад, в 1992 году, когда мы все встречали на Киевском железнодорожном вокзале новоизбранного Предстоятеля Блаженнейшего Митрополита Владимира (Сабодана; † 2014). Ситуация, если помните, была схожа с теперешней. Парламент выступил с официальным заявлением, что Харьковский собор 1992 года незаконный, чем нарушил Конституцию Украины, так как Церковь у нас отделена от государства. Президент Л. Кравчук и вся вертикаль власти поддерживали тогда Филарета, ставшего на путь раскола. Страсти кипели с обеих сторон. Наши прихожане – довольно радикально настроенные пенсионеры и молодежь, студенты-семинаристы, священники – стояли с плакатами и требованиями вернуть Владимирский кафедральный собор, захваченный раскольниками. Такие же драматические события происходили в Одессе.
Когда Блаженнейший Владимир прибыл в Киев, первым распоряжением его было убрать плакаты и пикеты. Он отверг призывы всей колонной идти к Владимирскому собору, чтобы силой отобрать его у раскольников. Тогда эта позиция также не нашла понимания у многих людей, особенно тех, кто много лет молился во Владимирском соборе и любил эту святыню. Прошло время, и только потом мы поняли логику Блаженнейшего Митрополита Владимира, как и сейчас познаем логику Блаженнейшего Митрополита Онуфрия. Вспомним, что Иисус Христос не пререкался с фарисеями и книжниками, с тогдашней властью, Он молчал на вопрошание Пилата, запретил Своему ученику защищать Себя мечом от тех, кто пришел в Гефсиманию схватить Его. На кресте Он не проклинал Своих мучителей, а молился за них.
Но это не означает, что мы не должны действовать, быть пассивными наблюдателями и молчать. Священный Синод УПЦ призвал верующих быть стойкими в вере. Были активизированы все юридические службы УПЦ. Ведь то, что предпринималось против нашей Церкви, противоречило нормам Конституции Украины и международного права: начались захваты храмов, Верховная Рада вспомнила практику 1992 года и начала штамповать законы против Церкви. Посыпались уголовные обвинения, начались обыски и допросы. Но Предстоятель призывал нас прежде всего к молитве, к терпению, к взвешенным, спокойным ответам на агрессию и гонения.
Блаженнейший Онуфрий – наш добрый пастырь. И мы видим, что он все решает с Богом, через Бога, в Боге. Он кротко и смиренно терпит вместе с паствой испытания, страдает с паствой, молится за паству. А молитва, по слову апостола Павла, обоюдоострое оружие. Оно побеждает любые козни врага рода человеческого.
Блаженнейший учит нас, как нужно решать все жизненно важные вопросы, в том числе и связанные с гонениями на Церковь. В первую очередь – молиться. И Бог управит нашу жизнь в Своей воле, благой и совершенной.
С выбором нового президента ожидаются изменения в отношениях государства и Церкви. Владимир Зеленский долго беседовал с Блаженнейшим. Как вы думаете, в результате этой беседы в душе политика должен остаться след?
Блаженнейший Митрополит Онуфрий общался с президентом Владимиром Зеленским как с рабом Божиим Владимиром, душа с душой. Они не обсуждали никаких политических вопросов, не анализировали последние политические события. Это была простая душевная человеческая встреча. После инаугурации президента он очень по-доброму сказал ему, что мы должны стремиться к тому, чтобы в государстве были мир и покой. Об этом, кстати, на ектениях провозглашается в каждом храме за каждым богослужением: «Еще молимся о богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте». Мы должны молиться за власть. Чтобы наше житие было тихим и безмятежным, чтобы власть вразумлялась, слышала голос Божий и голос людей.
Церковь любит всех, обнимает всех, молится за всех, болезнует о всех, даже о тех, кто против нее. Мы молимся и за наших гонителей, которые громят и захватывают наши храмы. Мы тоже призываем их в свои объятия, призываем к покаянию. Наша паства – и воины АТО, и те, кто находится по другую сторону баррикад. Ведь Луганск, Донецк и Крым – это и сегодня каноническая территория УПЦ. Мы пытаемся всех умиротворить и вернуть в человеческое состояние, вернуть в состояние любви Христовой. А человек, который обладает этим великим свойством – любить ближнего, – не будет стрелять, понимая, что за заблудшего лучше помолиться, попытаться достучаться до него, вести с ним диалог.
Блаженнейший Онуфрий дает нам всем понять, что во главу угла мы должны ставить любовь Христову, заповеди Христовы, мир Христов. И тогда мир Божий, что является самым драгоценным достоянием для человека, Божественная гармония воцарятся в нашей стране, в душе каждого из нас. Вот к чему призывает нас добрый пастырь богоспасаемой Украины.
С игуменией Серафимой (Шевчик)
беседовал диакон Сергий Герук
[1] Этатизм – мировоззрение, абсолютизирующее роль государства в обществе и пропагандирующее максимальное подчинение интересов личности и общественных групп интересам государства.