Великое дело – пострижение во святый ангельский образ

Епископ Троицкий Панкратий

Назидательное слово наместника Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря епископа Троицкого Панкратия новопостриженным братиям обители. Произнесено 9 апреля 2021 года, на Крестопоклонной седмице Великого поста, в нижнем соборном храме преподобных Сергия и Германа Валаамских, чудотворцев.

Дорогие братья Герман, Вассиан, Нафанаил и Анфим!

Думаю, что не ошибусь, если скажу, что для вас, как и для каждого человека, который стремится послужить Господу в монашеском чине, этот день является самым счастливым, самым долгожданным и ответственным.

Я уже много совершил постригов и всегда видел этот отблеск радости, надежды, упования на лицах тех, кто его принимал.

Немало видел я уже и людей, которые, в монашестве послужив Господу, отошли к Нему, и среди них были и те, чья посмертная радость явственно отражалась на их лицах. Мы обычно не видим лиц почивших монахов, потому что их покрывают иноческие одежды. Но были случаи, когда мы видели эти лица, и они светились радостью, оттого что прошли свой путь покаяния, служения, святости, – ведь именно к святости призван каждый монах.

И вы уже не первый год в монастыре, и, наверное, поняли, что не внешние перемены, такие как одежды, образ жизни, как правило, даже и не многочасовые службы, делают человека монахом. А главным в иночестве все-таки является состояние души, душевное делание, борьба со страстями, стремление всегда быть со Христом.

И здесь, в этой борьбе, враг, конечно, употребляет всевозможные ухищрения, уловки для того, чтобы сбить нас с этого спасительного пути. Вы уже имели опыт такой борьбы, знаете, о чем я говорю.

Но эта борьба теперь будет только усиливаться, потому что усиливаться должна и ваша ревность, ваше стремление к Богу, чтобы жить вместе со Христом. Чтобы не только на службах, не только во время келейной молитвы, лишь в особые часы, учиненные для предстояния Богу, вы могли посвящать себя Ему, но и каждый день, и каждый час, и каждую минуту – нужно вновь и вновь поставлять себя пред лицем Божиим, вновь и вновь обращаться к молитвенному предстоянию.

Может быть, мы не всегда можем произносить слова молитвы, но чем бы мы ни занимались, с кем бы мы ни общались, – мы всегда должны это делать ради Господа. Всегда делать это как служение Богу, и тогда даже самые простые, даже, может быть, не очень приятные вещи, даже не самые чистые послушания будут освящаться молитвой и посвящаться Господу.

Я вот вчера побывал на нашей ферме, посмотрел на одно из послушаний, которое меня, честно говоря, даже потрясло. Я бы даже, наверное, сейчас и не смог такое послушание выполнить, – а человек выполняет его ради Бога... – это подвиг.

И подвиг также то послушание, которое поручено сейчас отцу Нафанаилу. Сохранить себя в чистоте, когда ты погружен просто в море самых гнусных человеческих помыслов, страстей, которые разлиты в интернете. Удержаться от всего этого – это тоже подвиг.

Если это делать просто как какую-то работу, то, конечно, возникает ропот, возникают какие-то помыслы: «А зачем я сюда пришел? Чтобы этим здесь заниматься?» Некоторые даже лично мне говорят такие слова, которые в храме не очень хочется и произносить, особенно в такой святой день, что-то вроде: «Что я тут – вкалывать должен?» – Да, конечно должен. Только не вкалывать, а работати Господеви (Сир. 2:1), чтобы ты ни делал.

Поэтому, мне кажется, это наиболее сложная и наиболее важная часть нашей монашеской жизни: чтобы мы всегда всё делали ради Бога. Не ради себя, не ради каких-то своих амбиций, не ради каких-то своих представлений о том, как должна протекать жизнь в монастыре, как должно исполняться то или иное послушание, как должен себя вести тот или иной брат или начальствующий.

Это очень большое искушение, оно почти всегда ведет к ропоту. Братья просто даже не замечают сейчас, как они становятся на этот скользкий путь. Только встань на него: сначала брат тебе не нравится, не нравится, как он что-то делает... Наверное, ты даже прав в чем-то, потому что он, и правда, не делает так, как нужно делать. Но ты не должен его осуждать, ты не должен вообще на это смотреть. Ты должен всегда иметь добрый, благой помысел о каждом человеке, быть снисходительным к его недостаткам. Имей светлое око, которое взирает на окружающих, и тогда всё будет светлым, и тогда все будут лучше тебя, а ты будешь хуже всех. Это потому, что открывается то внутреннее зрение, которое видит истинное состояние твоей души.

Поэтому старайтесь теперь особенно внимательно жить своей внутренней духовной жизнью; понимать, что всё, что мы здесь делаем, – все многочасовые службы, все правила, все молитвы, все наши труды, даже всё наше общение между собой, – всё направлено к одной цели: чтобы мы очистились, чтобы мы стали лучше, чем были, чтобы мы могли оправдать эту высочайшую честь и доверие, которую оказывают нам святая Церковь и Сам Господь, оставляя нас здесь на свещнице (Мф. 5:15). Потому что, как сказано в чине пострига, «монах светильник должен быть мiру».

Будем помнить об этом, стремиться к этому. Помогай вам Бог, Пресвятая Богородица, те святые, имена которых вы сегодня получили, и, конечно же, наши отцы преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы, к которым и сделайте сейчас свои первые шаги в монашеской жизни.


Материалы по теме

Монастыри

Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь
186756, Россия, респ. Карелия, Сортавальский р-н, о-в Валаам.
Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь
186756, Россия, респ. Карелия, Сортавальский р-н, о-в Валаам.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Петропавловский мужской монастырь