Жизнь во Христе – жизнь в непрестанном богослужении

Игумения Илариона (Феоктистова)

Тезисы доклада игумении Иларионы (Феоктистовой), настоятельницы Константино-Еленинского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии на XXX Международных образовательных чтениях «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность», направление «Древние монашеские традиции в условиях современности (23–25 мая 2022 года)

Досточтимые владыки, отцы, матери, братия и сестры!

Небо и земля мимоидет, словеса же Моя не мимоидут (Мф. 24:35). Из всего, что существует на небе и на земле, только богослужение, оставаясь во все времена живым и жизненным, имеет непреходящие черты вечности. Одна и та же Голгофская Жертва Христова, принесенная в Небесной скинии, совершается ежедневно в наших храмах.

Поэтому жизнь во Христе – это жизнь в непрестанном богослужении. Монашеский устав реализует эту глубинную мысль. Центр непрестанного богослужения – храмовое богослужение с вершиной – Божественной литургией. Продолжение непрестанного богослужения – вне храма: служение Христу в лице ближних через исполнение евангельских заповедей в трудах послушания.

Сегодня хочется обратить внимание на проблему качества монастырского богослужения со стороны внутреннего смысла, не затрагивая внешне его качество: объем, продолжительность, грамотность и пр. Собственно, монашествующие – это те, кто живет богослужением, имея в сердце и уме Священную историю от сотворения мира до Второго Пришествия. Внутреннее наполнение себя смыслом богослужебных текстов и приобщение благодати Божией в таинствах дает возможность жить во Христе – как в храме, так и за его стенами.

«Жизнь во Христе» святого праведного Иоанна Кронштадтского – неоскудный источник для нашего научения непрестанному богослужению.

«Необходимо всем нам такое погружение в Литургию, чтобы ее вечная реальность стала сопутствующей нам в нашей повседневности; чтобы священническая молитва стала нашей природой, чтобы мы воистину соделались царями и священниками Богу”, независимо от того, из какого мы “колена или языка, народа или племени” (ср. Откр. 5:9–10)» [1] В практическом плане речь идет о «проживании» богослужения, что возможно только при постоянной личной молитве. Именно участие в богослужении соединяет непреходящую ценность Евангелия с личным духовным путем человека. Человек проживает в своей жизни духовный путь всего человечества, усваивая Божественное Откровение как свой личный опыт: от сотворения человека, через грехопадение с его катастрофическими последствиями, к поиску Спасителя, к встрече со Христом и последованию Ему вплоть до Крестной смерти и Воскресения. Такое понимание участия в богослужении снимает мнимое противопоставление богослужения и послушаний.

Проблему можно сформулировать так: богослужение, даже при активном участии в нем, остается для насельниц чем-то внешним по отношению к личной духовной жизни. В основном, акцент восприятия богослужения – это момент причащения, к которому все стремятся. Причем, причащение воспринимается, в основном, как индивидуальное событие, а не соборное.

Из нашего опыта. Множество ошибок в чтении и пении, в клиросном и церковном уставе. Причем ошибки именно смысловые, демонстрирующие непонимание происходящего. Например, в великопостный период – когда и как читается молитва преподобного Ефрема Сирина, когда используется великопостный напев, а когда отменяется, как точно и вовремя ответить на возглас священника, как сочетать пение и чтение и проч. Ошибки в хорошо известных текстах; в использовании храмовых светильников, аналоев, при смене аналойных икон и т. п.. Причем ошибки связаны не с тем, что сестры чего-то не знают, а с тем, что в нужный момент оказываются душой вне богослужения: не внутри, а снаружи. Также прилежание только о внешнем благолепии богослужения приводит к обмирщению (десакрализации в нашем сознании) происходящего в храме.

Что можно предложить для улучшения ситуации?

1. Напоминание о том, что участие в богослужении – главное послушание для насельников монастыря. В Константино-Еленинском монастыре все сестры участвуют в чтении и пении.

2. Акцент на раскрытии смысла богослужения при изучении Священного Писания, догматики, истории Церкви и других наук в курсе базовой богословской подготовки, в духовных учебных заведениях.

3. Систематическое обучение чтению, пению, церковному послушанию: постоянное, поступенное, практическое, от простого к сложному, от главного – к частному.

4. Духовное общение, паломничества (при посещении других храмов и монастырей можно заметить особенности богослужения, научиться).

5. Чтение святоотеческой литературы.

6. Еженедельные беседы игумении и ее личный пример.

7. Преподавание на курсах для мирян: работа с любительским хором, богослужебная практика чтецов.

Всего этого недостаточно, если не будет личного усердия насельниц, добродетелей благоговения, внимания, отвержения мирских пристрастий, устремленности ко спасению, очищения и оживления ума и сердца. Перечисленные качества раскрываются в монастырской жизни при исполнении послушаний, в личной молитве, в претерпевании скорбей и искушений.

Богослужение как возможность жизни во Христе – великий дар Божий. Богослужение совершается в духовном мире. Мы призваны к участию в нем, чтобы принять сердцем спасительные плоды искупительного подвига Господа нашего Иисуса Христа.

-----------------------------

[1] Софроний (Сахаров), архим. Литургическая молитва. В книге «Видеть Бога как Он есть». Изд. 3-е, исправ. – Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, СТСЛ, 2006. С. 278–279.

Материалы по теме

Доклады