В июле 2013 г. Патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре решением Священного Синода было преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь города Москвы. Наместником обители был назначен Преосвященный Феофилакт епископ Дмитровский, управляющий Юго-западным московским викариатством. Мы встретились с Владыкой, чтобы побеседовать о «новом» монастыре и русском монашестве.
Владыка, в 1764 году монастырь был закрыт Екатериной II как «не особо государству нужный», а сейчас открыт вновь. Почему именно сейчас?
Я полагаю, в самом факте открытия искать чего-то удивительного не нужно. Это один из древнейших монастырей города Москвы. Документально его история зафиксирована с XVI века, но предание относит обитель к XIII столетию. А на момент закрытия это был один из самых просвещенных и просветительских монастырей — там трудилось так называемое ученое монашество. Почему он открыт в 2013 году, а не в каком-то другом? Думаю, пришло время. Это решение Святейшего Патриарха очень актуально. В наше время особенно необходимо сочетать и монашескую жизнь, и память о церковно-исторических и Богословских науках.
Какие задачи ставит обитель на сегодняшний день?
Учитывая, что в зданиях монастыря расположены и Синодальная библиотека, и Синодальный информационный отдел, и Учебный комитет, и Институт перевода Библии, полагаю, справедливо будет продолжать эту традицию.
Но монашеская жизнь все равно будет возрождена в чистом виде?
Это первое, на что мы обратили внимание. У нас ежедневно совершаются Богослужения — утром и вечером, чего ранее не было. И в дальнейшем мы будем делать все, чтобы монашеский устав был воссоздан в полноте. Образ этого устава — Свято-Троице-Сергиева Лавра.
Монастырь расположен на набережной Москвы-реки — месте гуляний. Здесь катаются на велосипедах, летом загорают и купаются, рядом находится парк им. М. Горького и Нескучный Сад. Готовы ли Вы к наплыву любопытствующих, если таковой случится?
Мы готовы ко всему. Но надеемся, что все, кто сейчас загорают, купаются и катаются на велосипедах и роликах, завтра придут в монастырь как люди православные, верующие и благочестивые.
Как Вы оцениваете нынешнее духовное состояние нашего монашества?
Положительно. Для четверти века, что прошли со времени возрождения Русской Церкви, дела обстоят хорошо. Восстановлены сотни монастырей, в которых осуществляется монашеская жизнь — где-то более масштабно, где-то менее. Последнее зависит, во многом, от месторасположения монастыря, поэтому есть обители, которые хотелось бы видеть в законченном виде. Но в целом это очень и очень благодатное время для нашего монашества.
Сейчас идет обсуждение проекта «Положения о монастырях и монашествующих», которое должно отразить важные аспекты монастырской жизни. Особенно много откликов при обсуждении проекта «Положения» в Интернете вызвали части документа, которые касались принципа выборности или назначения игумена, взаимоотношений наместника монастыря и архиерея, а также проблемы духовного окормления в женских обителях.
Для того чтобы в наше время определить, выбирать нам игумена или назначать, нужно исходить из понятия послушания священноначалию. Мы не настолько зрелые. Многие монастыри существовали десятилетиями или даже столетиями, прежде чем в них выкристаллизовалась та или иная форма самоуправления. Попробовать заимствовать какую-то форму у других Церквей? Но будет ли она полезна? Так что, повторюсь, благоразумнее и намного мудрее будет устроять администрацию монастырей через общепринятое понятие послушания священноначалию. Не будем забывать, в каких исторических условиях находилось наше монашество, а четверть века назад у нас вообще не было женских монастырей, поэтому, чтобы определиться с такими вопросами, требуется время.
То же самое относится и к вопросу взаимоотношений наместника и архиерея. Только архиерей должен управлять всей церковной жизнью в пределах своей епархии. И монастырь, конечно же, не может находиться вне подчинения архиерею. Этого правила надо держаться.
Что касается вопроса духовного окормления женских монастырей, я считаю, что там, где приемлемы те или иные формы окормления, надо их придерживаться. Лишь бы не было перекосов и императивных требований и решений. Все это вопрос баланса.
Данные вопросы действительно принципиальны для русского монашества на сегодняшний день?
Думаю, возникшие споры несколько искусственны, а самое главное — вызваны глубочайшим непониманием монашества. Все хотят дискутировать, все хотят участвовать, но готовы ли они к этому собеседованию? Большой вопрос. Монашество — это настолько таинственное явление, что не требует громогласности и многолюдности. Такие вопросы должны решать опытные духовники. А всем участвовать в этом неполезно.
В этом году исполнилось 30 лет с момента Вашей хиротонии.
Отношусь к этому спокойно, а внутренне — радостно осознавать, что 30 лет имею возможность стоять у престола, за что бесконечно благодарю Живоначальную Троицу.
За эти 30 лет какие события, произошедшие в Церкви и Вашем служении, наиболее значимы?
Одним из ярчайших событий прошлого столетия — и прошедшего тысячелетия — было празднование в 1988 году тысячелетия Крещения Руси. Это та точка отсчета, которая привела к очень яркому возрождению Русской Церкви, масштабы которого невозможно оценить. Потому что только Промысл Божий мог устроить такое торжественное возвращение исконного присутствия Православной Церкви на нашей земле. В этом необычайно сильно проявилась Воля Божия. При этом не надо забывать, что наш народ тоже выстрадал это возрождение — и те, кто мученически и исповеднически отстаивал это право, и те, кто не менее мужественно и последовательно защищал православную веру в относительно «мирное» атеистическое время. Честь и слава и тем, и другим.
Что касается меня самого, то для меня главное событие — это то, что 30 лет назад я принял монашество. Память об этом событии для меня всегда радостна и тепла и служит хорошим напоминанием о том, что надо делать на этой земле. Для меня это, конечно, самое важное событие. Я бесконечно благодарен Преподобному Сергию: он принял меня и не отверг, и помогает вплоть до сего дня.
Справка:
Предание относит возникновение мужской обители «у Воробьевых круч, в Пленницах» к XIII веку, но ранние документальные свидетельства о ней относятся лишь к середине XVI века. До конца XVI века обитель называлась Преображенской пустынью. Чудесное избавление Москвы от нашествия крымского хана Кызы-Гирея в 1591 году, случившееся в день памяти мученика Андрея Стратилата, подвигло москвичей соорудить в обители сначала деревянный, а затем в 1675 году — каменный надвратный храм во имя святого мученика Андрея Стратилата. С тех пор монастырь стал называться Андреевским. История обители связана с размещением в ее стенах с середины XVII века учительного братства, объединившего образованнейших монахов «ради учения книжного», ставшего по существу первой по времени возникновения академической структурой в Москве. В 1764 году обитель была обращена в приходской храм, так как «оный оказался к собственному содержанию безнадежен». В 1923 году по представлению Замоскворецкого райсовета города Москвы храм святого мученика Андрея Стратилата был закрыт. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 14 августа 1991 года было открыто Патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре с храмами Воскресения Христова в Пленницах, апостола евангелиста Иоанна Богослова (архангела Михаила) и мученика Андрея Стратилата. Настоятелем подворья был назначен заведующий Синодальной библиотекой Московского Патриархата священник Борис Даниленко. Распоряжением Правительства Москвы от 29 июля 1992 года вышеперечисленные храмы были переданы «под патриаршее подворье».
Беседовал Иван Тихомиров