Кто стоял у истоков отечественного просвещения?

Андреевский ставропигиальный мужской монастырь

Церковно-научная конференция «У истоков отечественного просвещения», прошедшая в рамках  празднования Дня славянской письменности и культуры в Андреевском монастыре Москвы, собрала не только духовенство, студентов светских и православных вузов, представителей научно-исследовательского богословского сообщества столицы и других городов. На неё прибыли архимандрит Феодосий (Марченко), преподаватель Киевских духовных школ и архимандрит Никон (Русин), возрождающий один из самых древних монастырей на Украине – Межигорский Преображенский монастырь, который в XVII веке был религиозным центром Запорожского казачества. Гостей с Украины пригласили на этот форум неслучайно. Открывая его,   наместник Андреевского монастыря Преосвященный Феофилакт, епископ Дмитровский, викарий Святейшего Патриарха отметил, что один из замечательнейших просветителей боярин Федор Михайлович Ртищев, с именем которого тесно связана история Андреевского монастыря в XVII веке (когда обитель на Воробьевых горах достигла своего рассвета), мудро поступил, рекомендовав царю Алексею Михайловичу Тишайшему, очень к нему привязанному, пригласить сюда ученых монахов из Киево-Печерского, Межигорского и других малороссийских и белорусских монастырей. В Москву прибыли 30 ученых иноков «в житии и чине и во чтении и пении церковном и келейном правиле изрядных». Человек глубоко верующий и любивший знания, патриот России, взволнованный вопросом, каким путем пойдет его родное Отечество, Федор Михайлович решил основать «учительный монастырь»,  ставшим в итоге предшественником Славяно-Греко-Латинской академии – первого высшего учебного заведения в Москве. Приглашенные монахи сверяли перевод текста Библии, переводили и комментировали святоотеческую литературу, обучали юношество. (К слову, в докладе одного из корифеев отечественной науки – доктора исторических наук, профессора МГУ им. М.В. Ломоносова Ирины Васильевны Поздеевой прозвучали цифры, поражающие воображение. По ее сообщению, в том славном XVII веке в России были изданы тысячи и тысячи азбук, учебных Часословов и учебных Псалтирей. То есть российское общество – те его люди разных сословий, которые стремились к знаниям, жаждали их, могли приобрести учебную литературу по весьма доступной цене).

В память о том важном событийном факте, что ученые монахи из Малороссии оказали «великие услуги Российскому обществу», как писал один из исследователей истории Андреевского монастыря, и были приглашены на церковно-научную конференцию гости с Украины. Выступая с приветственным словом,  архимандрит Феодосий (Марченко) передал слова благодарности  Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия и митрополита Бориспольского и Броварского Антония, управляющего делами Украинской Православной Церкви, ректора Киевской духовной  академии и семинарии. Отец Феодосий поделился радостью с собравшимися: в прошлом учебном году Киевские духовные школы торжественно отмечали 400-летие с момента их открытия и само празднование приобрело общеправославный масштаб, так как в юбилейных торжествах приняли участие представители Поместных Православных Церквей.

– Кроме слов благодарности и пожелания успешного проведения конференции митрополит Антоний передал Вам, дорогой владыка, памятный альбом, где, начиная с 1615 года и заканчивая сегодняшним днем, отражена вся истории Киевских духовных школ, – сказал батюшка. – А самое главное – мы привезли в подарок икону, которая впервые была написана в стенах духовной академии уже в наше время. Изображенный на ней Собор святых Киевской духовной академии объединил всех подвижников, просиявших в святости за 400 лет существования нашего учебного заведения. И мы хотим, чтобы их молитвенное предстательство помогало и Вам в Вашем архипастырском служении.

Проникновенным было и приветственное слово наместника Межигорского Преображенского монастыря архимандрита Никона (Русина). Известно, что с Межигорской обителью связана одна из самых таинственных загадок украинской истории: некоторые исследователи предполагают, что на ее территории может находиться тайник с библиотекой Великого князя Киевского Ярослава Мудрого. Пока попытки найти этот тайник не привели к успеху, но что, по словам пастыря, успешно осуществлялось в новейшей церковной истории, так это издание книг, вошедших в библиотеки духовных школ и  призванных утолить духовный голод людей. Отец Никон имеет к этому процессу  непосредственное отношение: в 1992 году по благословению приснопамятного Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира он начал развивать деятельность Информационно-издательского центра Украинской Православной Церкви.

Доклады ученых, исследователей, преподавателей помогли окунуться в атмосферу той эпохи, в которой, по словам Ирины Васильевны Поздеевой, осуществилась мечта педагогов за много столетий: единство обучения, образования и воспитания. И это, по ее словам, можно назвать величайшим достижением православной веры в России, поскольку основными учебниками были часовник, Псалтирь, а уж затем можно было читать другие книги. Во весь рост вставала перед нами личность незаурядного человека, видного государственного деятеля, родоначальника русской благотворительности Федора Михайловича Ртищева, к слову сказать, стоящего на памятнике «Тысячелетие России» в числе просветителей земли Русской между Патриархом Никоном и святителем Димитрием Ростовским. Большой интерес вызвал доклад доктора филологических наук, бакалавра богословия Евгения Владимировича Никольского «Образ боярина Ф.М.Ртищева в историческом романе Всеволода Соловьева "Царское посольство" (1891 год)». Роман был написан по благословению духовника писателя – святого праведного Иоанна Кронштадтского. В нем Федор Михайлович предстает как человек, осуществивший гармоничный синтез древнерусского православного благочестия, евангельской духовности и западноевропейского просвещения. 

Другой докладчик – доктор исторических наук, профессор, декан историко-филологического факультета Российского православного университета святого Иоанна богослова, член Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС), Сопредседатель Правления Союза писателей России Сергей Вячеславович Перевезенцев – подчеркнул, что Андреевский монастырь, расположенный недалеко от Москвы-реки на Воробьевых горах, где находится и Московский государственный университет, и Российская академия наук, стал первым научным исследовательским учреждением в России, в котором ученое монашество занималось исследованием богословских вопросов, сверяло тексты древних книг для того, чтобы провести церковную реформу.

– То есть отсюда начиналось не просто просвещение, – сказал выступавший. – Отсюда начинается русская наука как таковая. Тема доклада С.В.Перевезенцева звучала так: «В поисках истины и пути развития русской мысли во второй половине XVII века». Несколько непривычной для слуха была тема доклада доктора философских наук Марины Сергеевны Киселевой «Интеллектуалы в монастырях и Московский двор во второй половине XVII века». Но ее выступление с полемическими моментами тоже вызвало большой интерес участников форума. Как и выступление гостя, приехавшего в Москву с Псковщины, – краеведа, старшего научного сотрудника Древлехранилища Псковского государственного музея-заповедника Арсения Борисовича Постникова. Ученый рассказал о другом сподвижнике царя Алексея Михайловича – дипломате и политике Афанасии Лаврентьевиче Ордине-Нащокине, который, как и Ртищев, о коем он высоко отзывался, тоже был захвачен созданным им преобразовательным настроением и многие идеи и планы Ордина-Нащокина впоследствии осуществил Петр I. Сам Афанасий Лаврентьевич на склоне лет принял монашеский постриг с именем Антоний в Крыпецком Иоанно-Богословском монастыре. Затем правящий архиерей назначил его настоятелем небольшого Никольского Любятовского монастыря. А где-то за пять лет до кончины этот многосторонне одаренный человек, проживший яркую жизнь, принял постриг в великую схиму...   

Как бы незримо присутствовал на конференции еще один видный ученый – доктор филологических наук, академик РАН, член Президиума РАН Евгений Петрович Челышев, приближающийся к своему 95-летию. Все участники конференции получили небольшой по объему, объединивший в себе две его статьи труд, что дал название самой конференции («У истоков отечественного просвещения»). В заключительных строках своей работы Е.П.Челышев рассказывает, что вместе с покойным академиком Н.И.Толстым они вели длительную борьбу за Андреевский монастырь, за его передачу Русской Православной Церкви и тем подразделениям Академии наук, которые занимаются исследованием русской духовной культуры. Сегодня эта московская святыня передана ее истинным хозяевам. Почти три года назад, 16 июля 2013 года, на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о возрождении в Москве Андреевского ставропигиального мужского монастыря.

 Характеризуя доклады и небольшие выступления, прочитанные на конференции, наместник Андреевского монастыря епископ Феофилакт подчеркнул, что их основой стали  глубокая любовь к научным исследованиям, издательскому делу, а главное – все они проникнуты чувством патриотизма. В своем заключительном слове Преосвященный владыка еще раз поблагодарил гостей с Украины за их приезд и участие в мероприятии, высказав сокровенное пожелание, чтобы Киевская земля по-прежнему оставалась священной и источала благодать Духа Святого. Большим подарком для себя назвал поездку в Москву преподаватель Киевской духовной семинарии архимандрит Феодосий (Марченко), получивший, по его признанию, счастливую возможность увидеть видных российских ученых, пообщаться с ними в неформальной обстановке, а на конференции услышать их глубокие содержательные выступления. Подарком же для всех участников конференции стала размещенная на первом этаже Синодальной библиотеки, находящейся на территории монастыря, выставка редких книг кириллической и гражданской печати XVII-XVIII вв. Среди них Евангелие учительное Святителя Иоанна Златоуста 1662 года, Псалтирь с восследованием 1646 года, первый русский учебник классических языков 1710 года, а также выдержка из родословной Якова Полнова (рукописный текст) 1700 года – насельники православной обители-братства милосердия Свято-Алексиевская пустынь специально привезли на конференцию раритеты. Но не только редкие книги, а и краткий рассказ о сегодняшнем дне этой обители на Ярославской земле произвел сильное впечатление как на маститых ученых, священнослужителей, так и на студентов, семинаристов. В Свято-Алексиевской пустыни в настоящее время  живет 450 человек, из них 320 – дети. Вопросам образования и просвещения здесь уделяется огромное внимание. Есть здесь православная классическая гимназия,  кадетский корпус, школа искусств, около 30 разных музеев с богатыми коллекциями, в том числе и Музей книги. В распоряжении учащихся гимназии и насельников обители библиотека в 500 тысяч томов! 


...Памятный майский день, начавшийся Литургией в Воскресенском соборном храме Андреевского монастыря, у стен которого погребен Федор Михайлович Ртищев, завершился знакомством с богатством, собранным уникальным братством, каким является Свято-Алексиевская пустынь, не имеющая аналогов. Что касается Андреевского монастыря, который на протяжении 250 лет был закрыт, то можно сказать, что сегодня он, продолжая традиции Федора Михайловича Ртищева и его «Братства», снова становится просветительским центром. И что особенно ценно: в его стенах собираются не только богословы, ученые-гуманитарии Российской академии наук и ведущих столичных вузов, священнослужители, иерархи нашей Церкви. Как показала церковно-научная конференция «У истоков отечественного просвещения», возрождающийся монастырь становится просветительским центром и для молодежи. Просторный актовый зал  большей частью был заполнен учащимися духовной семинарии Троице-Сергиевой лавры и студентами Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г.Разумовского, полтора года назад получившего статус Первого казачьего университета. Именно к ним, представителям нового поколения, обращались многие докладчики. И теперь уже юношество XXI века впитывало в себя знания, осмысливало события прошлого. Все участники форума также получили в подарок факсимильное издание «Жития миластиваго мужа Феодора Ртищева», осуществленное Андреевским ставропигиальным мужским монастырем в 2016 году. Хочется верить, что каждая из 168 страниц «Жития» пока еще не канонизированного подвижника будет прочитана с вниманием и душевным трепетом, а в юных душах разгорится интерес к человеку, заложившему традиции русской благотворительности, столь востребованные в наши дни. Даты – 390-летие со дня рождения  Ртищева и 360-летие школы при Андреевском монастыре («Ртищевского братства») – были отмечены достойно. Их празднование подтвердило слова историка В.О. Ключевского, писавшего, что Фёдор Михайлович Ртищев принадлежал к тем людям, которые «из своей исторической дали не перестанут светить, подобно маякам среди ночной мглы, освещая нам путь».

 Материал подготовила Нина Ставицкая

 

Материалы по теме

Публикации

Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Протоиерей Михаил Дудко
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Протоиерей Михаил Дудко

Монастыри

Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
119334, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Гагаринский, наб. Андреевская, д. 2, стр. 1
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
119334, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Гагаринский, наб. Андреевская, д. 2, стр. 1

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Макарьева пустынь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра