«Древние монашеские традиции в условиях современности»

Материалы XXIX и XXX Международных Рождественских образовательных чтений
Материалы XXIX и XXX Международных Рождественских образовательных чтений. − М.: Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви; Данилов ставропигаильный мужской монастырь. 2022. − 160 с. + 1 п. л. цв. вкл.
ISBN 978-5-8910-722-1
© Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви, составление, оформление, верстка, 2022
© Религиозная организация «Данилов ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)», 2022


Материалы XXIX и XXX Международных Рождественских образовательных чтений
(.epub, 1.77MB)

XXIX Международные Рождественские образовательные чтения

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла традиционный январский форум XXIX Международных Рождественских образовательных чтений в связи со сложившейся эпидемической ситуацией проходил 17–18 мая 2021 года в режиме видеоконференции. Трансляция первого дня осуществлялась с Патриаршего подворья Серафимо-Дивеевского монастыря в Москве, второго – из Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы.

Организатором работы направления являются Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви во главе с председателем, митрополитом Каширским Феогностом, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместником Донского ставропигиального мужского монастыря Москвы, а также Комиссия Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества во главе с ее председателем, митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием. Ответственный секретарь направления – игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя СОММ, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы.

В первый день работы участники рассмотрели значение судьбоносного выбора, сделанного благоверным князем Александром Невским не только для дальнейшего развития Средневековой Руси, но и для всей восточнославянской цивилизации. Героические победы над шведскими и немецкими захватчиками и мудрая дипломатическая политика в отношениях с Ордой, проводимая ради мира и будущего Руси, обеспечили возможность существования Православия в пределах Восточной Руси, сохранения и развития ее монастырей и храмов, воспитания нескольких поколений людей в истинной вере.

История почитания благоверного князя продолжается и сегодня: не только в России, но и в других странах. Насчитывается более 1600 молитвенных мест, связанных с именем святого Александра Невского, что свидетельствует о поклонении потомков его христианскому подвигу.

Окончание земной жизни благоверного князя в схимническом образе вдохновляло как его потомков, так и других представителей знати, оставлять земные славу и богатство ради Царствия Небесного. Это аскетическое, сугубо монашеское, понимание христианства высшим сословием Руси помогало и всему русскому народу принимать и усваивать его.

Докладчики констатировали, что изучение нашего духовного и исторического наследия помогает современному иночеству находить ответы на сложные вопросы в русле духовной традиции, сложившейся в Православной Церкви. Так безрассудные мятежи русских людей против ордынских поработителей, последствия которых смиренно, уничижая себя, приходилось сглаживать князю Александру, выступавшие сравнивали со знакомым каждому монаху искушением в короткий срок достичь совершенства. Как Руси в XIII столетии еще недоставало сил справиться с Ордой, и нужно было их копить и взращивать для будущей победы, так и духовный путь нельзя одолеть в один прием: нужно со смирением возделывать в душе добродетели любви, терпения, мужества и ревности по Богу. В выступлениях проводились аналогии между тем, как некоторые князья – современники святого Александра Невского – были готовы идти на союз с католическим Западом против ордынцев, и тем, как соглашается монах с помыслами, сулящими ему быстрое преуспеяние.

Обсуждая тезисы докладов, участники форума обращались к актуальным вопросам современного монашества, делились опытом устройства жизни своих обителей, рассуждали о том, что монахи, приобретая навыки смирения и послушания, противодействия страстям и стяжания добродетелей, призваны ощущать себя в монашеской общине как в семье, доверять игумену/игумении, обретать и ценить чувство защищенности и достоинства своей личности, дарованное каждому человеку Господом.

Во второй день работы направления вниманию игуменов и игумений был представлен документ «Взаимоотношения насельников монастырей с внешним миром: практические аспекты», подготовленный Комиссией Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам организации жизни монастырей и монашества. Отношения с внешним миром сегодня являются неотъемлемой частью жизни монастырей. Документ содержит рекомендации современному иночеству, подвизающемуся в условиях открытости монастырей для паломников и туристов, развития технологий, а также распространенной практики несения монахами различных послушаний в миру. В этот же день состоялось обсуждение тезисов документа участниками секции.

В заключение был принят итоговый документ о работе направления «Древние монашеские традиции в условиях современности». Участники единодушно выразили благодарность Святейшему Патриарху Кириллу за Первосвятительское благословение на проведение конференции, возможность общения и взаимной поддержки, а также поблагодарили председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству Высокопреосвященного митрополита Каширского Феогноста и председателя Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества Высокопреосвященного митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия за организацию и проведение этого собрания.

Было отмечено, что, несмотря на дистанционный режим, форум сохранил живой дух братской любви и единомыслия.

За два дня работы направления было зарегистрировано более 300 участников: 14 архиереев, игумены и игумении, насельники монастырей из 98 епархий Русской Православной Церкви, в том числе Белорусского экзархата, Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, Казахстанского митрополичьего округа, Православной Церкви Молдовы, Латвийской Православной Церкви, Православной Церкви Литвы, РПЦЗ.



XXX Международные Рождественские образовательные чтения

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла форум XXX Международных Рождественских образовательных чтений, как и в предыдущем году, был перенесен на весенний период и состоялся 23 и 25 мая 2022 года в формате видеоконференции. Трансляция осуществлялась из ставропигиального женского монастыря Марфо-Мариинская обитель милосердия.

Организаторами работы направления традиционно стали Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви во главе с председателем, митрополитом Каширским Феогностом, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместником Донского ставропигиального мужского монастыря Москвы, а также Комиссия Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества во главе с ее председателем, митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием. Ответственный секретарь направления – игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя СОММ, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы.

Тема ХХХ Международных образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность» вдохновила участников работы XIV направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» осветить в своих выступлениях фундаментальные вопросы монашеской жизни. Рассуждая о ее сущности, историческом значении и современных задачах монастырей, выступавшие отмечали, что монашеская жизнь есть непрестанный подвиг изменения внутреннего человека по образу Христову, поклонение Богу «в духе и истине», обретение Царства Божия, которое не от мира сего, и начинается в глубине чистого сердца и ума, зрящего Бога. Монашество есть явление «евангельского максимализма», то есть воплощенное Евангелие. Это путь христианского совершенства в любви, молитве и воздержании.

 

Монастыри являются прежде всего местом Богообщения, молитвы и жизни по Евангелию, свет которой просвещает каждого, приходящего в обитель. Участие в ежедневном богослужении, поучение в Священном Писании, внимательное чтение святоотеческих творений наполняет души живым присутствием Божиим и направляет ум к Богомыслию, непрерываемому и во время трудов послушания. Именно в монашеской общине, по мнению выступавших, происходит подлинное освобождение от рабства плоти. Отречение от мира – вовсе не является бегством от мирских проблем, но, напротив, действенным способом их преодоления. Монастырь, который населяют преображенные благодатью люди, преображает и окружающую среду.

Игумен, как пастырь и отец, своим примером, словом, ежедневным участием в жизни обители и чутким отношением к каждому насельнику направляет жизнь в монастыре и не дает уклониться от евангельского пути. Для самого игумена большое значение имеет личная молитва, совет с духовно опытными наставниками, ознакомление с традициями других обителей, внимательное изучение святоотеческих трудов.

В ходе выступлений не раз звучало утверждение, что духовная сущность иночества и миссия монастырей, которую Святая Русь стяжала подвигами сонма святых угодников, до сего дня остаются главной духовной силой Православия.

Вместе с тем в работе направления большое внимание было уделено практическим аспектам исполнения монашеских обетов в современных условиях, в том числе хранению духа отречения от мира и совершению молитвенного делания, взаимоотношениям насельников с внешним миром, использованию современных технологий в жизни обителей.

Подводя итоги работы, участники форума отметили, что в условиях секулярного мира увлечение комфортом и благополучием, которые предлагает современный мир, та легкость, с какой мирской дух может проникать в жизнь монашествующих, представляют опасность для насельников обителей. Обмирщение происходит и вследствие вовлечения братии в различные виды внешней деятельности, охлаждения в главном монашеском делании: молитве и внутренней борьбе с «ветхим человеком». Противостоять обмирщению можно исполнением монашеских обетов и хранением монастырского устава, организацией жизни братства вокруг богослужения и молитвы.

Использование современных технологий неизбежно связано с необходимостью общения с внешним миром. Исполняемые по благословению игумена послушания, предполагающие сотрудничество или взаимодействие со светскими людьми, требуют от монашествующих трезвения и сугубого внимания к внутренней духовной жизни.

В состав мероприятий XIV направления Чтений вошли: пленарное заседание, две секции и заседание круглого стола. Всего было заслушано 16 докладов и сообщений.

В завершение собравшиеся выразили глубокую сыновнюю и дочернюю благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, благословившему проведение монашеских встреч и собраний.

За два дня работы направления было зарегистрировано более 260 участников, среди которых 16 архиереев, игумены и игумении, насельники монастырей из 125 епархий Русской Православной Церкви, в том числе Белорусского экзархата, Казахстанского митрополичьего округа, Православной Церкви Молдовы, РПЦЗ.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Материалы Собрания игуменов и игумений Русской Православной Церкви
Материалы Собрания игуменов и игумений Русской Православной Церкви
Материалы XXXI Международных Рождественских образовательных чтений
Материалы XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений
Материалы Собрания игуменов и игумений Русской Православной Церкви
Материалы Собрания игуменов и игумений Русской Православной Церкви
Материалы XXXI Международных Рождественских образовательных чтений
Материалы XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений
Воскресенский Новодевичий монастырь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь