Ставропигиальные монастыри и обители Московской митрополии провели круглый стол, посвященный почитанию подвижников благочестия, новомучеников и исповедников Церкви Русской

20 декабря 2023 года в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре, в зале библиотеки Сретенской духовной академии состоялось заседание круглого стола «Почитание местных подвижников благочестия и новомучеников и исповедников Церкви Русской в монастырях». Мероприятие, проводимое по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, собрало 65 участников – архипастырей, наместников, игумений и насельников ставропигиальных монастырей и монашеских обителей Московской митрополии.

Перед началом заседания председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност вручил игумении Антонии (Корнеевой), настоятельнице Николо-Вяжищского ставропигиального женского монастыря орден Великой княгини Елисаветы Феодоровны III степени и поздравил матушку с 65-летием.

Затем Его Высокопреосвященство обратился к собравшимся с приветствием и передал слово ведущей круглого стола – игумении Иулиании (Каледа), заместителю председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельнице Зачатьевского ставропигиального женского монастыря. Матушка кратко познакомила участников с повесткой собрания, рассказала о мероприятиях, посвященных увековечиванию памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, прошедших в епархиях, и попросила выступить протоиерея Кирилла Каледу, настоятеля храма новомучеников и исповедников Церкви Русской в Бутове.

В начале своего выступления протоиерей Кирилл напомнил присутствующим о покровительстве, какое оказывает Русской Церкви Божия Матерь – об этом свидетельствует и история Сретенского монастыря, в стенах которого проходит круглый стол, и явление чудотворного Казанского образа; нельзя забывать и произошедшее в начале XVIII столетия явление Пресвятой Богородицы  преподобному Иову на острове Анзер на Соловках. И к сожалению, сказал отец Кирилл, в нашем церковном сознании до сих пор не возникло глубокого понимания, сколь значимо было явление Державного образа Божией Матери в 1917 году. Всё это должно привести нас к мысли, что, несмотря на неслыханные гонения, которые претерпела наша Церковь в ХХ веке, – этот период нужно называть не трагическим, а славным, ибо это была прежде всего история стояния за веру. Священномученик Серафим (Чичагов) еще в 1930-е годы предсказывал, что Церковь явит великий сонм мучеников – явит миру, фактически отошедшему от Христа, идеал, за которым нужно следовать. Русь показала, что она святая. Никогда на Руси одновременно не жило такое количество святых – людей, готовых пожертвовать собой за Христа, готовых исповедовать веру в Бога даже после двадцатилетних жесточайших гонений и атеистической пропаганды (протоиерей Кирилл напомнил о результатах переписи 1937 года, когда миллионы граждан СССР заявили о том, что они верующие).

Вместе с тем, настоятель храма на Бутовском полигоне с горечью отметил факт, что из 118 церквей, уже построенных в Москве по программе «200 храмов», только 6 освящены в честь новомучеников. Это на сей день отражение того, какое место в нашей духовной, молитвенной жизни занимают наши соотечественники, претерпевшие за веру. Наша обязанность так хранить о них память, чтобы их подвиг не оказался тщетным – сказал в заключение протоиерей Кирилл.

Епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы обратил внимание собравшихся на то, что Данилова обитель с первых лет восстановления – а в 2023 году монастырь отметил 40 лет возрождения монашеской жизни –  проводит систематическую работу по поиску документов о братиях, пострадавших в годы репрессий. Многочисленные запросы направлялись монастырем в столичные и провинциальные архивы, а также архивы республик, некогда находившихся в составе СССР. К настоящему моменту известны имена двадцати насельников монастыря, канонизированных в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской. В Даниловский помяник внесены и имена не канонизированных восьмидесяти девяти братий, духовенства и мирян, связанных с монастырем и пострадавших за Церковь в годы богоборчества. Все материалы тщательно изучаются и систематизируются. Многие опубликованы в виде печатных изданий – в книгах монастырского издательства, альманахе «Даниловский благовестник», газете «Даниловцы», а также размещены на электронных ресурсах монастыря – на сайте, в интернет-журнале и соцсетях. Несколько изданий выдержала книга, посвященная преподобноисповеднику Георгию (Лаврову). Его мощи находятся в Покровском храме обители, и каждую среду у раки совершается молебен с акафистом. 4 июля 2023 года, в день памяти преподобноисповедника Георгия, была открыта мемориальная келья святого.

Хорошо известны книги издательства «Даниловский благовестник» о последнем перед закрытием настоятеле монастыря: «Положил основание на камне… Жизнеописание архиепископа Феодора (Поздеевского)» и «Последнее следственное дело архиепископа Феодора (Поздеевского)». На протяжении нескольких лет готовится посвященная ему монография. Насельники и сотрудники Данилова монастыря принимают участие в конференциях, круглых столах, вечерах памяти с докладами о даниловских новомучениках. Епископ Алексий  поделился впечатлениями о вечере памяти насельника Данилова монастыря священномученика Григория (Лебедева), в котором по приглашению митрополита Тверского и Кашинского Амвросия владыка принял участие в сентябре этого года. Отвечая на вопрос игумении Иулиании (Каледы), настоятельницы Зачатьевского ставропигиального монастыря, наместник Данилова монастыря рассказал о том, что в обители постриженикам дают имена в память о новомучениках монастыря. «Изучение жизни и подвига новомучеников, сохранение исторической памяти – важнейшая составляющая не только в деле воспитания нового поколения, но и духовного возрождения народа», – отметил в своем выступлении епископ Алексий.

Игумения Викторина (Перминова) настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря в своем выступлении выразила благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и всем организаторам круглого стола за возможность соборно обратиться к памяти подвижников, новомучеников, исповедников, чтобы из житий предшественников черпать живую воду – спасительные уроки, которые могут поддержать и вдохновить к подражанию. «Мы призваны подражать святым подвижникам и духовным наставникам, – отметила игумения Викторина, – потому что их жизнь – это реальный опыт достижения святости. Ведь они имели такое же человеческое естество, как и все мы, боролись с теми же страстями и немощами, но несмотря ни на что, победили, достигли Царствия Небесного». Далее матушка рассказала о святых покровителях обители и подвижниках благочестия, пока еще не прославленных в лике святых, но подвизавшихся в монастыре в разные годы, пострадавших в период гонений ХХ века, а также о тех, чье служение было связано с монастырем. Всех их, по словам игумении Викторины, объединял дух Христов. Память о них сегодня бережно хранят сестры обители. Особо почитаемым в монастыре местом является устроенная под землей костница, над которой водружен крест. Здесь погребены останки расстрелянных в исправтруддоме (то есть, месте заключения, а фактически это был небольшой концлагерь), находившемся на территории монастыря в годы гонений ХХ столетия. На разоренном в советское время монастырском кладбище производились расстрелы, там же погребали убитых. Восстанавливая обитель, насельницы находили многочисленные черепа и косточки. Все они были собраны, очищены и теперь пребывают в том месте, куда каждый день приходят сестры, чтобы помолиться об упокоении погребенных и попросить молитв тех, кто праведной жизнью и страданиями достиг Царствия Небесного. Матушка выразила уверенность в том, что не прекращающиеся ни на день почитание и молитва помогают монастырю, созидая его внутреннюю жизнь и способствуя восстановлению.

Епископ Видновский Тихон, наместник Екатерининского ставропигиального мужского монастыря рассказал об увековечении памяти священномученика Василия Озерецковского, с начала 1930-х годов служившего в храме Рождества Богородицы в селе Ивано-Теремец Михневского района Московской области (ныне городской округ Ступино). Храм с 1994 года является подворьем Екатерининского монастыря. Отец Василий в 1937 году был арестован и приговорен к расстрелу, похоронен в общей могиле на Бутовском полигоне. В Екатерининском монастыре написана икона святого, установлена памятная доска, издана книга, повествующая о его жизни. В монастыре также чтят память екатерининского насельника преподобномученика Иоасафа (Крымзина) и священномученика Ярослава Савицкого, окормлявшего в стенах монастыря эвакуированных из Польши сестер Красностокского монастыря. Они тоже окончили жизнь на Бутовском полигоне и прославлены в Соборе Бутовских новомучеников. Владыка Тихон также напомнил, что Екатерининский монастырь принимал непосредственное участие в строительстве храма в честь новомучеников на месте массовых расстрелов в Коммунарке (в 1990-2000-х годах там  находилось монастырское подворье).

Епископ Озерский Порфирий, наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря поделился новостями, связанными с восстановлением кладбищенского соловецкого храма преподобного Онуфрия Великого, единственного храма, в котором разрешалось молиться заключенным Соловецкого лагеря особого назначения. Храм действовал до 1929 года как приходской, именно в нем в 1926 году состоялось официально разрешенное в лагере пасхальное богослужение. После восстановления, по словам владыки Порфирия, церковь получит второе освящение в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской. Наместник Соловецкого монастыря также сообщил о примечательном факте, который обращает на себя внимание как иллюстрация духовной связи между Церковью земной и Церковью Небесной. Во время посещения Святейшим Патриархом и всея Руси Кириллом Соловецкого монастыря выяснилось, что место, где расстреливали заключенных, находилось напротив жертвенника в алтаре этого храма.

Далее в своем выступлении владыка описал, как будет развиваться постоянно действующая в монастыре экспозиция, посвященная подвигу новомучеников, а также рассказал об информационной работе по сбору документов о пострадавших в Соловецком лагере, которую с 90-х годов ведет  монастырь. Наместник Соловецкого монастыря обратил внимание участников круглого стола на то, что проект, инициированный обителью и созданный совместными усилиями верующих людей, – база данных «Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке» (https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/) – получил общецерковное признание. База, которая насчитывает сегодня около 17 000 имен, начиналась именно с духовенства, пострадавшего на Соловках. Затем владыка Порфирий передал слово благочинному обители, архимандриту Ианнуарию (Недачину). Отец Ианнуарий представил краткий обзор исследовательской работы, посвященной подвигу соловецких новомучеников и исповедников, а также поделился с собравшимися трудностями, возникавшими в процессе этой работы.

Игумен Варлаам (Горбунов), настоятель Богоявленского Старо-Голутвина монастыря поделился опытом почитания новомучеников и исповедников в Коломенской епархии. Игумен Варлаам рассказал о литургическом и народном почитании священноисповедника Феодосия, епископа Коломенского и других святых. Рассказ о священноисповеднике Феодосии отец Варлаам проиллюстрировал фотографиями крестных ходов и торжественных служб, совершаемых ежегодно 3 мая в день памяти святителя и всех новомучеников и исповедников Коломенских. Традиция торжественных богослужений и крестных ходов, установленная при митрополите Крутицком и Коломенском Ювеналии, продолжена при митрополите Павле. За праздничной трапезой священнослужителям Коломенской епархии предоставляется возможность рассказать о почитаемых подвижниках благочестия, пострадавших за Христа в годы гонений. Каждый стремится донести наиболее примечательные факты из их жизни. Прославленным в лике святых новомученикам и исповедникам написаны иконы. Есть соборная икона коломенских исповедников. О них издаются книги, брошюры и статьи. По словам отца Варлаама, в ближайшее время состоится презентация книги-путеводителя о святынях Коломны, где есть разделы, посвященные и новомученикам епархии. Настоятель Богоявленского Голутвина монастыря назвал новомучеников и исповедников Церкви Русской – подлинной опорой для современных христиан.

Игумения Магдалина (Чекулаева), настоятельница Никитского женского монастыря г. Каширы представила доклад «Никитский женский монастырь как духовная школа подвижниц благочестия и исповедниц ХХ века». Матушка Магдалина кратко рассказала об истории возникновения обители, начало которой с конца ХVII века положила богадельня при кладбищенской церкви в честь великомученика Никиты Готфского, окормляемая иноками Троицкого Белопесоцкого монастыря. Традиции благочестивой жизни укрепились в этой общине в XIX столетии, когда ее взяли под свое попечение Оптинские старцы:  игумения Магдалина особо подчеркнула значение старческого окормления для духовного расцвета русского женского монашества в позапрошлом столетии, заботу старцев об устроении обителей по общежительному уставу, о духовном состоянии насельниц. Матушка Магдалина сообщила, что в Никитском монастыре готовится к изданию полное собрание писем Оптинских старцев к игумениям и насельницам обители. Это более 500 писем, написанных с 1836-го  по  1910-й годы. В обители почитается как исповедница последняя перед закрытием игумения Серафима (Ильичева; почила в 1943 году, претерпев 5 лет ссылки в Казахстан), а также известная подвижница схимонахиня Ольга (Ложкина), постриженица Никитского монастыря, похороненная на Калитниковском кладбище в Москве. О благодатных дарах матушки Ольги и помощи по молитвам к ней монастырь собрал множество свидетельств и недавно выпустил книгу.

Настоятель Можайского Лужецкого Богородицерождественского Ферапонтова мужского монастыря игумен Авель (Пивоваров) рассказал о почитании постриженика своей обители преподобномученика Андроника (Сурикова), с 1930 года беспрерывно скитавшегося по лагерям и ссылкам, в 1938 году по приговору тройки расстрелянного в Бамлаге и похороненного в безвестной могиле. Отец Авель также сообщил, что в обители чтят память последнего перед ее закрытием в 1931 году настоятеля архимандрита Гурия (Мишанова), осужденного в тот же год вместе с сестрами Спасо-Бородинского монастыря, которых он окормлял. Судьба отца Гурия после вынесения приговора неизвестна, он не прославлен в лике святых, но обе обители – Лужецкая и Бородинская хранят память о его верном служении Богу и Церкви. Игумен Авель дополнил свой рассказ кратким повествованием о святых, связанных со Спасо-Бородинской обителью, – преподобной Рахили и преподобномученице Александре (Самойловой), подчеркнув, что в честь мучеников и исповедников веры Можайской земли – 38 святых – не только совершаются службы, крестные ходы в дни их мученической кончины, но существует и соборный день их поминовения 15 декабря. Ныне, как сказал отец Авель, рассматривается вопрос, чтобы составить Собор новомучеников и исповедников Одинцовской епархии (образована в 2021 году), в составе которой находится Можайский благочиннический округ.

Благочинный Сретенского ставропигиального мужского монастыря иеромонах Афанасий (Дерюгин) поделился с участниками круглого стола опытом почитания новомучеников и подвижников благочестия  Сретенской обители. Память чтимых подвижников – святого покровителя монастыря архиепископа Верейского Илариона и Псково-Печерского старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина) – отмечается особо за богослужениями в дни их памяти. Изучаются и издаются монастырским издательством их труды и наставления. Обитель участвует в создании фильмов, радиопередач и новостных сюжетов, посвященных своим небесным покровителям, размещает статьи о них на электронных ресурсах, видео-сюжеты на Ютуб-канале и в социальных сетях. Особо отец Афанасий  отметил в своем выступлении экскурсионную деятельность монастыря. В обители есть мультимедийная выставка, посвященная новомученикам, паломническая служба предлагает экскурсию, посвященную священномученику Илариону. Также благочинный обители рассказал о литургическом почитании малоизвестных новомучеников, которым часто совершаются богослужения.

Сретенским монастырем разработан маршрут «Москва отца Иоанна (Крестьянкина)». Братия и прихожане лично знали отца Иоанна, они ездят в Псково-Печерский монастырь и всегда готовы делиться историями о чудесной помощи батюшки, которую он оказывает всем, кто обращается к нему с молитвой. Отец Афанасий описал в своем выступлении и другие особенности народного почитания новомучеников и исповедников. Прихожане Сретенского монастыря называют детей в их честь, молятся своим благочестивым «коллегам» – учителям, врачам – подвижникам благочестия, пострадавшим за веру.

Сложившуюся в рамках почитания новомучеников дружбу с Зачатьевским монастырем иеромонах Афанасий описал как пример, достойный подражания. Совместно с настоятельницей Зачатьевской обители игуменией Иулианией Сретенским монастырем был разработан экскурсионный маршрут «Москва священномученика Владимира Амбарцумова». Сретенский молодежный хор выступал в Зачатьевском монастыре с концертом, посвященным новомученикам, а также участвовал в вечере памяти последней перед закрытием монастыря игумении Марии (Коробки).

Все выступления участников круглого стола заинтересованно комментировались собравшимися, было задано немало вопросов.

В завершение был принят итоговый документ, в котором участники сформулировали следующие важные положения, касающиеся увековечения памяти новомучеников и подвижников благочестия.

1. В области почитания подвижников благочестия и новомучеников в монастырях:

– создавать в монастырях Центры по изучению подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской;

– при строительстве новых монастырей и храмов, освящать престолы в честь новомучеников и исповедников;

– в дни памяти новомучеников в монастырях проводить праздничные богослужения;

– совершать крестные ходы в дни памятных дат, связанных с подвигом новомучеников;

– на местах, связанных с мученическим подвигом и жертвами репрессий, устанавливать мемориалы, часовни, памятные кресты, организовывать скиты в честь новомучеников Российских;

– совершать молитвенную память о подвижниках, ещё не прославленных Церковью, служением панихид;

при совершении монашеских постригов, давать новопостриженным имена святых новомучеников;

создавать и пополнять синодики, включающие имена подвижников благочестия, еще не прославленных в лике святых, включать краткие описания их подвига.

2. По направлению «Исторические изыскания, работа с архивами, исследования»:

– создать в рамках Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству рабочую группу по сбору материалов от монастырей по местночтимым подвижникам благочестия и новомученикам и исповедникам.

– активизировать изучение архивных материалов и исторических свидетельств о жизни подвижников благочестия, работу с архивными документами и иными источниками, в том числе организацию экспедиций к местам служения и исповеднического подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской; обмениваться информацией по находимым материалам, с другими монастырями;

– организовывать сбор и сохранение устного предания о подвижниках благочестия для возможного их будущего прославления;

– рекомендовать написание магистерских работ в семинариях и на теологических факультетах университетов о жизни и деятельности новомучеников;

– привлекать к поиску материалов о жертвах гонений на веру местных краеведов и активных прихожан.

3. Опыт ознакомления насельников монастырей, местных жителей, в том числе детей и молодежи, паломников с житиями и подвигами новомучеников и подвижников благочестия:

– на сайте Синодального отдела по монастырям и монашеству «Монастырский вестник» создать раздел «Почитаемые в монастырях подвижники благочестия и новомученики и исповедники Церкви Русской»;

– направлять материалы о новомучениках и исповедниках Церкви Русской, почитаемых в монастырях, в  Московскую Комиссию по канонизации святых;

– организовывать проведение тематических чтений, конференций, выставок, круглых столов, посвященных подвигу новомучеников и исповедников;

– издать сборник (по месяцам) житий новомучеников и исповедников Церкви Русской, подвижников благочестия, почитаемых в ставропигиальных монастырях;

– создавать при монастырях музеи, экспозиции и выставки, посвященные новомученикам;

– обозначать памятными табличками монастыри, где совершали служение новомученики и исповедники Церкви Русской;

– создавать на сайтах монастырей специальные разделы, посвященные новомученикам, где размещать жития святых, акафисты и молитвы к ним;

– накануне памятных дат подготавливать  выпуски видеосюжетов, статей и заметок в печатных изданиях, социальных сетях о подвиге и жертвенной любви новомучеников;

– разрабатывать экскурсионные маршруты и организовывать паломническую деятельность по местам памяти новомучеников, организовывать паломнические поездки накануне или в дни памяти подвижников благочестия, новомучеников и исповедников в места, связанные с их жизнью и подвигом (в том числе полигон в Бутово);

– собирать материалы и издавать сборники, а также изготавливать информационные стенды не только о прославленных новомучениках, но и о подвижниках благочестия и размещать их на территории монастырей.

4. Поиск новых форм почитания новомучеников:

– содействовать присвоению имен новомучеников молодежным организациям, духовно-просветительским центрам, воскресным школам, классам в православных гимназиях;

– разрабатывать экскурсионные маршруты и организовывать паломническую деятельность по местам памяти новомучеников для детей и молодежи;

организовывать на уровне ставропигиальных монастырей и монастырей епархий Московской митрополии совместные празднования дней памяти подвижников благочестия и новомучеников и исповедников Церкви Русской (соборные богослужения с крестным ходом/ панихидами, собрания- «круглые столы», вечера памяти и пр.)

– проработать вопрос  о создании единого информационного портала для размещения материалов о новомучениках и исповедниках Церкви Русской.

Фото: Владимир Ходаков

Материалы по теме

Новости

Доклады

Монастыри

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
107031, Россия, Москва, ул. Б. Лубянка д. 19, стр. 1
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
107031, Россия, Москва, ул. Б. Лубянка д. 19, стр. 1

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Казанская Амвросиевская женская пустынь