Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальные монастыри Русской Православной Церкви

Адрес:
164070, Россия, Архангельская область, Приморский р-он, пос. Соловецкий, ул. Набережная бухты Благополучия. Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь.
Телефон:
+ 7 (8183590) 298
Тел. / факс
E-mail:
solovki-news@ya.ru

palomnik@solovki-monastyr.ru

История

Соловецкие острова были посещаемы людьми, по-видимому, еще со II–III тысячелетия до Рождества Христова, но никто не решался поселиться на архипелаге, так как с ноября по май он полностью отрезан от материка неспокойными водами Белого моря. Первыми постоянными жителями на островах стали иноки Савватий и Герман, которые в 1429 году водрузили поклонный Крест и поставили келью на месте, которое именуется теперь скит Савватиево. Вскоре жители Карельского берега, считая себя наследственными владельцами островов, решили там поселиться и изгнать преподобных. Но Господь не попустил им утвердиться рядом со старцами. На рассвете в воскресный день, когда преподобный Савватий вышел из кельи покадить Крест, он услышал «вопль велик». Преподобный Герман пошел на голос и нашел у подножия горы плачущую женщину. Она рассказала, что шла к своему мужу рыбаку и встретила двух светлых юношей, которые высекли ее прутьями и повелели покинуть остров, ибо остров Соловецкий назначен для иноков: «да прославится от них имя Божие на месте сем и храм во имя Иисуса Христа воздвигнется». И с того времени никто из мирских людей не дерзал поселиться на Соловецком острове.

Шесть лет преподобные прожили как отшельники в трудах и молитвах до кончины преподобного Савватия (†1435). Датой же основания монастыря считается 1436 год, когда преподобный Герман привел на Соловецкий остров молодого энергичного подвижника монаха Зосиму. В 1452 году он был посвящен в сан пресвитера и игумена Соловецкого святителем Ионой, архиепископом Новгородским, и затем управлял обителью в течение 26 лет. При нем был принят общежительный монастырский устав, построены деревянные храмы Преображения Господня и Успения Пресвятой Богородицы, а в 1465 году перенесены в монастырь мощи преподобного Савватия. При игумене Зосиме выработался особый тип соловецкого подвижничества, выражавшийся в органичном сочетании деятельной и созерцательной жизни, в соединении труда и молитвы: чтобы выжить в суровейших условиях приполярных островов, 22 инока обрабатывали землю, заготавливали лес для строительства и на дрова, варили соль, «и все как один подвизались единодушно, со старанием созидая обитель во славу Божию».

Предчувствуя приближение кончины, преподобный Зосима, заповедал братии ненарушимо хранить все установленные им обычаи монастырского общежития: «не желать и не искать ничего для себя, а заботиться только об общем благе; в храме стоять со страхом Божиим, не сходить с места до конца службы, не разговаривать друг с другом; в трапезе сохранять молчание и внимать назидательному чтению; игумен, священники и старцы ядят и пьют в трапезе, кушанье для всех одинаково; дохода нет никому никакого, все нужное выдается от обители». 17 апреля 1478 года преподобный Зосима предал душу свою Господу, для Которого трудился всю свою жизнь. Его похоронили за алтарем Преображенского собора, а впоследствии устроили над его могилой часовню. Все притекающие сюда за духовной помощью, получали по молитвам преподобного облегчение скорби и исцеление болезней.

В 1503 году митрополитом Киевским Спиридоном-Саввой было литературно обработано первое житие преподобных Зосимы и Савватия, составленное игуменом Досифеем I по рассказам преподобного Германа. Стараниями игумена Досифея была основана знаменитая соловецкая библиотека, в которой к 1602 году числились 481 рукопись и 38 печатных книг.

В середине XVI века игуменом монастыря стал будущий митрополит Московский Филипп, в прошлом московский боярин Феодор Степанович Колычев. Опираясь на помощь царя Иоанна IV Грозного, игумен Филипп возвел два грандиозных каменных храма: церковь в честь Успения Божией Матери с Трапезной и Келарской палатами и собор в честь Преображения Господня. Царь предписал «игумену Филиппу с братией или кто по нем иный игумен будет» не только молиться о благополучии Российского государства, но и полностью возложил на монастырь управление вотчинами, вплоть до судных дел. Монастырь стал мощным центром православного миссионерства в Поморье. Соловецкий постриженник преподобный Феодорит Кольский († 1571) привел к православной вере тысячи лопарей — жителей Кольского полуострова. Большой заслугой Соловецкого монастыря было строительство и духовное окормление приходских храмов в монастырских вотчинах, а также распространение грамотности и ремесленных знаний. Монастырь фактически взял на себя функции государственного управления вотчинами: туда назначались приказчики от монастыря, которые разрешали земельные и денежные споры, помогали наладить севооборот, обеспечивали рынок сбыта для крестьянских промыслов. В монастырских вотчинах запрещено было строить кабаки и играть в азартные игры. Поскольку базой и образцом для вотчин должен был служить сам монастырь, любителю пустынножительства и молитвы игумену Филиппу пришлось заняться разработкой технологий кирпичного производства, каменного строительства, кузнечного дела. Его заботами был окультурен весь Соловецкий остров: проложены дороги, осушены болота, озера соединены каналами, расчищены от леса луга и пастбища. На Большом Заяцком острове была сооружена первая в России каменная гавань для морских судов, на острове Большая Муксалма обновлена монастырская ферма.

В 1566 году игумен Филипп был призван царем в Москву на кафедру митрополита. Он согласился принять первосвятительский сан с условием, что будет ослаблен опричный террор, и оставил за собой за собой исконное право русских святителей печаловаться за невинно гонимых и говорить о правде евангельской. Благодаря святителю Филиппу были помилованы многие из тех, кто выступал против «опричнины». Не найдя поддержки в Земской думе и Священном Соборе, митрополит Филипп один мужественно противостоял грозному царю. В 1568 году неугодный святитель был смещен с кафедры и заточен в Тверском Отрочь монастыре, где 23 декабря 1569 года принял мученическую кончину от руки Малюты Скуратова.

В 1591 году, при царе Феодоре Иоанновиче, мощи Святителя Филиппа были перенесены в Соловецкий монастырь и погребены в могиле, которую он сам приготовил у северной стены Спасо-Преображенского собора. В 1646 году царь Алексей Михайлович повелел торжественно открыть святые мощи и перенести их в собор, а в 1652 году они были перенесены в Успенский собор Московского Кремле, где и почивают до сего дня.

К началу XVII века на Соловках была сооружена мощная валунная крепость, построены Благовещенская церковь над Святыми вратами и каменная галерея, объединившая храмы и постройки центрального комплекса. Окончательно оформилась планировка монастыря.

В Смутное время святые игумены обители Антоний и Иринарх возглавили оборону Беломорья от поляков и шведов. Заметный след в истории борьбы с иноземными захватчиками оставили Соловецкие постриженники Новгородский митрополит Исидор и келарь Троице-Сергиевой Лавры Авраамий (Палицын).

В 1620 году по грамоте Патриарха Филарета и царя Михаила Федоровича пустынником Елеазаром был основан Свято-Троицкий скит на острове Анзер. В 1629 году по молитвам преподобного Елеазара у царя Михаила Федоровича родился долгожданный наследник престола сын Алексей. В 1636 году в Анзерском скиту принял иноческий постриг будущий Патриарх Никон, он подвизался под руководством преподобного Елеазара три года и был «чуден в житии своем». 25 июля 1652 г. во главе Русской Церкви и Русского Государства встали два великих друга, два духовных сына преподобного Елеазара: Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. На несколько лет в России реализовалась византийская идея симфонии церковной и царской власти, когда, как писал сам Патриарх Никон в предисловии к Служебнику, изданному в 1656 году, «священство Божественным служит, царство же человеческим владеет и о сем печется. Вкупе же уставы и правила святых отец, яко от Святаго Духа вдохновенны, облобызающе приемлют и держат». Это идеальное устроение государства, когда дело личного спасения поставлено во главу угла государственной политики, держалось до кончины старца Елеазара. Затем враг рода человеческого через приближенных к царю бояр посеял семена недоверия между царем и Патриархом.

Крушение личной дружбы между ними обернулось пятнадцатилетним заточением для Патриарха Никона и духовным кризисом для царя Алексея Михайловича. Под его руководством Российское государство взяло курс на расцерковление, при сыне его Петре Патриаршество было упразднено, а Русская Церковь низведена до положения государственного департамента. Патриарх Никон эти тенденции видел, пытался удержать царя от участия в их реализации, а когда царь стал раздражаться на него, оставил патриарший престол, запечатлев свои убеждения подвигом исповедничества.

Высокий духовный авторитет Соловецкого монастыря, ощущение своей праведности, вера в совершенство монастырского уклада и беспокойство за судьбы православной веры спровоцировало Соловецких старцев не только выступить против соборных постановлений Русской Церкви об изменении богослужебных книг и обрядов, но и оказать неповиновение государю, закрыв монастырские врата и отменив моление за царя. В  1668 году началось так называемое «Соловецкое сидение» — осада монастыря царскими стрельцами, — которое закончилось лишь в 1676 году полным разорением обители.

Восстановлению монастыря в конце XVII – начале XVIII веков немало способствовал царь Петр I, посещавший обитель в 1694 и 1702 годах. В 1700 году по навету царь сослал на Соловки своего духовника священника Иоанна с приказанием постричь его в монахи. Будучи пострижен с именем Иов, он усердно подвизался на Анзерском острове, где в 1712 году удостоился явления Пресвятой Богородицы, которая повелела ему устроить скит в честь Распятия Господня на возвышавшейся рядом горе,  и впредь называть эту гору Голгофой, «ибо русские люди будут здесь во множестве умирать». Это пророчество сбылось спустя 200 лет, когда в 1920-е годы на Соловках был организован Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), а в бывшем Голгофо-Распятском скиту был устроен больничный изолятор. В 1928–1929 годах во время сыпно-тифозной эпидемии на склонах горы Голгофы в огромных братских могилах было похоронено несколько тысяч умерших узников СЛОНа.

В 1765 году Соловецкий монастырь получил статус ставропигиального. После отстранения от управления вотчинами в 1764 году монастырь начал более активно развивать свое хозяйство на Соловецких островах. Не желая ничего лишнего для себя, монастырские насельники прилагали всевозможные усилия для благоустройства обители. Паломник В. И. Немирович-Данченко писал: «За что они не возьмутся, все у них выходит удачно, все ведется со знанием дела, упорно, неотступно, пока полный успех не увенчает их усилий». Иеромонахи, хотя и начальствовали на послушаниях, но трудились больше всех, привычно управляясь с киркой, ломом, косой, рыболовной снастью, глиной. Их пример имел громадное влияние на богомольцев.

Усилиями нескольких сотен простых крестьян были построены монастырские пароходы, док, причалы, «мост через море» (дамба к о. Б. Муксалма), устроены кузница и литейка, реконструирована водяная мельница, в 1912 году на канале «Вешняк» устроена третья в России гидроэлектростанция, заведена своя радиостанция, проложена на острове система судоходных каналов, всего не перечесть. И все это действовало: мололо зерно, пилило лес, давало свет, перевозило пассажиров, пропускало паровые катера с баржами (на баржах — лес, камень, сено), связывало с большой землей. Все приносило пользу, и еще — радовало глаз и поражало воображение путешественников. «Это наше царство», — говорили крестьяне-паломники, направлявшиеся на Соловки.

В начале ХХ века у монастыря было 10 скитов и пустыней, 17 храмов (31 престол), около 30 часовен. До закрытия в 1920 году Соловецкая обитель была одной из самых почитаемых в России: поток паломников превышал 20 000 человек в год. Монастырь удостоился посещения царственных особ: Великого Государя Александра Николаевича в 1858 году и Великой княгини Елизаветы Федоровны, будущей преподобномученицы, в 1913 году.

Монастырь был также крупным культурным центром: он обладал бесценным архивом, здесь находилась одна из лучших библиотек, монастырская ризница хранила богатейшее собрание икон и церковных принадлежностей — шедевров древнерусского искусства. Постройки монастыря вошли в сокровищницу мировой архитектуры.

29-го апреля 1920 года на Соловки прибыла в сопровождении отряда красноармейцев комиссия во главе с начальником Особого отдела ВЧК М. С. Кедровым для ознакомления с состоянием хозяйства Соловецкого монастыря. В результате работы комиссии монастырь был полностью лишен собственности, а имущество его передано лагерю для лиц, осужденных на принудительные работы, и совхозу «Соловецкий». Монастырь юридически был закрыт, но продолжал существовать как религиозная и трудовая община, в которой состояло более 280 человек, называвшихся теперь работниками совхоза. Началось бесконтрольное разграбление имущества обители, многое пропало безвозвратно, но часть бесценного наследия удалось вывезти в музеи: музеи Московского Кремля, Государственный Исторический музей, музей-усадьбу Коломенское.

13 октября 1923 года Совет народных комиссаров СССР принял постановление за подписями зампредседателя СНК Рыкова, управделами Горбунова и секретаря Фотиевой об организации нового крупномасштабного карательного учреждения — Соловецкого лагеря принудительных работ особого назначения (СЛОН) и двух пересыльно-распределительных пунктов в Архангельске и в Кеми. К закрытию навигации 1923 года на островах было уже 3049 человек заключенных.

Место подвигов духовных стало местом подвига мученического. В Собор Соловецких Святых за пять столетий было включено 52 имени, а в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких за двадцать лет воссияло более шестидесяти звезд.  Из них три — насельники Соловецкой обители, а остальные, совершавшие свой мученический и исповеднический подвиг на Соловках, попали на острова не по своей воле, а под конвоем по этапу. Изощренные издевательства, пытки, физическое уничтожение тысяч людей придали самому слову — Соловки — зловещее звучание. По определению соловецкого узника, генерала Русской армии Ивана Михайловича Зайцева, СЛОН — это «оргия обезумевших людей для осквернения святого места».

На протяжении почти двух десятилетий, с 1920 по 1939 год, около 83000 заключенных прошли через Соловки, и из них, по подсчетам бывшего узника М. Розанова,  до 40000 человек осталось лежать в Соловецкой земле. По словам архимандрита Иоанна Крестьянкина: «Соловки — это антиминс под открытым небом, здесь вся земля полита кровью мучеников». Их жертва — основание нынешнего возрождения духовной жизни в России. Источником сил для них была любовь к Богу и ближним, и, кажется, к нам обращены слова из письма священномученика Петра (Зверева): «Сумейте полюбить Христа, сумейте Им единым дышать, жить, о Нем лишь думать, к Нему стремиться, о Нем беседовать, Его слова в Евангелии читать, заучивать и воплощать в жизни. Сумейте полюбить Христа, и всем около вас будет тепло, покойно и не тесно».

На Юбилейном Соборе 2000 года и позднее были прославлены в лике святых новомучеников и исповедников Российских многие выдающиеся иерархи и деятели Русской Православной Церкви пострадавшие в Соловецком лагере. Среди них: священномученики Евгений (Зернов), митрополит Горьковский (†1937), Прокопий (Титов), архиепископ Херсонский (†1937), Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский (†1929), Петр (Зверев), архиепископ Воронежский (†1929), священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский (†1962), мученик Иоанн Попов, профессор Московской духовной академии (†1938) и другие.

В 1990 году был подписан указ о возобновлении монашеской жизни в стенах Соловецкой обители. Спустя два года на Соловки возвратились мощи ее святых основателей — Зосимы, Савватия и Германа. Торжества по перенесению святых мощей возглавил Священноархимандрит обители Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В сохранившихся храмах стали совершаться Божественные литургии, возобновлялась скитская жизнь на островах, были учреждены монастырские подворья. Начались реставрация и воссоздание утраченного, потребовавшие огромных усилий братии и специалистов.

С 1992 по 2009 год наместником монастыря был архимандрит Иосиф (Братищев); с ним обитель прошла первый трудный этап возрождения. Была восстановлена духовная и материальная структура монастыря: собрался костяк братии в самой обители, затеплилась монашеская жизнь во всех скитах, открылись подворья в Москве, в Архангельске, в Кеми, в Фаустово. В монастыре, скитах и на подворьях стало совершаться уставное богослужение, была восстановлена традиция крестных ходов вокруг монастыря по воскресным и праздничным дням. По благословению Святейшего Патриарха Алексия с 1992 года в дни престольных праздников стали служить Божественную Литургию во всех храмах, сохранившихся на Соловецком архипелаге, возродилась традиция изготовления и установки поклонных крестов на исторических и памятных местах. В монастыре появились необходимые службы: отдел реставрации, издательский отдел, церковно-археологический кабинет, паломническая служба, воскресная школа, флот, автохозяйство, столярная мастерская, скотный двор, огороды.

С 2009 года по настоящее время наместником монастыря является архимандрит Порфирий (Шутов). В том же году состоялся первый визит на Соловки Святейшего Патриарха Кирилла в качестве главы Русской Православной Церкви и Священноархимандрита Соловецкой обители. С 2010 года началась активная деятельность Патриаршего попечительского совета Соловецкого монастыря, который совместно с государственными структурами решает задачи развития всего Соловецкого архипелага. Требуется длительная и вдумчивая работа, чтобы, как и в прежние времена, объединить монастырь и окружающее его население общей верой и общим делом. «Нельзя, чтобы около стен возрожденного во всем своем великолепии и красоте монастыря люди жили так, как они живут сегодня… Монастырь не помеха, а великий оплот жизни людей на этом северном острове. Как кормил людей монастырь прежде, так должен кормить и сейчас, в прямом и в переносном смысле слова, предоставляя рабочие места, содействуя развитию поселения… Необходимо, чтобы уникальное духовное, религиозное, культурное, историческое и природное наследие Соловков было защищено, поддержано особым статусом», — сказал Святейший Патриарх Кирилл во время своего посещения обители. Соловецкий монастырь совместно с музеем-заповедником ежегодно проводят конференции «Духовное и историко-культурное наследие Соловецкого монастыря», издательский отдел обители выпускает в свет переиздания редких исторических трудов и новые исследования, посвященные самым разным аспектам прошлой и настоящей жизни Соловков. По инициативе Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря с 2015 года работает уникальный научный, просветительский и миссионерский интернет-проект «Духовенство Русской Православной Церкви в XX веке», цель которого — создать общедоступную базу данных о подвиге священно служителей минувшего столетия. Святейший Патриарх Кирилл во время одного из посещений Соловков сказал, что он «не представляет лучшего места для создания специального центра по изучению всего подвига Русской Церкви в ХХ веке».

21 августа 2016 года, в день памяти перенесения мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566) и второго перенесения мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992), Предстоятель Русской Церкви совершил великое освящение Свято-Троицкого Зосимо-Савватиевского собора Соловецкого монастыря и Божественную литургию в новоосвященном храме. Центральный престол был освящен в честь Святой Живоначальной Троицы, престол в южном приделе — в честь преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, престол в северном приделе — в честь святых Новомучеников и исповедников Соловецких и святого благоверного князя Александра Невского. В южном приделе собора, как и 450 лет назад, покоятся мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких.

В Первосвятительском слове Святейший Патриарх отметил, что восстановление и освящение Свято-Троицкого Зосимо-Савватиевского собора стало знаковым событием истории взаимоотношений Церкви и Российского государства: «Замечательный храм, который был воздвигнут при активном участии государя императора Александра II, самим фактом своего существования являл заботу государства о духовной жизни нашего народа. Но мы знаем, что именно государство в лице его вождей и идеологов стало причиной разрушения святынь в масштабах всей страны, уничтожения великих исторических, художественных и духовных ценностей нашего народа. И зловещим символом этого надругательства над верой стал Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, который вошел в историю не только как центр духовной жизни, но и как место страшных мучений, в том числе тех, кто не поступался своей православной верой и умирал здесь за Христа.

Мы являемся свидетелями очень важных перемен в жизни нашего Отечества. Как по инициативе главы государства этот храм был построен, так по инициативе нынешнего главы государства Президента Владимира Владимировича Путина он восстановлен. Это … замечательный поступок, который в каком-то смысле является знаком того, что если государство разрушило, то оно должно и восстановить, особенно когда речь идет о величайшем памятнике нашего духа, нашей веры и нашей культуры. Сегодня мы являемся участниками замечательного исторического события и вспоминаем святых преподобных отцов Зосиму, Савватия и Германа, молимся пред их ракой, прося помощи всем нам на пути борьбы за спасение наших душ и душ наших близких».

Во внимание к усердным пастырским трудам и в связи с 50-летием со дня рождения Святейший Патриарх Кирилл наградил архимандрита Порфирия (Шутова) орденом преподобного Серафима Саровского III степени.

Был оглашен Патриарший указ, согласно которому в ознаменование 450-летия со дня освящения Спасо-Преображенского собора перенесения мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря — благословляется совершение Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами по «Отче наш…». «Поскольку в настоящий момент в Спасо-Преображенском соборе ведутся большие реставрационные работы, то я благословляю совершение Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами по «Отче наш…» в этом Свято-Троицком храме, а когда возродим Преображенский собор, то эта привилегия перейдет к Преображенскому собору», — отметил Святейший Патриарх Кирилл.

Наместник

Порфирий (Шутов), епископ Озёрский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси

Святые и подвижники благочестия

17 / 30 Апреля, 30 Июля / 12 Августа, 8 / 21 Августа, 27 Сентября / 10 Октября
30 Августа / 12 Сентября, 23 Ноября / 6 Декабря
9 / 22 Мая, 29 Июля / 11 Августа, 6 / 19 Декабря
8 / 21 Февраля, 8 / 21 Июня
1 / 14 Апреля, 30 Марта / 12 Апреля
25 Мая / 7 Июня, 24 Июня / 7 Июля, 29 Августа / 11 Сентября, 23 Сентября / 6 Октября, 12 / 25 Октября
9 / 22 Августа, 15 / 28 Декабря, 17 / 30 Августа

Праздники и чтимые даты

1 / 14 Апреля, 30 Марта / 12 Апреля
27 Ноября / 10 Декабря
9 / 22 Августа, 17 / 30 Июля, 15 / 28 Декабря

Храмы и Богослужения

Спасо-Преображенский собор
1558 — 1566 гг.
Главный храм Соловецкого монастыря возводился в 1558–1566 годах, в настоятельство святого игумена Филиппа (Колычева).
Спасо-Преображенский собор стал важнейшим сооружением архитектурного ансамбля. Этот храм – своеобразный символ величия Соловецкого монастыря.

Собор своей архитектурой созвучен граду. Он имеет высокие стены, объединяет несколько престолов на разных ярусах. Подножие его до создания каменной паперти включало лестницы, деревянные паперти, звонницы, деревянно-каменные переходы. Благодаря разнообразию компонентов и живописности композиции он выглядел как город, что особенно наглядно видно на иконах XVI–XVII веков.

Это одно из самых высоких зданий обители. Мощные наклонные стены (толщина у основания – 4, у завершения – 3, 5), отсутствие горизонтального членения, массивные лопатки способствуют устремленности храма ввысь.

Здание трехъярусное. На первом ярусе, в достаточно высоком цокольном этаже, находились хозяйственные помещения. На втором - было устроено три храма: престольный, посвященный Преображению Господню, и два его придела – Зосимо-Савватиевский, – в северо-восточной части, и Михаило-Архангельский – с юго-востока. В 1859 году на месте придела в честь преподобных Зосимы и Савватия был построен Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор.

В верхнем ярусе, в угловых башенных надстройках находились еще четыре придела: преподобного Иоанна Лествичника, великомученика Феодора Стратилата, Соборов 12 и 70 Апостолов.

Парадная западная стена собора завершается двумя рядами килевидных кокошников. В них – остатки древних росписей, где изображены Преображение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, преподобный Зосима с преподобным Савватием и святитель Филипп с преподобным Германом. Впервые росписи упоминаются в описи монастыря 1711 года.

В XVIII–XIX веках фасады собора были украшены живописью с растительным и геометрическим орнаментом.

 Высокие своды собора опираются на два столпа. Восьмигранный световой барабан приближен к алтарной стене. Он расположен прямо над амвоном, где во время Божественной Литургии читается Евангелие и преподаются Святые Дары. Находясь перед иконостасом, световой барабан прекрасно его освещает.

Помещение храма освещается также расположенными на разных уровнях окнами. В настоящее время в соборе два вида окон: в первоначальных формах XVI века и перестроенные окна XVIII века. Ранние имеют совсем небольшие световые проемы и сводчатые, выложенные уступами ниши в нижней части.

В толще стены устроены камеры и лестницы. По такой лестнице, которая начинается в юго-западном углу храма можно подняться в верхние приделы собора. Внутристенные лестницы и камеры характерны для ранних каменных построек монастыря.

Главное украшение храма - иконостас. В течение веков он неоднократно перестраивался. При постройке иконостас был четырехъярусным тябловым. Создавали его иконописцы из Великого Новгорода «Гаврило Старой да Илья». В первой трети XVII века появился 5-ый, праотеческий ряд с 28 иконами. На пожалованные в 1695 году государями Иоанном V и Петром I семьсот рублей в 1697 году соорудили новую резную рамно-каркасную конструкцию иконостаса. Тогда же он пополнился новыми иконами.

В конце XVII века в соборе находилось более 1000 образов, одно их перечисление занимало более ста листов. Кроме основного иконостаса вдоль стен и у столпов стояли пяти-семиярусные пристенные иконостасы, заполненные десятками складней и пядниц.

В 1826 году на столпах собора были устроены деревянные позолоченные, украшенные резьбой иконостасы для двух чудотворных икон обители. На южном столпе находился образ Сосновской иконы Корсунской Божией Матери, который был явлен в Сосновой губе в 1627 году. На противоположном – список с иконы Хлебенной (Запечной) Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы, явившейся святителю Филиппу, когда тот нес послушание в хлебне. Сама икона находилась в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Эти иконы были утрачены после закрытия обители.

В храме с 1646 года покоились мощи святителя Филиппа. В 1652 году мощи вывезли в Москву, оставив в прежней раке три их частицы. В 1697 году для нее была устроена специальная арка с южной стороны солеи. Над ракой находилась икона Пресвятой Богородицы «Словенская» (названная так благодаря ее иконографической близости к чудотворной иконе «Словенской»), перед которой святитель особенно любил молиться.

В 1861-62 гг. стены и своды храма были расписаны. Сюжеты росписей изображали события Священной истории, ветхозаветных и новозаветных святых.

Посетивший Соловки в 1858 году император Александр II пожертвовал 2000 рублей на устройство в соборе придельного храма в честь своего небесного покровителя святого благоверного князя Александра Невского. Придел монастырь устроил на свои средства, а вклад императора употребил на поновление иконостаса.

В лагерное время Спасо-Преображенский собор как уникальный памятник архитектуры был объявлен заповедником. Здесь находилось отделение антирелигиозного музея, и располагались экспозиции по иконописи (до 2000 икон) и церковной утвари, а также была представлена коллекция медных гравюр. В храме некоторое время находились мощи Соловецких святых: преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Иринарха и Елеазара.

Реставрация храма началась в 80-х годах XX века и к началу века XXI была, в основном, завершена. 20 апреля 1990 года здесь прошло богослужение – первое после 70-летнего перерыва не только в соборе, но и в стенах обители. Возглавил его архиепископ Архангельский и Мурманский Пантелеимон.

В соборе после перенесения на Соловки в августе 1992 года некоторе время покоились мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа.

Современный пятиярусный иконостас был установлен в 2002 году. Он выполнен по заказу монастыря на средства благотворительного фонда имени Андрея Рублева.

19 августа 2007 года архиепископ Орехово-Зуевский Алексий совершил Великое освящение храма. Богослужения в Спасо-Преображенском соборе в настоящее время совершаются в летнее время, как правило, с июля до конца августа-начала сентября. На это время в храм переносят святыни обители.
Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор
1858 г.
Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор сооружен в 1859 году по проекту архангельского губернского архитектора А. Шахларева и освящен в 1866 году.
Он стал последней крупномасштабной постройкой монастыря. Собор возник в результате неоднократной перестройки Зосимо-Савватиевского придела Спасо-Преображенского собора.

Здание возведено над проездной аркой. Венчает его массивная глава на барабане.

Четырьмя столпами храм разделен на три нефа. Главный алтарь, находящийся в центральном нефе храма, посвящен Пресвятой Троице, По сторонам от него находились два придела: северный был освящен в честь святого благоверного князя Александра Невского, южный - в честь преподобных Зосимы и Савватия. Стен между престольным храмом и приделами не было. Иконостасы составляли единое целое и заполняли всю восточную стену собора.

В южном приделе стояли раки с мощами преподобных Зосимы и Савватия. Здесь молебном у мощей основателей обители братия начинала каждый новый день, сюда стремились многочисленные паломники.

В 1861 году интерьер храма был украшен богатым резным позолоченным иконостасом, созданным московским мастером Астафьевым. Иконы для него писались в Троице-Сергиевой лавре. В 1873–1876 годах своды храма были расписаны.

В лагерное время в соборе размещалась 13-я карантинная рота. Здесь от нескольких недель до нескольких месяцев находились все прибывшие в лагерь заключенные. В 40–50-х годах века XX в храме размещалась столовая Учебного отряда Северного флота.

Реставрационные работы закончены и сейчас это главный действующий храм обители. В храме 3 престола: Живоначальной Троицы, преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Новомучеников и исповедников Соловецких и святаго благовернаго великаго князя Александра Невскаго. Освящены в 2016 г.
Собор Успения Пресвятой Богородицы
1552 — 1557 гг.
Успенский Трапезный комплекс возводился в 1552–1557 годах. С его сооружения началось каменное строительство в Соловецком монастыре.
Ни одной постройки первых деревянных ансамблей монастыря не сохранилось – они были уничтожены пожарами, от которых не раз страдала обитель. Особенно разрушительными были пожары 1485 и 1538 годов. В 1485 году сгорела Успенская церковь с Трапезной палатой и всеми хранившимися в ней припасами. Возобновили ее вновь деревянной. В 1538 году монастырь выгорел полностью.

Пожары послужили главной причиной каменного строительства. К его началу долго готовились. Недалеко от монастыря устроили кирпичный завод, из материковых вотчин везли строевой лес, слюду, железо и известь. Гашеная известь была связующим материалом при устройстве каменных и кирпичных кладок. Широко применялся при строительстве местный строительный материал валун.

Возводился комплекс во время игуменства святителя Филиппа. Зодчими были приглашенные новгородские мастера Игнатий Салка и Столыпа.

Основную часть здания занимает Трапезная палата, с юга-востока к ней примыкает церковь Успения Пресвятой Богородицы, а с северо-востока – Келарская палата. Все эти помещения находятся на втором ярусе. Под ними, в подклете, располагались хозяйственные службы: хлебня с мукосейней, хлебный и квасной погреба, просфоренная служба, а также печи, обогревающие здание. Как в северном русском доме все здесь находилось под одной крышей. В случае нападения врага братия могла за мощными стенами выдержать долгую осаду, имея под рукой все необходимое.

Храм Успения имеет второй ярус, там были устроены приделы, посвященные Усекновению честной Главы пророка Иоанна Предтечи и великомученику Димитрию Солунскому.

Внешний вид здания предельно прост. Его фасады практически лишены декора. Стены, как и в соборе, выложены с уклоном внутрь. Здание сурово и величественно.

Своеобразным украшением Трапезной была колокольня с часами и двумя колоколами над ее западным фасадом.

Свое восхищение от посещения Трапезной палаты выразил неизвестный автор XVII века, написав: «А Трапезная каменная об одном столпе чудна, светла и превелика». Соловецкая Трапезная – вторая по величине одностолпная палата Древней Руси. Площадь ее 483 кв. м., что немногим уступает площади Грановитой палаты Московского Кремля, которая и считается самым крупным одностолпным сооружением.

 Своды опираются на массивный столп диаметром 4 метра, сложенный из тесаного известкового камня. Необычна форма окон палаты. Их глубокие внутренние ниши закруглены в углах, что позволяет мягко и ровно освещать помещение. На восточной стене палаты находятся два портала, ведущих в Успенскую церковь и в Трапезную палату. Портал в церковь богато оформлен, вход в Келарскую более скромен.

Для отопления палаты в подклете была устроена печь, от которой в стенах проложены ходы. По ним теплый воздух поднимался на второй этаж. В 1800 году печь устроили непосредственно в Трапезной, она сменила древнюю систему отопления.

Интерьер Трапезной неоднократно подвергался изменениям.

В 1745 году, как сообщает «Летописец Соловецкий», «в братской Успенской Трапезной и Келарской сделаны большие окна и вместо слюдяных окончин вставлены стекольчатые». В 1800 году портал в церковь растесали и устроили арку прямоугольной формы, чтобы находящимся в Трапезной было видно помещение храма. В 1826 году Трапезная была расписана.

Реставрация Трапезной палаты проводилась в 60–70-х годах XX века. Это один из первых отреставрированных памятников на Соловках. Палата воссоздана в своих первоначальных формах XVI века, такой она была до начала перестроек.

 На одном ярусе с Трапезной палатой находятся церковь Успения Пресвятой Богородицы и Келарская палата.

Помещение Успенской церкви невелико. Алтарная преграда с тремя арками отделяет основную часть храма от алтаря. В южной стене устроена внутристенная камера, а в западной – лестница, ведущая в верхние приделы. Как и Трапезная палата, Успенская церковь в начале XIX века претерпела значительные изменения: камера и лестница были уничтожены, частично вырублены своды с распалубками, перестраивалась арка алтарной преграды. По историческим документам и натурным остаткам храм был полностью восстановлен в 1970-х годах в первоначальных формах XVI века.

Келарская палата по своим размерам больше церкви. Она имеет много общего с Трапезной палатой. Обе они одностолпные, но столп в Келарской восьмигранный. Окна и в той, и в другой палатах имеют одинаковую форму. В толще стены Келарской устроены ниши и камеры для хранения имущества. Здесь так же, как и в Успенской церкви, есть внутристенная лестница, она ведет вниз, в хлебню (пекарню). Печи пекарни отапливали Келарскую палату, теплый воздух от них поднимался по воздуховодам вверх. Выходы воздуховодов сохранились в нишах ее южной стены.

Келарская палата предназначалась для келаря. Её размер, необычное обустройство, богатое убранство соответствовали положению келаря в монастырской иерархии. В круг обязанностей келаря входило: управление монастырскими службами, денежными доходами, ризницей, вотчинами, продовольственными припасами, переписка с государственными органами по хозяйственным вопросам, прием гостей обители.

 Рядом с Трапезной в монастырях традиционно находились поварни, хлебни, квасоварни с погребами, амбарами и ледниками. Так и на Соловках рядом с Трапезной сформировался подобный комплекс служб и хозяйственных помещений. По соседству с ней находились поварня и квасоварня, напротив – рыбный амбар в Рухлядном корпусе. В Просфорном корпусе были кладовые для муки, дрожжей и выпеченных просфор. А под самой Трапезной, как выше упоминалось, располагались хлебня с мукосейней, квасной и хлебный погреба.

В конце XVIII века от поварни к Трапезному комплексу был устроен переход, по которому пищу приносили сначала в Келарскую палату, а затем разносили на столы в Трапезной. В комплекс соловецких помещений, связанных с приемом и приготовлением пищи, входила еще одна трапезная – Общая, построенная в 1798 году напротив Келарской. Она предназначалась «для приезжающих богомольцев».

В настоящее время Трапезную палату и церковь Успения Пресвятой Богородицы показывают посетителям во время экскурсий по монастырю. В Трапезной несколько раз в году устраивают праздничные трапезы для гостей и братии. В помещении бывшей монастырской хлебни действует поселковая пекарня.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
1601 г.
Надвратная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы первой встречает посетителей монастыря. Она словно является радостным приветствием каждому входящему в монастырский град, так как в Благовещение речь Архангела начиналась с приветствия: «Радуйся!».

Небольшой одноглавый храм построен над проездной аркой Святых ворот в 1596–1601 годах. Его зодчий – Трифон Кологривов.
Первоначально церковь была меньшего размера, с запада к ней примыкала паперть, с севера – деревянное крыльцо-всход. Венчала ее сложная кровля с трехъярусным пощипцовым покрытием.

Храм неоднократно перестраивался: церковь, убрав паперть, «распространили» над Святыми воротами. Пощипцовое завершение после пожара 1745 года заменили четырехскатной крышей, деревянные галереи и крыльцо возвели каменными, окна и проездную арку растесали.

В ходе перестроек увеличились площадь храма, над входом были устроены хоры, церковь оказалась включенной в объем крепостной стены.

Благовещенская церковь была домовой церковью настоятеля и из алтаря сообщалась переходом с его покоями.

Это единственный храм в монастыре, где сохранились конструкция иконостаса и почти в полном составе настенная живопись.

Иконостас за свою историю не раз перестраивался. В 1836 году произошло его последнее поновление перед закрытием обители.

Благовещенская церковьС 1925 по 1937 годы в храме размещался лагерный музей.Расписывался храм, начиная с 1864 года в течение почти 40 лет. За это время живопись неоднократно поновлялась. В росписях представлены ветхозаветные пророчества о Богородице: Лестница Иакова, Неопалимая Купина, виденная Моисеем, Руно Святого Гедеона, Видение Иезекеля; главные лица события Благовещения: Архангел Гавриил, Пресвятая Богородица, Святой Дух в виде голубя, а также Господь Саваоф, соловецкие и особо почитаемые на Севере святые. Росписи обрамляет растительный и геометрический орнамент.

Работы по восстановлению интерьера Благовещенской церкви начались в конце 1970-х годов. Настенную живопись восстанавливали студенты Московского художественного училища имени 1905 года под руководством реставратора Ю. М. Егорова.

Работы по восстановлению иконостаса проводились Соловецким НИиППК «Палата» (руководитель В. В. Сошин). Кооперативом «Палата» воссозданы и Царские врата. Они были даны вкладом в Соловецкий келарем Троице-Сергиева монастыря Александром Булатниковым на моление «по себе и по своим родителям в наследие вечных благ». Изготовлены Царские врата были в 1633 году резчиком Львом Ивановым из того же монастыря. Оригинал врат находится в музее «Коломенское».

Образы для восстановленного иконостаса были созданы современными иконописцами. Лишь икона Спаса Нерукотворного – древняя. Она была написана в 1882 году на Соловках специально для этого храма. В 1939 году икону вместе с другими святынями вывезли в музей «Коломенское», там она находилась в действующем храме в честь Казанской иконы Божией матери, а в 1993 - вернули в возрожденный монастырь.

5 апреля 1992 года наместник монастыря игумен Иосиф (Братищев) совершил малое освящение надвратного храма. Он стал первым из исторических храмов обители, где после ее возрождения начали совершаться регулярные богослужения. 7 апреля 1992 года в надвратной церкви прошли первые в возобновленной обители монашеские постриги, а 22 августа того же года – первая хиротония. Совершил её Святейший Патриарх Алексий II. В тот же день прошло Великое освящение храма.

В настоящее время в Благовещенской церкви совершаются Таинства Соборования, здесь служат в престольный праздник, и проходят утренние субботние богослужения во время Великого поста. В летнее время храм открыт для посещения.
Церковь в честь преподобного Германа Соловецкого
1860 г.
До устройства в XVII веке кладбища у южной стены монастыря его насельников хоронили на территории обители.
Известно о нескольких десятках захоронений вокруг Спасо-Преображенского собора. Самые почетные места погребения находились к северу от него.

Церковь преподобного Германа - одно из таких мест. Она находится в небольшом дворике между Спасо-Преображенским собором и Никольским храмом. Церковь освящена в 1860 году. Это небольшое одноэтажное здание венчается луковой главкой. Церковь построена на месте древних деревянных часовен, в которых находились могилы трех святых: преподобных Савватия и Германа и святителя Маркелла. Кроме этого в церкви до сих пор находятся захоронения первого соловецкого архимандрита Илии (Пестрикова) (+1659) и старца Феофана (+1819).

За Германовской церковью, в подклетах Свято-Троицкого собора, находятся усыпальницы. Это также наиболее почетные для погребений места.

Напротив входа в подклет расположена часовня-усыпальница преподобного Иринарха, где под спудом покоились его мощи. Каменная усыпальница, сменившая деревянную, была устроена в 1753 году.

Игумен Иринарх руководил обителью с 1614 по 1626 гг. Он немало сделал для укрепления обороноспособности монастыря и его приграничных материковых вотчин, вступал в дипломатические переговоры со шведами, его стараниями было заключено перемирие с неприятелем. Игумен благословил преподобного Елеазара на пустынножительство на Анзере, а сам последние два года жизни провел в безмолвии в пустыни. Скончался преподобный Иринарх в 1628 году.

За стеной находится усыпальница святителя Филиппа. В нее поместили мощи святого после их перенесения из Твери в 1591 году, здесь они покоились до того, как их перенесли в Спасо-Преображенский собор в 1646 году. Cвятитель Филипп завещал похоронить его рядом с могилой своего духовного учителя Ионы Шамина (+1568). Захоронение наставника святителя и сейчас находится в усыпальнице.

У восточной стены усыпальницы упокоены соловецкий игумен, преподобный Иаков (+1597), у северной – еще один настоятель обители, преподобный Антоний (+1612).

Во дворике перед церковью преподобного Германа устроен некрополь. В него перенесены плиты с разрушенного в 1930-е годы монастырского кладбища. Некрополь создан в 2003 году Соловецким музеем-заповедником. Здесь находятся надгробия с могил архимандритов Макария (+1825), Димитрия (+1852), Порфирия (+1865), Феофана (+1871), монахов Феофила (+1827) и Наума (+1853), последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Кальнишевского (+1803), известного на Севере благотворителя Афанасия Булычева (+1902) и другие.

В Германовском дворике, находящемся в самом центре монастыря, всегда благодатная тишина и покой, как всегда бывает в тех местах, где упокоены праведники.
Храм во имя святителя Николая Чудотворца
1830 — 1834 гг.
Храм во имя святителя Николая был одним из первых в монастыре. Тот храм во имя святителя Николая, который мы видим сегодня, появился в монастыре в 1834 году. Находится он между Троицким собором и колокольней.
Николай Чудотворец – один из самых почитаемых русских святых, особое отношение к нему у тех, чья жизнь связана с морем. А жизнь большинства жителей беломорского побережья немыслима без него. «Море – наше поле», – говорили поморы. О почитании на Севере святого говорит пословица: «От Холмогор до Колы – тридцать три Николы» – столько храмов во имя святителя Николая находилось раньше между этими поморскими поселениями.

Жизнь соловецких иноков также была неразрывно связана с морем. Зверобойный и рыболовный промыслы были важнейшими в монастырской хозяйственной жизни, вся связь с материком – с центром и вотчинами – осуществлялась только по морю; паломники попадали в монастырь, лишь преодолев морскую стихию. Предстательство святого Николая было особенно важно для соловьян.

Пятиглавый храм был возведен на основании старого, одноглавого. Особенностью древнего храма было устройство на западной стене звонницы с висевшими в арочных проемах колоколами. Церковь построили на сохранившемся прочном валунном фундаменте. Здание храма трехъярусное. В нижнем ярусе - подклетах (как это было принято в обители) - устроили хозяйственные помещения, над ними – ризницу. На ее сводах возвели храм.

В интерьере храм бесстолпный. Несмотря на небольшой объем, он просторный и, благодаря двум рядам окон, всегда светлый. Церковь лишена каких-либо декоративных элементов, главным украшением её всегда был иконостас. Имел он четыре яруса, никогда не перестраивался, иконы не сохранились.
Церковь во имя святителя Филиппа, митрополита Московского
1798 г.
Первый храм во имя святителя Филиппа был построен в монастыре в 1688 году напротив Трапезной палаты, в северо-западном ряду келий.
Он был пристроен к больничным палатам и считался больничным храмом. Больничные кельи появились в монастыре еще при святителе Филиппе. Известно, что с начала XVII века в монастыре была больница и для мирских людей.

В конце XVIII века больничные кельи перенесли в южную часть центрального двора. В братском больничном корпусе жили схимники и престарелые старцы, на верхнем этаже до начала XX века размещалась больница с аптекой.

Вместе с больничными кельями переместили и храм. Новая церковь во имя святителя Филиппа была построена в 1798–1799 гг. Она двухъярусная. На первом ярусе находится храм, посвященный святителю Филиппу. В возвышающемся над ним восьмерике в 1859 году был устроен придел в честь иконы Божией Матери «Знамение». Такое посвящение связано с событиями Крымской войны. При обстреле монастыря английскими судами 7 июля 1854 года в одноименную икону, которая находилась над входом в Спасо-Преображенский собор, попало последнее ядро – после этого обстрел прекратился. В монастыре были уверены в том, что Богородица «приняла на себя последнюю рану». После устройства придела в него перенесли одноименную икону из Свято-Троицкого Анзерского скита.

Церковь через дверь в трапезной части сообщалась с больничными кельями и считалась также больничным храмом. В 1829 году церковь святителя Филиппа была расписана.

Храм пострадал в пожаре 1932 г. Было разрушено внутреннее убранство, огонь повредил восьмерик, он не подлежал восстановлению, и его пришлось разобрать.

Работы по восстановлению церкви проводились с середины 1990-х годов совместными усилиями монастыря и музея.

22 августа 2001 года Святейший Патриарх Алексий II совершил великое освящение храма святителя Филиппа. На время реставрации Свято-Троицкого Зосимо-Савватиевского собора, Филипповская церковь служила основным действующим храмом Соловецкого монастыря. Здесь находились святыни обители: мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, святителя Маркелла, архиепископа Вологодского и Белоезерского, честная глава священномученика Петра, архиепископа Воронежского и частица мощей святителя Филиппа, митрополита Московского.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
1859 г.
В 1859 году в северо-восточном подклете Трапезной палаты была устроена церковь Рожества Пресвятой Богородицы.
Она предназначалась для «работающих в хлебенной службе монахов». Церковь была устроена в память видения святому Филиппу – тогда еще несшему послушание в хлебне иноку, – иконы Божией матери. По месту обретения ее назвали «Хлебенной» («Запечной»).

При устройстве церкви в юго-восточном углу помещения был отгорожен алтарь. Храм украшал небольшой одноярусный иконостас.

На месте бывшей церкви в 2007 году была устроена мемориальная часовня. Создавалась она совместно монастырем и музеем на средства благотворителя Михаила Рудяка (+2007), руководителя «Объединения «Ингеоком». Воссоздание часовни было приурочено к 500-летию со дня рождения святителя Филиппа.
Храм в честь преподобного Онуфрия Великого

Церковь фактически утрачена. Сейчас восстанавливается.


Подворья

дата основания:
1764 год
Архангельская обл., ул.Набережная Северной Двины, д. 77 / 1
Кемский р-он, п. Рабочеостровск, ул. Портовая, д. 8
г. Москва, ул. Садовническая, д. 6
дата основания:
2013 год
Ленинрадская обл., Всеволожский р-он, Массив "Красная Горка"
Московская обл., Воскресенский р-н., с. Фаустово
Архангельская область, Приморский р-он, д. Ижма

Скиты

Архангельская обл., Приморский район, остров Анзер
Архангельская область, Приморский р-он, остров Большой Соловецкий
дата основания:
1818 год
Архангельская область, Приморский р-он
дата основания:
1908 год
АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ, ПРИМОРСКИЙ Р-ОН, остров Конд
дата основания:
1429 год
АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ, ПРИМОРСКИЙ Р-ОН, ПОС. СОЛОВЕЦКИЙ
дата основания:
1860 год
Архангельская область, Приморский р-он, остров Большой Соловецкий, гора Секирная
дата основания:
1620 год
Архангельская область, Приморский р-он, о. Анзер
дата основания:
1900 год
Архангельская область, Приморский р-он, остров Б. Муксолма
Архангельская область, Приморский р-он, о.Большой Заяцкий
Архангельская область, Приморский р-он, остров Большой Соловецкий

Богослужение в монастыре


По: пнд., втр., сред., четв., пятн., суб.
время
богослужение
примечание
5 : 30
Утреннее богослужение
Каждый день, кроме праздников
19 : 0
Вечернее Богослужение
Каждый день, кроме праздников
По: суб.
время
богослужение
примечание
18 : 0
Всенощное бдение
Накануне праздников
По: вск., праздники
время
богослужение
примечание
9 : 0
Утреннее богослужение
Воскресенье и великие и двунадесятые праздники

Служение

Издательский проект Соловецкого монастыря «Воспоминания соловецких узников»

История Соловков в минувшем веке с предельной ясностью свидетельствует о том, каких страшных масштабов может достигать зло, прорывающееся в мир через людей, сердца которых отпали от Бога. И та же история доносит до нас неопровержимый факт: зло бессильно перед твердым стоянием в правде.

Мужество тех, кто перед лицом мучителей и самой смерти сумел сохранить внутреннюю свободу и человеческое достоинство, выводит исторический опыт Соловков далеко за рамки национальной истории России, вписывает драгоценную страницу в летопись человеческого духа.

Наряду с добропобедными мучениками первохристианской эпохи мы почитаем новомучеников и исповедников Российских – по историческим меркам наших современников и родственников. Их подвиг дает нам силы. Он освещает евангельским светом нашу жизнь, ясно раскрывая ее подлинный смысл.

Зло нередко прячется в красивые одежды, тем самым стремясь быть неузнанным. Чтобы понять его гибельную суть, его надо увидеть обнаженным и безобразным. Именно таким оно предстает в воспоминаниях людей, прошедших «красные Соловки» и другие большевистские лагеря и тюрьмы. Авторы этих воспоминаний – люди разные по возрасту, жизненному опыту, образованию, национальности, религиозности. И пишут они о своем времени по-разному. Но в их воспоминаниях открывается целостная картина добра и зла, подвига и предательства, жизни и смерти.

Книга, которую читатель держит в руках, – непростое чтение. Оно требует от ума, сердца и души большого напряжения и отклика в личном покаянии, изменения убеждений, чувств, поступков. Надеемся, что погружение в историю поможет современнику лучше понять свое время и обрести в нем спасительные евангельские пути.

Архимандрит Порфирий,

наместник Спасо-Преображенского

Соловецкого ставропигиального

мужского монастыря

 Книги рекомендованы к публикации Издательским Советом РПЦ.

Интернет-проект Соловецкого монастыря «Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке»

В 2016 году состоялась презентация стартовой версии миссионерско-просветительского интернет-проекта Соловецкого монастыря «Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке», посвященного увековечению памяти и раскрытию широкой читательской аудитории подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской, представлению опыта жизни и служения православных пастырей в ХХ веке. 

Монастырь ведет работы в направлении реализации этого проекта уже более 2 лет, в настоящее время завершен цикл основных технических работ, над созданием содержимого сайта трудится братия монастыря и сообщество добровольных помощников (около 15 человек, в том числе квалифицированные исследователи в области Церковной истории), ведутся архивные изыскания, налаживается сотрудничество с профильными структурами епархий, на сайте проекта создано уже более 3000 биографических статей, размещено около 3000 материалов. 

В сентябре 2016 г. проект был представлен на выездном заседании Межведомственной рабочей группы по координации деятельности, направленной на реализацию Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий, и получил ее положительную оценку. 

В 2017 г. была представлена существенно доработанная версию сайта, которая имеет больше возможностей для представления биографий и наследия пастырей ХХ века, новомучеников и исповедников Церкви Русской, расширено сообщество добровольцев, трудящихся над созданием содержимого сайта. В долгосрочной перспективе планируется представить на сайте в яркой и удобной для поиска форме сведения если не о всех, то о значительной части священнослужителей Русской Православной Церкви ХХ века.

Кресторезная мастерская Соловецкого монастыря
Две тысячи лет – это только та история, которая была ознаменована крестоношением Спасителя. На самом же деле история креста гораздо глубже, гораздо древнее. Есть прообразы креста в виде жезла Моисея, которым он осенил воды, и израильтяне перешли через Мертвое море. Авраам нес хворост для приношения Исаака в жертву, – это тоже образ креста. Хворост он нес на плечах, сам он – как вертикальная перекладина, а дрова – как горизонтальная перекладина. Образ креста – древо спасения – Ноев ковчег. И также мы находим изображение креста в других цивилизациях.

Есть такое изречение, что промысел Божий был настолько глубок, что он предуготовлял появление креста на земле в разных цивилизациях, в разных народах, в разных образах и видах. А потом уже он появляется как виселица, как орудие для казни. И после распятия Иисуса Христа на самом кресте он освещается как символ спасения для христиан. А его духовный смысл, богословие креста, раскрывается в подвигах мучеников, исповедников, подвижников.

Интересно, что на Соловках было очень много крестов. На всем пространстве Севера, в тех местах, где христианство осваивало Север, везде стояли кресты: на перекрестьях дорог, на морских путях, на возвышенностях. Это был символ, который освящал пространство, направлял людей, – по нему же можно ориентироваться, в лесу, например. Сам перекресток дороги есть тоже символ креста, пересечение. Это место, где человек испытывает некое сомнение, куда идти. Также это некая мера пройденного пути, где человек останавливается, совершает молитву, успокаивается, принимает решение, приходит в определенное состояние, укрепляется и движется дальше. Считается, что на Руси первый крест был установлен апостолом Андреем Первозванным на Киевских горах, в знак того, что Русь православит - правильно славит Христа. На этом месте сейчас Киево- Печерская лавра.

В традиции кресторезания все символично. Сруб, так называемый рундук, который удерживает крест, символизирует, что Иисуса Христа распяли на горе Голгофа. Мы ничего не придумываем, у нас нет такого дерзновения, мы повторяем те кресты, которые были сделаны когда-то. Конечно, тексты систематизируем, обобщаем, но все это материал, который был в древнехристианской традиции. Свобода проявляется несколько в другом, что ты обдумываешь саму структуру креста, как что размещать, в каком порядке; какие-то декоративные элементы. Когда само бревно размечаешь, делаешь крест из круглого бревна, он получается в определенных геометрических формах, и эти формы мы так пилим, что бревно меняется постоянно, здесь шире, там уже, по всей длине. Получается, что один и тот же рисунок надо вписывать в разные размеры, он переходит, перетекает на другую сторону бревна. То есть здесь так много разных интересных моментов творчества. Изображение креста в его разных видах – это наука ставрография, графика креста. И ставрология – это сущность креста, смыслы, которыми он наполняется. Есть богословие креста. Каждый крест богословски цельный, наполнен определенной темой. Крест победительный, крест святилен, крест тропарион, крест милостивый (элеймон на греческом). Это очень древняя традиция – посвящать крест одной теме. Эту тему нужно в нем выразить, и по смыслу крест должен эту тему показать. Это ставрология креста. Есть археология, есть история креста в Священном Писании. Все это отдельные науки, которые нам приходится вместе соединять и систематизировать. Так что тема креста очень глубокая. Богословы считают, что если понять смысл креста, то поймешь и Ветхий Завет, и Новый Завет. Крест есть ключ к пониманию и Ветхого, и Нового Завета. Это понял даже разбойник, который через крест в рай попал.

Мы за время работы пришли к выводу, что существует два креста. Один Крест – на котором был распят Христос, а все остальные кресты – напоминают об этом кресте. Так мы классифицируем. Есть формы, которые пытаются растолковать что-то, пояснить какие-то богословские смыслы. Символы – они и существуют для того, чтобы нам легче было перейти от земли к небу.

Георгий Кожокарь, кресторезных дел мастер

Вехи истории Кресторезной мастерской Соловецкого монастыря

Поклонный крест установленный на Бутовском полигоне21 января 1990 года впервые после лагерного времени на Соловках была отслужена Божественная литургия. Совершил ее игумен Герман в жилой квартире в здании бывшей Биологической станции на Сельдяном мысу. Теперь именно в этом здании работает монастырская Кресторезная мастерская.

21 августа 1992 года, когда в обитель возвращались мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, был установлен первый поклонный крест у подножия Секирной горы – у лестницы, ведущей к Свято-Вознесенскому скиту. Это стало началом деятельности Мастерской.

Образцом послужил один из обретенных – во время специально предпринятой экспедиции по островам было найдено около 30 крестов. В результате спроектировали и вырезали семиметровый крест на Голгофе со срубом, с копием и тростью. Его освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

За двадцатилетний период Кресторезной мастерской было установлено 25 крестов  от 6 до 12 метров как в России, так и за рубежом. В предстоящий праздник Крестовоздвижения в Самаре будет установлен 26-й поклонный крест.

В 2004 году был установлен крест в бухте Благополучия на том самом месте, где и ранее стоял крест, поставленный братией монастыря. На нем вырезаны более 170 изречений о кресте, он двусторонний, – читается как со стороны моря, так и со стороны монастыря. Высота креста около 9 метров.

Один из наиболее памятных крестов – это Бутовский крест, на котором выполнено около 30 кв м резьбы. 25 июля 2007 года от соловецкой пристани начался водный крестный ход Соловки-Бутово. 12-метровый поклонный крест отправился в Москву Его везли по Беломоро-Балтийскому каналу, затем по системе рек и озер до Волги и далее, каналом Москва-Волга, в столицу. Путь пролегал по водно-транспортным путям, созданным руками заключенных. Чин освящения креста совершил викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископ Бронницкий Амвросий, специально прибывший для этого на Соловки. На Бутовском полигоне крест был установлен 7-го и освящен 8 августа, в день начала массовых расстрелов, прокатившихся по всей стране в 1937 году. Соловецкий крест связал два наиболее памятных места крестных страданий российских новомучеников.

Поклонный крест на о. ВалаамНесколько лет именно на Крестовоздвижение мастерская устанавливает крест, – начиная с Валаама, где  в 2008 году был установлен 12-метровый крест на о. Чаячьем напротив Никольского скита. Это произошло в праздник прямо перед Всенощным бдением.

На следующий год было установлено два креста в один день: 7-ми и 9-метровый. Один в НовоГлаголево под Москвой, а другой в поселке Саперный рядом с Приозерском в Ленинградской области. Так началась традиция воздвигать крест на Крестовоздвижение.

Также мастерская создала крест для общины русских поморов в Норвегии, который они установили на своем кладбище. Были сделаны реконструкции намогильного и поклонного крестов, а также изготовлен дарственный крест от братии Соловецкого монастыря православной общине города Вардье.

Мастерская изготавливаются два типа крестов: поклонные большие и малые кресты, которые размещались традиционно над входом в дом, в помещение по четырем сторонам света, в молитвенном углу и т.д.

Электронный адрес Кресторезной мастерской Соловецкого монастыря: stavruss@gmail.com
Просветительский цикл бесед Соловецкого монастыря «Беседы о проблемах личности»

Беседы о проблемах личности затрагивают целый ряд проблем: О преодолении зависимостей (наркотической, алкогольной и иных); О поиске Истины, о выстраивании цельного мировоззрения; О восточных учениях и психопрактиках (йога, медитация) с точки зрения Православного мировоззрения; О одиночестве, обращенности к другому, воспитании; О преодолении паталогических состояний; О феномене «игры» (компьютеры, интернет, фэнтази, поиск острых ощущений, азартные игры, казино, игра по жизни и иное); О положительных содержаниях жизни, борьбе с страстями; И прочее, и прочее, и прочее.

Материалы бесед поддерживаются письменными источниками: Ответы пастяряСтатьиКнига.

Беседы и поддерживающие их письменные работы призваны помочь человеку в выстраивании цельного, непротиворечивого мировоззрения. Цельное мировоззрение поможет человеку осмыслить мир, почувствовать себя включенным в поток истории. Хочется надеяться, что, если человек увидит картину мира и свое место в ней, то он увидит и выходы из тех тупиков, в которых он оказался. Он поймет, что ему делать и куда идти. Если он научится думать, «взвешивать» явления, находить связи между ними, то он, хочется верить, сам начнет потихоньку выкарабкиваться из того болота, в которое попал.

Сегодня не хватает именно ясности в понимании происходящего, как в мире, так и в самом человеке. Внести ясность – одна из основных задач данных материалов. Взять, к примеру, проблему гнева. Если человек не будет понимать природы этого явления, если у него не будет ясного понимания последствий его развития, то он может пойти в неверном направлении. Что происходит, если человек воспринимает проблему сегментарно, «сиюминутно», «психотехнически»? Он может предположить, что освободится от своей раздражительности через выплескивание гнева на окружающих или на виртуальные объекты (игры, в которых ярко развита тема насилия). В итоге со временем теряется способность контролировать свое поведение, гнев становится доминирующей чертой поведения. Как следствие, изоляция сжимает свои тиски вокруг человека (кто станет с таким общаться?). Человек оказывается в состоянии тотального одиночества («все виноваты»). Чтобы выйти из замкнутого круга (на самом деле из ситуации есть выход, и она не является замкнутым кругом; просто, когда человек находится в неправильном духовном состоянии, он видит ситуацию таковой), человеку нужно переосмыслить свою жизнь и свои подходы к преодолению гнева, увидеть связь между своим гневом и своим одиночеством. Но как?

В беседах перебираются темы, являющиеся актуальными для человека. Одна, вторая, третья. Все в сумме призвано помочь человеку сформировать свое собственное отношение к жизни, к тем явлениям, которые его окружают и к тем процессам, которые протекают внутри него. Человеку важно научиться думать, научиться видеть связи между явлениями.

Эти беседы можно назвать «мягкой реабилитацией». Но они могут быть актуальными и для тех, кто не находится в зависимом (в привычном понимании этого слова) положении. Хотя, строго говоря, внутренние травмы и механизмы их образования, как у людей зависимых, так и у тех, кто себя таковыми не считает, во многом сходны.

К примеру, одного внешне благополучного человека душили нереализованные амбиции. В тяжкой форме страдая душевно, он пытался заглушить эту боль другой болью – занялся рукопашным боем в жестком варианте. Потом решил попробовать себя в экстремальных условиях – купил высокоскоростной мотоцикл. Поняв, что двигаясь по этому пути, он заходит в тупик, человек решил изменить свою жизнь. Он решил последовать тому, о чем ему давно уже говорила совесть. И когда он что-то для себя понял, когда он начал совершать реальные поступки по изменению своей жизни, он стал меняться внутренне. Отпало удушающее действие страстей, и как следствие, исчезло стремление заглушить это действие экстримом.

У европейцев – иное. Вот что считает один человек, долгое время изучавший их менталитет. Проблемой многих из них является непонимание, куда себя деть. При материальном достатке и свободном времени, они не понимают, что с этим временем делать. Многие начинают искать какие-то увлечения и погружаются в них целиком (ассоциируют себя с ними?; не мыслят себя вне их?): прыжки с парашютом, сноуборд и прочие варианты «адреналинового форсажа». Если забрать у таких людей их хобби (многие способны говорить исключительно лишь о своем увлечении, разговор с ними на другие темы, как правило, не удается), то они остаются в растерянности. Они снова не знают, куда себя деть.

При такой односторонне развиваемой активности у человека вяло идет процесс (и идет ли?) формирования понятий, с помощью которых он мог бы осмыслить мир и прочувствовать его глубину. А в способах реализации своего постижения мира (например, проникся красотой и написал книгу) помимо прочего и проявляет себя человек как личность. Если же лишившись своего занятия-хобби, человек не может себя обнаружить как личность, то где же здесь тогда, собственно, человек (конечно, личность, в принципе, не может быть до конца определена, тем более, – через свои проявления вовне, но даже и при такой поправке острота вопроса не снимается)?

Непонимание цели своей жизни тоже можно назвать травмой. Как вообще в беседах используется понятие внутренней травмы? Кому-то кажется модным (или так проще?) представлять, что травма – это когда папа с мамой в детстве обидели. Отталкиваясь от этого гипотезы, кто-то пытается вывести все проблемы человека из полученной некогда «травмы». Но не так все просто в этой жизни. Старца Фаддея Витовницкого как-то спросили: как можно понять, что человек живет неправильно. Он ответил, что человеку, живущему неправильно, что-то мешает. Принимая во внимание эти слова, можно сказать, что травма – это то, что мешает человеку вырасти в полную меру своего призвания.

Если есть внутренний надлом, то он во что-то прорвется. Во что именно, – в казино, в наркотики, в экстрим, в самоубийство или оккультизм (эзотерику) – вопрос – «десятый». Форма реализации этого надлома зависит от фантазии, наличия финансов, полученного воспитания, характера знакомств и много другого. Но без уврачевания надлома сложно говорить о реабилитации в широком смысле этого слова. Разбор причин и характеров различных человеческих надломов, – одна из центральных линий бесед.

В них говорится не только о зависимостях, но и том положительном, к чему следует стремиться. В устремленности к добру преодолевается зло (хотя и борьба со страстями, конечно же, необходима). Человек не выберется из болота зависимости, если он не почувствует осмысленность своей жизни. Когда жизнь осмысленна, тогда важен каждый миг ее. Если этого ощущения «актуальности» нет, то человек будет стремиться создать его «психотехнически» (например, счастье, как писал один человек приходит само, если для того есть основание – осуществление смысла и стремление к цели, сформированной на его основе; если человек лишен основания, то он стремится создать для счастья причину). Как? Через погружение в наркотическое переживание, через вхождение в психоз игры и прочими подобными путями (быть игроком по несколько часов в день возможно разве что лишь на самом первом этапе, со временем стремление к игре и измененному состоянию сознания, ею вызываемого, становится доминантой поведения, подчиняющей себе всю жизнедеятельность человека; речь идет именно о выборе жизненного пути, идя по которому человек сталкивается с определенным переживанием). «Психотехнических» модификаций – масса. Некоторые из них считаются «социально-приемлемыми» (например, по 12 часов находиться в интернете). Но и при таком «социально-приемлемом» варианте человек приходит к закономерному итогу: крах личности, ее обнуление и инфляция (к тому же, когда «социально-приемлемые» модификации перестают приносить желаемый результат, люди начинают искать чего-то «поострее» со всеми вытекающими отсюда последствиями). Кто-то начинает двигаться в русле оккульно-эзотерического направления с его медитативными практиками по вхождению в измененное состояние сознания (используя их, кто-то думает постичь Истину и сущность вещей, но возможно ли осуществление постижений данного рода на этом пути, и если нет, то как тогда постигается Истина?).

Так как «психотехнических» модификаций, – масса, то и количество возможных тем для рассмотрения – множество. Все они связаны между собой и в итоге приводят к падшему человеку, к разбитой и поврежденной природе человека. С закладывания основ для ее восстановления, с началом приобщения Истине и цельному мировоззрению, выстроенному на Ее основе, начинает ставиться вопрос о подлинной реабилитации человека.

В сердцевину бесед вложена попытка дать современному человеку представление о цельном, непротиворечивом мировоззрении. Покрывая смысловое поле какой-то отдельной темы, каждая беседа является дополнением и ко всем другим. А все вместе они являются частями одного целого. В виду того, что они покрывают значительное жизненное пространство, они могут быть актуальны для всех, а не только для людей, увязших в зависимости. Зависимость пытается моделировать какой-то душевный механизм, если подлинный утрачен. Зависимость вползает туда, откуда выдавлено целостное понимание жизни. Попытка восстановить это понимание и является одной из целей данных бесед.

В них и вопросы зависимостей рассматриваются пристально, но все же главный упор делается на рассмотрении проблематики личности. Действие каких факторов ее искажает, и действие каких факторов делает ее непротиворечивой и цельной? Вдумчивый подход к нахождению ответов вплотную подводит и к пониманию природы зависимости. Понять же их природу без учета фактора личности вряд ли получиться. Тем более – вряд ли получиться освободиться от нее.

Зависимости и, в частности, наркоманию тяжело штурмовать в лоб. И вот почему: Если человек расколет свою личность, то вслед за этим он ощутит чувство страшной дисгармонии. И от этого чувства он будет пытаться каким-либо образом отделаться. Если жизненный путь человека искажен, то он неизбежно приведет его в тупик. И каким этот тупик будет: криминальным, наркотическим, алкогольным или тупиком самоубийства – дело, как уже было отмечено выше, уже второстепенное. На наркотики и на  прочее, что свяжет человека, можно в этом смысле посмотреть как на заключительный этап какого-то процесса. И, чтобы помочь человеку, необходимо ответить на вопрос – какого? Если на этот вопрос закрыть глаза и попытаться его обойти, занявшись исключительно вопросами наркологии и социологии, то успех сомнителен. Ведь причинный фактор и при, казалось бы, правильно проведенной реабилитации останется неисцеленным.

Если же исцеленным окажется внутренний раскол человека, если человек найдет себя и свое место в жизни, то зависимости не смогут вклиниться в его цельную личность. Они не смогут организовать в ней для себя жизненное пространство. Так сложно бывает просунуть палец сквозь толщу крепко-накрепко связанных между собою прутьев. И сложно свить гнездо на камне, на поверхности которого нет ни трещин, ни выщербин. Если нет трещин, то некуда врастать корням, что появляются из семени, ветром занесенного. Если и ляжет семечко на камень, то вскоре поднявшийся ветер сдует его с отшлифованной поверхности монолита.



Новости

Все новости

Контактная информация

Как добраться?

Проезд в летнее время: авиатранспортом из аэропортов г. Архангельска «Талаги», «Васьково»; морским транспортом из г. Архангельска и г. Кеми (пос. Рабочеостровска), в зимнее время - авиатранспортом из аэропортов г. Архангельска.

Возврат к списку