О монашестве

Софроний, епископ Могилевский

Говоря о монашестве, необходимо сказать о причине этой особой, необычной, на первый взгляд странной иноческой жизни. Из Св. Писания мы знаем, что первозданный человек был в единении, в союзе с Богом, имел райское блаженство. Нарушителем этого союза стал сам человек, который преступил, нарушил заповедь Божию, в результате чего грех вошел в природу человека и благая человеческая воля уклонилась ко злу. И сам человек по своей греховности и немощи уже не мог восстановить этот союз. По выражению блаженного Августина, душа человека по природе христианка, и она стремится к своему первообразу, как ребенок к матери.

Искра Божества, оставшаяся в человеке, напоминает ему о потерянном блаженстве и побуждает снова искать его. Проходили многие тысячелетия безуспешных трудов и исканий. И вот, в определенное Промыслом Божиим время в мир пришел Сын Божий, Который указал страждущей душе путь к единению с Богом. Он говорил: «Я есть Путь, Истина и Жизнь». «Кто хочет идти за Мной, возьми крест свой и следуй за Мной». И те, кто хотел войти в вечный союз с Богом, шли за Христом. Они помнили наставления возлюбленного ученика Христова св. Иоанна Богослова, который предостерегал христиан от любви к миру сему, говоря: «Не любите мира, ни того, что в мире; кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (Ин. 2.15) и что «весь мир лежит во зле» (Ин. 5.19).

И эти слова являются основанием для христианского аскетизма, требующего отречения от наслаждений греховными благами мира и духовной борьбы с поврежденной грехом страстной природой человека. Поэтому многие последователи Христа, зная, что все мы на этой земле странники и пришельцы (Евр. 11.13), оставляли шумные города и селения, уходили в уединение, в пустыню и там, в подвиге поста и молитвы, очищали свое сердце от греха, приближались к Богу, возрождали в своей душе образ и подобие Божие. Подвиг послушания, молитвы и поста, отречение от своей воли издревле составляют высокую отличительную черту подвижников благочестия и служат необходимым и существенным признаком угодного служения Богу, живой веры в Него и горячей молитвы к Нему.

Таким образом, стремление к миру духовному и божественному, непрестанное желание и жажда сердца живого общения с горним миром, непрестанное стремление войти туда – вот сущность монашества, сущность, которая должна составлять неотъемлемую черту жизни каждого истинного христианина. Монашество с его отречением от земного и мирского далеко не всеми воспринимается правильно. Современному человеку трудно понять, почему кто-то оставляет все «радости и утехи» житейские и удаляется за монастырские стены. Монастырь - это место особых, невидимых для человеческого глаза подвигов, это место постоянной борьбы с греховным началом в себе. Многотруден подвиг иночества.

Непросто порвать все нити, связывающие с земным миром, отречься от собственной воли, изменить многолетние греховные привычки, сменить свободу своего «я» на строгое монашеское послушание, на постоянное понуждение к трудам и молитве. Велик и спасителен был и есть монашеский подвиг для тех, кто его избрал и достойно несет в своей жизни. Конечно же, без помощи Божией, без благодати Божией все усилия и самые благие намерения будут неисполнимы. Только всеукрепляющая помощь Божия может совершить этот внутренний духовный подвиг в человеке. Монашество не есть какой-то особый род духовной жизнедеятельности человека, но это то самое христианство, которое требует от человека совершенной духовной жизни, подвига в самом высоком смысле: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, раздай нищим и следуй за Мной» (Мф. 19.21).

Этими словами Христос призывает христиан к духовному совершенству. Однако не каждый способен решиться на полную Нестяжательность, воздержание и самоотвержение. Это возможно тому, кому дано, кто обладает глубокой верой и горячей любовью ко Христу, как учит св. Евангелие. В Евангелии говорится: непрестанно молитесь. А непрестанно молиться можно только в уединении от мира. Духовная жизнь в монашеской общине - это самая верная жизнь по Евангелию. Монашеские обеты - это обновление обетов крещения. «Все, что в мире, – говорит возлюбленный ученик Христов, – похоть плоти, похоть очес и гордость житейская» (Ин. 2.16).

Это тройственное зло может быть побеждено целомудрием, нищетою и послушанием, И поэтому монашество всегда требует исполнения трех обетов: девства, не стяжания и послушания. Таким образом, монашество – это есть добровольный, сознательно избранный подвиг с целью приближения к Богу, скрепленный обетами нестяжания, девства и послушания. Монашество есть лучший цвет христианства. По выражению преп. Иоанна Лествичника, свет для монахов – Ангелы, а свет для мирских людей – монашеское житие. Монашество, возникшее на раннем этапе истории христианства, получило широкое распространение в Церкви Христовой.

В конце III века преп. Антонин Великий стал основателем отшельнической жизни монахов, а в IV веке Пахомий Великий был основателем общежительного монашества. Все разновидности монашеской жизни имеют одну цель – очищение души от греха и приближение к Богу. Огромное значение в истории всего монашества имеет Святая Гора Афон. Размышляя о значении Св. Горы, где иноки денно и нощно служат Богу и молятся за весь мир, святитель Порфирий Успенский говорил: «Святая Гора в идее есть жилище ангелов и небесных людей, божественный университет е иной мудростью. Там не толкуют Святое Писание, а исполняют его на деле». Русское монашество в первое время своего зарождения при преподобных Антонии и Феодосии Печерских было тесно связано с афонским монашеством. Как образец монашества, Афон не утратил своего значения для России и в последующее время.

Известно, что с первых лет принятия христианства монашество пришлось по душе русскому народу. Монашество и христианство совпадали в сознании народа, и это глубоко укоренилось на Руси. В XVII веке архидиакон Павел Алеппский, посетивший с Антиохийским патриархом Макарием Москву, писал, что русские превосходят своей набожностью самих пустынножителей – настолько велико их терпение и постоянство в вере, в любви к богослужению.

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Петропавловский мужской монастырь