Никольский храм и благоустройство Московского Новоспасского монастыря в 1910 году

Епископ Воскресенский Савва, А.Е. Виденеева

Сайт «Монастырский вестник» продолжает публикацию работ епископа Воскресенского Саввы (Михеева), доктора церковной истории, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместника Новоспасского ставропигиального монастыря Москвы, и кандидата исторических наук А.Е. Виденеевой, посвященных изучению наследия Новоспасской обители.

 Архимандрит Макарий (Гневушев) являлся самым деятельным и целеустремленным настоятелем Московского ставропигиального Новоспасского монастыря первой четверти XX века. Об этом можно судить по многочисленным и разносторонним проектам, которые он смог осуществить за время своего пятилетнего управления обителью. Он возглавил Новоспасский монастырь 1 ноября 1909 года и оставался на этом посту до 11 июля 1914 года, когда был хиротонисан в архиерейский сан и стал викарным епископом Нижегородской епархии.

За недолгие годы своего настоятельства архимандрит Макарий смог задумать и реализовать в монастыре очень многое. Его деятельность, в основном, разворачивалась в двух главных направлениях: социально-просветительском и ремонтно-благоустроительном. Первое имело своей целью как братию, так и прихожан, объектом второго были памятники монастырского ансамбля. В числе проектов просветительского характера можно назвать серьезные дисциплинарно-воспитательные меры в отношении монастырских насельников, основание школы для послушников, массовая работа с прихожанами, учреждение обществ трезвости и церковного пения, организация церковного народного хора, поддержание деятельности общества хоругвеносцев и многое другое. Благоустроительная деятельность включала в себя основание двух церковных престолов, перестройку и расширение Никольского храма, перепланировку монастырской территории, капитальный ремонт многих зданий и помещений, художественно-реставрационные работы, электрификацию обители, приведение в порядок огромного монастырского кладбища и прочее.

 При настоятельстве архимандрита Макария, во многом благодаря его содействию, в Новоспасском монастыре появились два церковных престола – придельные храмы, устроение которых финансировали благотворители. В июне 1912 года был основан придел святого мученика Петра Авессаломита в Никольской церкви, устроенный на средства П. Д. Борисова; в апреле 1913 года появился небольшой придел в честь иконы Спаса Нерукотворного Образа при Покровском соборе, созданный купцом П. Д. Грачевым в память 300-летия царствования Дома Романовых [1]. Они явились последними храмовыми престолами, освященными в Новоспасской обители до ее упразднения в 1918 году.

 Время настоятельства архимандрита Макария стало важной вехой в истории Новоспасского монастыря. Сам же он после революции 1917 года подвергся репрессиям, в сентябре 1918 года был расстрелян. В 2000 году Русская Церковь удостоила епископа Макария канонизации в лике священномучеников [2].

В настоящей работе, на основе привлечения новых материалов монастырского архива, рассматривается ремонтно-строительная деятельность, развернувшаяся в Новоспасском монастыре в 1910 году.

Поддержание монастырского ансамбля в должном порядке требовало немалой заботы и большого внимания монастырских властей, в первую очередь – настоятеля, на которого возлагалась вся полнота ответственности и за насельников обители, и за строения монастыря. В Новоспасской обители достаточно регулярно производились текущие ремонты, периодически осуществлялись перестройки и переделки отдельных зданий и помещений. Особенно большой объем ремонтно-восстановительных работ пришелся на 1910 год.

 Именно в этом году состоялась кардинальная перестройка старинного Никольского храма, с пристройкой к нему с северо-западной стороны обширного корпуса.

Благодаря активной реализации социально-просветительских проектов архимандрита Макария, направленных на воспитание и сплочение новоспасской церковно-монастырской общины, в монастыре возникла насущная потребность в свободном, достаточно просторном помещении. Оно было необходимо для проведения массовых просветительских занятий и хоровых спевок, на которые собирались сотни людей. Собственно, в этом и заключалась главная причина перестройки Никольской церкви, находившейся к тому же в ветхом состоянии.

В одном из своих донесений в Московскую Синодальную контору архимандрит Макарий, с присущей ему склонностью пространно излагать свои мысли, разъяснил необходимость увеличения храмового пространства следующим образом: «…все более и более выясняющияся нужды и задачи не только общецерковнаго характера, но и местнаго, указали мне на неотложную необходимость расширения церковной религиозной просветительной деятельности монастыря и, вместе с тем на то, что монастырь для удовлетворения ясно выразившихся потребностей в усилении просвещения не имеет достаточнаго количества помещений. Главный храм (Преображенский) – прекрасен, но крайне мал: может вместить не более 500-600 человек; Покровский и под ним Екатерининский храмы с их приделами более обширны и могут вместить до 1500 человек каждый, но крайне низки, а поэтому во время богослужений, при постоянном многолюдстве богомольцев, в них бывает настолько душно, что даже простой народ не выдерживает и вынуждается часто выходить во время богослужений, и крайне затруднительно говорение поучений; Знаменский (усыпальница дома Шереметевых) и Сергиевский (в колокольне – высоко) храмы совершенно неудобны для собраний более или менее многолюдных. […] Все эти обстоятельства и заставили задаться вопросом, нельзя ли использовать Никольскую церковь для целей возможно деятельнаго церковнаго просвещения, тем более что ее неотложно нужно было ремонтировать, и при том – самым основательным образом» [3].

Московская Синодальная контора, куда обратились монастырские власти с просьбой о разрешении перестройки Никольского храма, 30 апреля 1910 года дозволила «произвести ремонт в означенной церкви с расширением ея». Предварительно состояние храма было освидетельствовано прокурором Московской Синодальной конторы, «лично убедившимся как в необходимости ремонта и переустройства храма, так и в печальном положении его» [4].

Никольский храм образовывал единое целое с келейным корпусом. Архимандрит Макарий предложил следующий план перестройки церковного здания: «келлии, прилегающие к храму, и часть последняго, до средней части храма, разобрать; опустить пол всей церкви до земли; северную стену до алтаря перенести на стену ограды; и сделать раздвижную стену для отделения средней части и алтарей храма от вновь устраиваемаго помещения, которое таким образом, могло быть обращаемо по мере надобности в особый зал [5]. Таким образом, приращение храмового пространства обеспечивалось благодаря расширению на запад – за счет сокращения площади келейных помещений; расширению на север до оградной стены – посредством возведения новой пристройки; а также общему понижению уровня пола. Передвижная стена позволяла в любое время легко отделить алтарь и восточную часть храма, и обратить основной объем церковного помещения в просторный зал для собраний и занятий с паствой. Кроме того, вдоль западной и северной стен решено было устроить хоры, что позволило дополнительно увеличить вместимость храма, по меньшей мере, на 500 человек.

В результате перестройки и расширения Никольского храма в монастыре появился большой зал «для народных чтений», в котором могли свободно разместиться две тысячи человек. По признанию архимандрита Макария: «Вследствие произведеннаго переустройства и обновления Св. Никольской церкви, Новоспасский монастырь получил прекрасный, обширнейший храм (вместимостью до 2.000 человек), удобный как для служения, так и для религиозно-нравственных чтений. Насколько велика нужда в таком храме, видно из того, что ежедневно, кроме суббот, происходящия в нем чтения привлекают такую массу людей, что приходится, особенно по воскресным и праздничным дням, не пускать в храм каждый раз от 300 до 500 человек. Когда возникла мысль о переустройстве Никольского храма для целей религиозно-нравственнаго просвещения окрестнаго населения, трудно было предположить, что так сериозно и обширно выразится стремление населения, преимущественно рабочего, к слушанию слова Божия, к научению в истинах веры и нравственности, как это произошло на самом деле» [6].

Перестройка Никольского храма осуществилась довольно быстро, в течение всего пяти месяцев или одного летнего строительного сезона: с апреля по конец сентября 1910 года. Итоговая стоимость ремонтных работ более чем вдвое превысила начальные расчеты. Первоначальная смета, составленная в середине апреля, предполагала расходы в размере около 5000 руб.; при этом в целях экономии часть работ, стоимостью около 1000 руб., монастырь предполагал осуществить собственными силами. Однако вскоре выяснилось, что своды и стены храма «представляют из себя совершенные руины», что потребовало более сложных и дорогостоящих строительно-инженерных решений. По новой смете, подготовленной к середине мая, стоимость работ увеличилась до 7200 руб. Но и эта цифра оказалась не окончательной. По завершении всех работ и «по приведении всех расходов … в полную известность», пришлось признать, что ремонт Никольского храма обошелся обители более чем в 11500 руб. [7]

Иконы для нового иконостаса, установленного в Никольской церкви, были заказаны в мастерской известного московского художника, придворного иконописца и реставратора икон Василия Павловича Гурьянова (1867–1920), неоднократно работавшего по новоспасским заказам.

7 ноября 1910 года архимандрит Макарий освятил обновленный Никольский храм [8].

В том же 1910 году, помимо обновления Никольского храма, благодаря усилиям и заботе архимандрита Макария, удалось достичь значительных успехов в деле благоустройства монастыря и приведения его в должный порядок. Перечислим основные изменения, произошедшие в обители в течение всего лишь одного года:

  • реконструкция и значительное расширение Никольского храма;

  • производство новой планировки монастырского двора;

  • прокладка по монастырской территории асфальтовых дорожек;

  • благоустройство въезда в монастырь со стороны Новоспасской площади с установкой новых железных ворот;

  • капитальный ремонт настоятельского корпуса;

  • ремонтные работы и перепланировка отдельных помещений в жилых келейных зданиях;

  • строительство новой просфорни;

  • обустройство в настоятельском корпусе монастырской конторы, с переводом туда канцелярии и архива;

  • промывка росписей в куполах и барабанах Преображенского собора;

  • приведение в порядок монастырских кладбищ, которые были «до сего времени крайне запущенные»; исправление обветшавших и покосившихся надгробий; сооружение участка новой кладбищенской ограды; осуществление описи надгробных памятников («Новоспасский некрополь»);

  • восстановление монастырской оранжереи;

  •  выведение столярной мастерской из келейного корпуса и ее устройство на конном дворе, в юго-восточной башне;

  • очистка территории монастыря от «складов строительного материала» и строительного мусора;

  • ·укрепление и подъем, посредством подсыпки дороги вокруг монастыря, «чем создано больше удобств для крестных ходов».

  • Общая стоимость работ, произведенных в 1910 году, без учета расходов на перестройку Никольского храма, составила около 20000 рублей [9].

Одним из важнейших достижений архимандрита Макария в сфере монастырского благоустройства является электрификация Новоспасской обители. В период с ноября 1910 года по февраль 1911 года в монастыре устраивается собственная электростанция, расположенная в подвале Никольского храма. Электрическое освещение было подведено в зал для народных чтений при Никольской церкви, в зал чтений для детей (на конном дворе), в монастырский двор, в Покровский и Никольский храмы, в настоятельский корпус и кельи старшей братии. Позднее, в 1914 году, монастырь был подключен к городской электросети [10].

Итак, в 1910 году в Новоспасском монастыре удалось реализовать целый комплекс благоустроительных работ, наиболее значительными из которых стали: перестройка и расширение Никольского храма, новая планировка монастырской территории, обновление настоятельского корпуса, благоустройство монастырского кладбища, начальный этап электрификации обители. Инициатором и организатором этого широкомасштабного строительно-восстановительного движения явился архимандрит Макарий. По завершении всех работ, подводя итоги 1910 года, он с удовлетворением признал, что Новоспасский монастырь «приведен в весьма благообразный вид».


[1] РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1911. Д. 212. Л. 1; Оп. 1/1912. Д. 207. Л. 2.

[2] Подробнее о епископе Макарии см.: Жизнеописания настоятелей Новоспасского монастыря с 1906 по 1926 гг. / Авторы-сост.: А. Д. Круглик, Ю. В. Крестников, Т. В. Пасхалова. М., 2002. С. 30–51.

[3] РГИА. Ф. 796. Оп. 191/1910 г. Д. 566. Л. 5 об.–6, 7.

[4] РГИА. Ф. 797. Оп. 80/1910 г. Д. 149. Л. 5.

[5] РГИА. Ф. 797. Оп. 191/1910 г. Д. 556. Л. 7.

[6] РГИА. Ф. 796. Оп. 445/1910 г. Д. 151. Л. 2 об.–3.

[7] РГИА. Ф. 796. Оп. 445/1910 г. Д. 151. Л. 1–3.

[8] РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1907. Д. 47. Л. 117, 132.

[9] РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1907. Д. 47. Л. 165–168 об.

[10] Круглик А. Д. История Московского Новоспасского монастыря. Дисс. на соиск. уч. степени канд. богословия. МДА. Сергиев-Посад, 1999. С. 93, 98–99.

Источник:

Савва (Михеев), епископ; Виденеева А. Е. Никольский храм и благоустройство Московского Новоспасского монастыря в 1910 году // Макариевские чтения. Вып. XXIV. Можайск, 2017. С. 217–222.

Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Пензенский Троицкий женский монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь