Уставное положение «О действующих в Греции православных монастырях и исихастириях»

Элладская Православная Церковь

Вниманию читателей предлагается перевод положения «О действующих в Греции православных монастырях и исихастириях» Элладской Православной Церкви. Публикация осуществлена в рамках дискуссии «Положения о монастырях и монашестве» Межсоборного присутствия РПЦ МП.

УСТАВНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ № 39 «О действующих в Греции православных монастырях и исихастириях»[1]

Статья 1. Определение и цель

1) Монастырь является духовным учреждением для молитвы и труда, в котором проживает православная христианская община мужчин или женщин, посвятивших себя Богу и принесших обеты проводить свою жизнь в чистоте, нестяжании и послушании игумену и Элладской Православной Восточной Церкви.

2) Целью каждого монастыря, согласно Преданию Православной Церкви, является:

  • непрестанное в общежительной жизни славословие в Троице покланяемого Бога;
  • посредством литургических и личных молитв, постоянного подвига ради Бога и через исполнение святых послушаний умерщвление страстей проживающих в монастыре
  • и полное переживание ими таинственной жизни во Христе, ведущей их души ко спасению и обожению.

 

Статья 2. Учреждение монастыря

1) Для учреждения монастыря необходимо прошение греческих граждан, либо безбрачных клириков или монахов, либо безбрачных или пребывающих во вдовстве мирян к местному епископу, в области которого они желают создать монастырь. К прошению, содержащему обещание ими целожизненного посвящения себя Богу и соблюдения трех монашеских обетов, прилагается копия заверенного нотариусом документа, свидетельствующего о том, что некое физическое или юридическое лицо предоставляет для учреждения монастыря количество земли, со строениями или без, достаточное для элементарного проживания на ней братства. Архиерей, приняв это прошение и рассмотрев его в свете св. канонов, если склоняется к учреждению монастыря, излагает свои доводы в пользу его учреждения в собственном документе в адрес Св. Синода. Последний, если одобряет учреждение, обращается в Министерство Народного Образования и Религии за выдачей распоряжения об учреждении монастыря.

2) Все принадлежащие Элладской Церкви монастыри, мужские и женские, являются юридическими лицами Гражданского Права и действуют на основании своих Уставов, составляемых в соответствии с основными распоряжениями Общего Монастырского Устава и одобряемых Св. Синодом.

3) Епископ имеет право слияния и восстановления в прежних правах монастырей согласно ст. 33 п. 4 Статута Элладской Церкви. Также, епископ может, по единодушному мнению членов монашеской общины того или иного монастыря, исихастирия или отдельной общины, просить Св. Синод Элладской Церкви признать эту общину в качестве Синодального Ставропигиального самостоятельного монастыря, выполняющего с этого момента более широкое церковное служение. Таким же образом епископ может приступить к учреждению и нового Синодального Ставропигиального самостоятельного монастыря, согласно и ст. 33 законод. распор. 126/69, и п. 1 данной статьи.

4) Если в монастыре существуют соответствующие условия, то по предложению Игуменского Совета в согласии с мнением местного епископа после получения рекомендаций Синодальных Комиссий по развитию монашеской жизни и по церковному воспитанию, решением Св. Синода в монастыре может быть образована школа, функционирующая на основании Внутреннего Устава, одобряемого Св. Синодом.

 

Статья 3. Учреждение монастыря

1) Одновременно с публикацией учредительного распоряжения относительно образования монастыря местный епископ полагает основание монастырю и его храму посредством особого священнодействия, предусмотренного св. канонами и св. преданиями, и составляет особый документ об основании монастыря, который публикуется в журнале «Экклисия» и сохраняется в архивах Св. Синода, епархии и монастыря.

2) В вышеупомянутом документе необходимо должно содержаться и условие о недопустимости упразднения или отчуждения монастыря в церковном отношении, причем краткое содержание этого митрополичьего распоряжения записывается на металлической или мраморной табличке, помещаемой на фронтальной стене монастырского храма.

 

Статья 4. Подворья

1) Подворье является зависимым учреждением какого-либо монастыря, в имущественном, организационном и административном отношении принадлежащим своему господствующему монастырю. На подворье проживают монахи, принадлежащие монастырю и им контролируемые. Подворье не является отдельным юридическим лицом, но представляет собой часть юридического лица монастыря, к которому относится. Назначаемый монастырем ответственный за подворье в своих действиях и полномочиях ограничен со стороны господствующего монастыря, который их и определяет.

2) Монашеские общины, не получившие статус монастыря, могут получить статус подворья существующего монастыря посредством составления местным епископом соответствующего документа, одобряемого Св. Синодом.

3) Монашеские общины могут составлять подворья монастырей другой Православной Церкви в митрополичьих округах Элладской Церкви только с разрешения, однажды данного, местного епископа и при одобрении Св. Синода, в отношении же прочего применяется распоряжение ст. 33 п. 3 законод. распор. 126/69 «О Статуте Элладской Церкви».

4) Упраздненные или упраздняемые и присоединяемые к другим монастыри становятся подворьями монастыря, к которому они присоединяются.

 

Статья 5. Монастыри Частного права (исихастирии)

1) Монастыри Частного права, или исихастирии ― это духовные учреждения, образуемые согласно распоряжениям об учреждениях Гражданского Кодекса. Они являются юридическими лицами Частного права, а их цель совпадает с изложенной в п. 2 ст. 1 настоящего Уставного Положения.

2) Учредительный документ исихастирия содержит и его Статут (Устав), который должен соответствовать св. канонам и преданиям Православной Церкви, законам государства и распоряжениям данного Положения.

Этот документ подается местному епископу, который, подтверждая существование указанных условий, передает его в виде собственного документа Св. Синоду, чтобы тот начал соответствующую процедуру в Министерстве Народного Образования и Религии для издания специального Королевского распоряжения.

3) Исихастирии, не признанные посредством издания Королевского распоряжения, но функционирующие совершенно в частном порядке и имущественно находящиеся в частном владении проживающих в них монашествующих, либо добровольно переданные ими другому монастырю Элладской или другой Церкви, должны в течение шести месяцев после вступления в силу данного Положения обратиться к местному епископу с прошением о начале соответствующей процедуры признания их в качестве юридических лиц Частного права, согласно изложенному в п. 2. Если за это время по их вине таких попыток предпринято не будет, Св. Синод по представлению местного епископа извещает о таком функционировании исихастириев без церковного благословения компетентную инстанцию, которая обязана применить предписываемые в таком случае законом прещения.

4) Мужским монастырям Элладской или других Церквей запрещается иметь на территории Элладской Церкви подчиняющиеся им женские подворья или исихастирии.

5) В том случае, если большинство членов монашеской общины исихастирия отвергнет местного епископа или Элладскую Церковь и перейдет в другую Церковь или церковную юрисдикцию вне Элладской Церкви, такая община подлежит действиям, предусмотренным св. канонами и законами государства. А именно, перешедшие клирики или монахи исихастирия подлежат каноническим и юридическим прещениям, а управление исихастирием передается местному епископу, который, при помощи оставшихся верными членами братства, если таковые имеются, и с одобрения Св. Синода принимает на себя все заботы о продолжении функционирования исихастирия в соответствии с его утвержденным Уставом. Если же все братство исихастирия перешло в церковную юрисдикцию вне Элладской Церкви, местный епископ посредством аргументированного представления просит Св. Синод об упразднении исихастирия, а тот, если сочтет нужным, обращается в Министерство Народного Образования и Религии за изданием соответствующего Королевского распоряжения.

6) Все относящееся к управлению, организации, распоряжению и контролю со стороны местного епископа, а также к представительству частных св. обителей (исихастириев), как и всякий касающийся их функционирования вопрос, регулируется их учредительным Уставом.

 

Статья 6. Канонические права епископа

1). Каждый монастырь находится в канонической юрисдикции местного епископа, который:

  1. поминается на всех службах;
  2. с отеческой любовью и заботой осуществляет высший надзор в св. обители и наблюдает за правильным течением ее жизни в соответствии со свящ. канонами;
  3. поставляет избранного игумена;
  4. утверждает монашеские постриги;
  5. судит канонические проступки в ней проживающих и заботится о безукоризненности их жизни;
  6. контролирует законность ее экономических предприятий.

2). В отношении Синодальных Ставропигиальных обителей указанная каноническая власть принадлежит Св. Синоду и сообразуется с самостоятельностью этих монастырей.

 

Статья 7. Управление святой обителью

Управление св. обителью и исполнительная в ней власть возлагается на игумена и Игуменский Совет. Духовный надзор принадлежит игумену братства. Все вопросы, связанные с управлением св. обители, оговариваются в ее Уставе. Синодальные Ставропигиальные обители в своем управлении пользуются самостоятельностью в соответствии с Уставом каждой обители.

 

Статья 8. Игумен

Все вопросы, связанные с избранием игумена, его положением и пр., определяются Уставом обители в совокупности с распоряжениями Общего Монастырского Устава.

 

Статья 9. О послушниках и клириках

1) Приходящий в св. обитель в качестве послушника с целью проживания в ней должен иметь возраст не менее 16-ти лет, не состоять в браке или быть вдовцом без детей, либо с детьми в возрасте не менее 18-ти лет. Если он состоит в браке, то должен представить письменное согласие своего супруга или супруги, а если речь идет о лице женского пола, то такое согласие должно быть составлено в присутствии местного епископа. В этом последнем случае также имеет силу препятствие, связанное с возрастом детей. Если поступающий в обитель находится в несовершеннолетнем возрасте, требуется письменное согласие его родителей. Принятие или не принятие послушников относится к компетенции Игуменского Совета.

2) Предшествующий постригу искус длится три года, и в любом случае, до достижения послушником возраста 21 года. В исключительных случаях, которые предусматриваются 5-м правилом Двукратного Собора, время испытания приступающих к монашеству может быть сокращено. В продолжение испытания послушник непременно должен постоянно проживать в монастыре.

3) Пострижение монахов и рукоположение их в священнический и дьяконский чин совершаются по инициативе Игуменского Совета, обращающегося с представлением об этом к местному епископу, при соблюдении действующих распоряжений.

 

Статья 10. Дисциплинарные взыскания и уход монахов из монастыря

Разрешение на уход из монастыря предоставляется монахам в соответствии с п. 2 ст. 45 законод. распор. 126/69 «О Статуте Элладской Церкви». Монах может просить каноническую отпускную грамоту обители, которая предоставляется ему при наличии уважительных причин и после получения одобрения епископа, в епархии которого находится св. обитель, куда монах желает перейти на жительство. Пребывание монаха вне монастыря или в другом монастыре без предоставленной компетентным лицом отпускной грамоты или более указанного в ней срока совершенно недопустимо, в противном случае, и если попытки монастырской власти переубедить монаха окажутся безрезультатными, он возвращается, при помощи компетентной власти, в монастырь своего покаяния.

 

Статья 11. Экономика и распоряжение имуществом

1) Любая собственность монастырей является неотчуждаемой.

2) Монастыри Элладской Церкви, являющиеся общинами нестяжания и устроенные по принципу общежития, всегда должны оставаться таковыми. Будучи общежительными при своем учреждении, они и в дальнейшем всегда следуют принципам общежительной жизни.

3) Игуменский Совет должен, по крайней мере, за месяц до монашеского пострига послушника оповестить его посредством документа, помещаемого в протоколе Совета, что после его пострига все его имущество отходит к монастырю, и что только до пострижения он может свободно им распоряжаться.

4) Средства существования обители составляются из различных ее доходов, и некая их часть, определяемая согласно распоряжениям Внутреннего Устава каждой обители и по единогласному решению Игуменского Совета, перечисляется на церковные нужды, если существует необходимый для содержания монахов и покрытия всякого рода их нужд достаток.

5) Расходы на врачебную помощь и стационарное лечение всех монахов возлагаются на церковную Страховую организацию, причем каждая обитель обязывается к внесению страховых взносов в зависимости от своего годового бюджета и по количеству страхуемых.

6) Административный год для обителей начинается 1-го января и заканчивается 31-го декабря каждого года. Каждый год в установленные законом сроки обители подают своей церковной власти годовой Бюджет (предварительную смету) и годовой Отчет, причем епископ может при согласии Игуменского Совета сокращать или увеличивать некоторые его статьи. В случаях, когда Игуменский Совет собирается приступить к выплате или получению кредита, или к другим каким-либо непредвиденным расходам, которые не учтены в Бюджете и превышают сумму 20000 драхм, требуется одобрение местного епископа. Если же сумма получаемого кредита превышает 100000 драхм, необходимо также одобрение Св. Синода.

 

Статья 12. Заключительные распоряжения

1) Каждый епископ при содействии компетентной власти принимает необходимые меры для охранения святости места св. обители, как и всякого монашеского учреждения и мест религиозного поклонения, от всяких неблагоговейных действий, которые он может запретить как внутри этих мест, так и вблизи их. Развлечения, танцы, пение и прочие подобные проявления, случающиеся вблизи св. обители, являются оскорблением божественного и влекут за собой предусмотренные для таких случаев прещения.

2) Строго запрещается ночлег мужчин, клириков или мирян, в женских обителях и женщин в мужских, кроме гостеприимства в гостиницах, устроенных за оградой обители для приема приезжих паломников.

3) Обязанности священника в женской обители исполняет иерей, по возможности, преклонного возраста, назначаемый по предложению Игуменского Совета местным епископом и живущий за оградой обители.

4) Всякий вопрос, не оговариваемый данным Уставным Положением, должен регулироваться Внутренним Уставом каждой обители, составляемым на основании канонов Церкви и распоряжений Общего Монастырского Устава.

 

Статья 13

Настоящее Уставное Положение вступает в силу с момента публикации его в Правительственной Газете.

Афины, 12 июня 1972 г. СВ. СИНОД
Архиепископ Афинский Иероним, председатель
Митрополит Калавритский и Эгиалийский Георгий
Митрополит Митилинский Иаков
Митрополит Яннинский Серафим
Митрополит Сервский и Козанский Дионисий
Митрополит Навпактский и Эвританийский Дамаскин
Митрополит Никопольский и Превезский Стилиан
Митрополит Ксанфский Антоний
Митрополит Дидимотихский и Орестиадский Константин
Митрополит Кассандрский Синесий
Митрополит Никейский Георгий
Главный секретарь митрополит Дервийский Косьма

Напечатано в журнале «Экклесия» №4 за апрель 2000 г., с. 341-345.

(Государственный закон)

Глава 11. О монастырях

Статья 39

1. Св. обитель является религиозным учреждением, созданным для прохождения монашеского подвига проживающих в нем мужчин и женщин согласно монашеским обетам и св. канонам и преданиям Православной Церкви относительно монашеской жизни.

2. В Элладской Церкви существуют действующие св. обители, находящиеся под духовным наблюдением местного епископа, и Синодальные Ставропигиальные св. обители, находящиеся под духовным наблюдением Постоянной Комиссии Св. Синода.

3. Основание новых и упразднение или присоединение к другим существующих обителей Элладской Церкви осуществляется посредством Президентского Указа, издаваемого, при условии согласного мнения местного епископа и одобрения Постоянной комиссии Св. Синода, по предложению Министерства Народного Образования и Религии. Храмы упраздненных или упраздняемых обителей остаются в ведении юридического лица своей митрополии.

4. Вопросы организации и совершенствования духовной жизни, а также вопросы управления обителью, регулируются Игуменским Советом согласно св. канонам, монашеским установлениям и законам государства и в виде внутреннего положения публикуются в журнале «Экклисия».

5. Игумен и члены Игуменского Совета, число которых определяется внутренним уставом каждой обители в соответствии с количеством в ней монахов, избираются, если имеется хотя бы пять монахов, монашеской общиной, в ином случае назначаются местным архиереем. Таким образом избранный игумен остается на этой должности на протяжении всей своей жизни, но действуют также и распоряжения закона о церковных судах. Постоянная комиссия Св. Синода посредством вынесения обоснованного решения по предложению местного архиерея или монашеского братства может одобрить проведение нового избрания для указания игумена.

6. Архиерей, в соответствии со св. канонами, осуществляет духовный надзор над св. обителями своей епархии, наблюдая за каноническим поминовением своего имени на службах, поставляет игумена, утверждает монашеские постриги, судит канонические проступки монахов, заботится о соответствии монастырской жизни св. канонам и контролирует законность экономической деятельности обители.

7. Подворья монастырей Восточной Православной Церкви, если они принадлежат Элладской Церкви, учреждаются с разрешения местного архиерея и функционируют под духовным наблюдением своего митрополита, если же принадлежат другой Православной Церкви, то учреждаются по разрешению государства, предоставляемому посредством совместного решения министров Внешних Связей и Народного Образования и Религии и выдаваемому с согласия местного архиерея и при одобрении Постоянной комиссии Св. Синода, под наблюдением которого в лице местного архиерея они и находятся. В их отношении также имеют силу и применение действующие в отношении св. обителей Элладской Церкви распоряжения.

8. Из надзора местного архиерея исключаются патриаршие и ставропигиальные монастыри Влатадон в Фессалониках и св. Анастасии Узорешительницы на Халкидиках, которые принадлежат Константинопольскому патриарху со всем своим движимым и недвижимым имуществом и находятся в его непосредственной духовной власти и распоряжении. Эти обители подчиняются действующему на данный момент Патриаршему Уставу, и в них, согласно каноническому порядку, поминается имя Константинопольского патриарха. Также исключениями являются монастыри Святого Гроба и Горы Синай.

9. Храмы, с монашеской общиной или без нее, находящиеся на территории Элладской Церкви и не относящиеся к ее церковной юрисдикции, могут стать, посредством составления дарственного акта их хозяев, подворьями древних патриарших престолов и Синайского монастыря после получения согласия принимающего дар монастыря, одобрения местного епископа и Постоянной комиссии Св. Синода, с исключением любого вида проживания в них епископов. Посредством такого рода дарственного акта определяются условия и границы, как и способ управления и функционирования таких подворий.

10. Посредством регулирующих решений Постоянной комиссии Св. Синода, одобренных его полным составом и опубликованных в Правительственной Газете, задаются рамки функционирования находящихся на территории Элладской Церкви православных исихастириев, которые учреждаются как юридические лица Частного права согласно существующим распоряжениям и функционируют на основании своего учредительного Устава.

Перевод игумена Леонтия (Козлова)


[1] В Элладской Церкви существует три законодательных пласта, которые восполняют один другого и в общих чертах определяют все касающиеся монастырей вопросы:

1)Ст. 39 «О монастырях» закона 590 1977 г., называемого Статутом Элладской Церкви (Καταστατικός Χάρτης τῆς Ἐκκλησίας τῆς Ἑλλάδος). В нем даются общие указания для монастырей, но ясно оговаривается, что каждый монастырь обязан составить свой собственный Внутренний Устав (Ἐσωτερικό Κανονισμό или Καταστατικό τῆς Μονῆς ἤ τῆς Ἀδελφότητος), который утверждается Постоянным Синодом и государством в виде президентского указа.

2)В случае, когда нет Внутреннего Устава, и до его составления имеет силу указания ст. 39 Статута. А поскольку они слишком общие, они дополняются более ранним документом – Уставным Положением 39 от 1972 г. «О православных монастырях и исихастириях Элладской Церкви» (Κανονισμό 39 τοῦ 1972 «Περί τῶν ἐν Ἑλλάδι Ὀρθοδόξων Ἱερῶν Μονῶν καί Ἡσυχαστηρίων»). Этот документ более подробный и имеет силу как дополнение.

3)Также существует еще один дополнительный старый закон – Королевское Распоряжение 28.7/15.9 1858 г. «Общее положение о монастырях» (Βασιλικό Διάταγμα τῆς 28.7/15.9 τοῦ 1858 «Γενικός Κανονισμός Μοναστηρίων»), которое дополняет два предыдущих (Ст. 39 Статута и Уставное Положение 39/1972).
Таким образом, для каждого монастыря имеет силу, прежде всего, Внутренний Устав, одобренный Синодом и согласный с канонами Церкви и ст. 39 Статута Элладской Церкви. Если Внутреннего Устава нет (и до его появления), касающиеся жизни монастыря вопросы регулируются документами, указанными в пп. 2 и 3.


Материалы по теме

Монашество

Доклады

Архимандрит Варфоломей, настоятель братства Священной Обители Эсфигмен (канонического) на Святой Горе Афон
Иеросхимонах Гавриил, насельник монастыря Новый Эсфигмен Святой горы Афон