Устав Флорищевой пустыни

Каноник

Во Флорищевой пустыни, основанной в XVII веке во Владимирской губернии святителем Иларионом, митрополитом Суздальским, им было введено следующее правило, разделенное по времени на три части.

На повечерии читались каноны Иисусу Сладчайшему, Божией Матери и Ангелу Хранителю и акафист Божией Матери. Через некоторое время братия совершали правило в храме. Кроме семи кратких молитв, читаемых в начале правила по Псалтири, святитель ввел обращения к разным святым и целым ликам святых, а также семь молитв, составленных святыми отцами. Затем совершалось 300 поклонов, 600 Молитв Иисусовых и 100 Богородице (что соответствует правилу в Псалтири) по следующему чину: возглас, обычное начало по “Отче наш”, псалом 50-й, Символ веры, 30 земных поклонов с Молитвой Иисусовой (вместе вся братия), после этого стоя, шепотом или умом читали 70 Иисусовых Молитв, “Слава и ныне”, Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя, “Слава Тебе, Боже” (трижды, с поклонами земными) и вновь полагали 30 земных поклонов и т. д., с чтением “Слава и ныне” после каждой сотни молитв (или сотницы. Сотница —100 умных молитв, совершаемых по четкам.) Затем читали Помянник с поклонами по Псалтири, Достойно, Трисвятое, тропари “Помилуй нас, Господи, помилуй нас”, “Господи, помилуй” (40 раз), Честнейшую, “Боже, ущедри ны” и молитву преподобного Ефрема Сирина “Господи и Владыко живота моего” с земными поклонами, “Богородице Дево, радуйся” (трижды, с поклонами), Честнейшую и отпуст. Затем— обычное взаимное прощение братии. После того в кельях братия читали Псалтирь. Новоначальные— по 3 кафизмы, средние — по 4 кафизмы, совершенные — по 7 кафизм. Кто не мог это исполнить, те должны были читать в келье “Отче наш” по 30 и 50 раз с поклонами или больше. Кроме того читали с поклонами “Богородице Дево, радуйся” (50 раз новоначальные, 100 раз средние и совершенные 150 и больше). Для немощных и юных это келейное правило отменялось. Впоследствии правило Флорищевой пустыни было заимствовано Саровской обителью, но в несколько сокращенном виде. Из Саровской пустыни келейное правило перешло в Новгородский Юрьев монастырь с сокращением начала и конца правила, но увеличением на повечерии канонов, с добавлением канонов седмичным святым. В разных монастырях сотницы умных молитв исполнялись в разном количестве и в разное время суток: утром после сна, вечером после ужина или в полночь. Разнообразие в исполнении келейного правила произошло потому, что правило, данное в Псалтири, для многих трудноисполнимо, изложено кратко и неопределенно, что давало повод к разным пониманиям и толкованиям. В Псалтири указано, что полное правило обязательно не для всех и сокращается для немощных и новоначальных. В обителях многое в отношении келейного правила было предоставлено воле настоятелей, духовников и старцев, руководствующих новоначальных. Поэтому разности в келейных правилах монастырей допустимы.