Келейное правило Свято-Троицкого Сергиева Рижского монастыря

Каноник

Глава Евангелия и Апостола: канон Иисусу Христу и Пресвятой Богородице; акафист Спасителю или Божией Матери и канон Ангелу Хранителю: три кафизмы и пять сотниц молитв по четкам. Начало правила по Следованной Псалтири. Начало сотниц: “Молитвами святых отец наших”, “Слава Тебе, Боже наш” и прочее (как пред Саровским и Юрьевским правилом). После “Верую во Единаго Бога” — первая сотница: 30 земных поклонов с молитвой “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго”; 70 умных молитв, стоя, без поклонов (для отдыха), с той же молитвой. “Слава и ныне”. “Аллилуйя” (трижды). “Господи, помилуй” (трижды). “Слава и ныне”. “Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами...”. “Аминь”. “Честнейшую Херувим...”8. Начало второй сотницы: “Молитвами святых отец наших”. “Слава Тебе, Боже наш” по “Отче наш” и вторая сотница: 30 земных поклонов с молитвой: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную”; 79 умных молитв, стоя, без поклонов для отдыха, с той же молитвой. “Слава и ныне” и прочее. “Честнейшую Херувим”, как после первой сотницы. Третья сотница читается так же, как и вторая. Начало четвертой сотницы: “Богородице Дево, радуйся” и 30 поклонов земных с молитвой “Пресвятая Госпоже Дево Богородице, спаси мя, грешную”; 70 умных молитв таких же. Пятая сотница: 15 поклонов земных с молитвой: “Вси небеснии чини, Архангели и Ангели, молите Бога о мне, грешней” и 35 умных молитв таких же. 15 земных поклонов с молитвой: “Святый Ангеле Хранителю мой, от всякаго зла сохрани мя и моли Бога о мне, грешней”; 35 умных молитв таких же. “Достойно есть”, “Честнейшую Херувим”, “Слава и ныне”, “Господи, помилуй (трижды), “Молитвами святых отец наших”, “Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас”. Для приобретения душевной пользы и чтобы не нарушить здоровье советовалось: в полночь совершать одну первую сотницу, потом идти к утрене; вторую сотницу творить после утрени, а последние три — вечером, перед сном, или кто как пожелает. Под воскресные дни и великие праздники от Рождества Христова и до Крещения и с Вербной недели до недели апостола Фомы правило совсем отлагалось, а в дни полиелейных праздников и в субботы совершалось без земных поклонов. Помянник читался по произволению. Если не было времени, его заменяли молитвой: “Ненавидящих и обидящих нас”. Неопустительно читалось ежедневно при отходе ко сну исповедание грехов: “Исповедаю Тебе, Господу Богу моему и Творцу во Святей Троице Единому”. Затем читали молитвы на сон грядущим.