Енисейский Спасо-Преображенский мужской монастырь Епархиальный мужской монастырь

Адрес:
Красноярский край, Енисейск, Рабоче-крестьянская улица, 101
Телефон:
+7 (39195) 2-45-50

+7(39195) 2-22-89
E-mail:
enspmm@gmail.com
Дата основания:
1642
дата восстановления:
1990

История

Летом 1619 года присланные из Тобольска казаки во главе с Максимом Трубчаниновым «…пошли за волок в тынгусы и Тынгуской острог… ставили». Этот построенный казаками Трубчанинова первый русский городок на Енисее вначале называли Тунгусским, потом Кузнецким и только позднее за ним закрепилось имя Енисейского острога. Городок был поставлен на левобережье Енисея, на холме неподалеку от устья речки Кеми. Уже в 1620-е годы город, в который устремились на жительство «промысловые и гулящие люди», начал расширяться, постепенно «сползая» с холма. Поразительно быстро Енисейск превратился в торговый и административный центр огромного края, откуда «встречь солнцу» уходили все новые и новые партии землепроходцев. Енисейские казаки основали Красноярск, Якутск, Иркутск, Нерчинск. Енисейским казаком был Семен Дежнев.

Город стал не только политическим, но и духовным центром края. В середине XVII века, в 1642 году, здесь, на высоком зеленом холме в полукилометре от города, был основан Спасо-Преображенский монастырь.
Предание рассказывает, что еще в 1592 году в этих местах поселился пустынножитель, некий монах Тимофей Иванов, вокруг которого собралась небольшая монашеская община, и в 1642 году монастырь был не основан, а только получил «утверждение от высших властей» — от Тобольского архиепископа Герасима.

Енисейский монастырь долгое время был малолюдным и бедным — ни пожалованные ему земельные угодья, ни мельницы и рыбные ловли, ни соляные варницы не приносили большого дохода. Все здания монастыря более ста лет оставались деревянными, и только в 1730-х годах здесь началось каменное строительство.

Первым каменным сооружением монастыря стал нарядный и величественный Спасский собор, построенный в традициях сибирского барокко. Он был освящен в 1750-х годах. Позднее к главному храму были пристроены Ильинский придел, теплая Покровская церковь и колокольня. В строительстве собора принимал участие уставщик Успенского Далматова монастыря Иоакинф Денисов, присланный тобольским митрополитом в Енисейск для обучения «тамошних монастырских» строительному ремеслу.

Спасский собор невелик и рассчитан на немногочисленную монастырскую братию. Его резные позолоченные иконостасы не сохранились. К собору примыкает массивная восьмигранная колокольня. Некогда в Спасском соборе хранилась главная святыня монастыря — местночтимая икона «Спас Нерукотворный».

В 1780-1800 годах в монастыре были возведены каменные Святые ворота с надвратной церковью Захария и Елизаветы, часть ограды и настоятельский корпус. Изящная церковь Захария и Елизаветы (построена в 1785 — 1790 годы, освящена в 1822 году) была одной из главных вертикалей Енисейска. В 1859-1860 годах в церкви были установлены новые иконостасы, изготовленные на средства енисейского купца А. С. Баландина. Монастырь окружала частью каменная, частью деревянная ограда протяженностью 590 метров.

В одной из келий Спасо-Преображенского монастыря, а затем в местной больнице три года провел в заточении декабрист Н. С. Бобрищев-Пушкин.

Спасский монастырь на протяжении многих лет играл роль важного миссионерского и просветительского центра. Еще с 1780 года при нем существовало «училище для всех сословий», позже преобразованное в церковноприходскую школу.

Монастырь очень сильно пострадал в советское время. Было уничтожено все внутреннее убранство церквей, разрушена часть зданий, а уцелевшие здания сильно повреждены.

Возрождение монастыря началось в 1990 году. Несмотря на нежелание тогдашних местных властей содействовать полной передаче и скорейшему восстановлению монастырских зданий, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского, 6 декабря 1990 года, епископ Красноярский и Енисейский Антоний совершил во вновь открытой обители первое архиерейское богослужение.

Об условиях, в которых возрождалась жизнь монастыря, о препонах, чинившихся насельникам и наместнику, могут свидетельствовать строки одного из многих документов, направленных тогда епископом Антонием в адрес светских инстанций, «контролирующих» восстановление обители: «Указанное здание, десятилетиями не привлекающее вашего внимания и фактически на ваших же глазах все более и более теряющее свой архитектурный облик, получено монастырем в таком варварски изуродованном состоянии, что налагать штрафы за все это варварство просто не имеет смысла, как тем более не имеет смысла препятствовать монастырю мало-мальски приспособить его помещения для жизни в нем, что и делается». С 1990 года обязанности наместника исполнял иеромонах Мефодий (Есин). Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия от 3 августа 1992 года иеромонах Мефодий был утвержден наместником возраждаемого Спасо-Преображенского монастыря в Енисейске с возведением в сан игумена. Скончался отец Наместник 3 октября 2005 года, накануне отдания праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, после тяжелой болезни, на сорок шестом году жизни.

До 2009 г. богослужения совершались в Преображенском приделе (пристроенном к Спасскому собору с северо-западной стороны). К настоящему времени, по окончании восстановления главного монастырского храма, освящены три отреставрированных престола Спасо-Преображенской обители — во имя Всемилостивого Спаса, в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и во имя Пророка Илии.

Решением Священного Синода от 13 июля 2015 г. (журнал № 54) в должности настоятеля (священноархимандрита) Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Енисейска утвержден Преосвященнейший Никанор, епископ Енисейский и Лесосибирский.

Настоятель

Епископ Енисейский и Лесосибирский Никанор (Анфилатов)

Святые и подвижники благочестия

5 / 18 Сентября
5 / 18 Сентября
20 Июля / 2 Августа
25 Мая / 7 Июня, 24 Июня / 7 Июля, 29 Августа / 11 Сентября, 23 Сентября / 6 Октября, 12 / 25 Октября

Храмы и Богослужения

Надвратный храм в честь пророка Захарии и праведной Елисаветы
1785 — 1796 гг.
восстановлен в 2012 г.
Кирпичная надвратная церковь, сооружённая в 1785-1796 на средства купца Д. Лобанова в духе тобольского барокко. Освящена после окончания отделки в 1822, галереи перестроены в 1855-1859 купцом А. С. Баландиным, ворота заложены в 1863. Центрический кубический храм, окружённый галереями и перекрытый куполом с люкарнами. В галереях с 1859 приделы Скорбященский и Алексия, митрополита Московского. Закрыта в 1923, ок. 1946-1947 в основном разобрана. Уцелел только первый ярус здания со Святыми воротами.

Восстановлена в 2012 году. Памятник федерального значения.

Спасский собор
1750 г.
восстановлен в 2009 г.
Из документов известно, что каменный собор был начат постройкой при архимандрите Димитрии Смеловском (1731-1743 гг.) и закончен при архимандрите Иоаннике Павлуцком (1750-1755 гг.), южный придел был освящен в 1750 г.

Собор имеет продольную трехчастную композицию: храм с глубокой полукруглой алтарной апсидой, широтно скомпонованная трапезная с двумя фланкирующими повышенными приделами ( Покрова и Иоанна Предтечи) и колокольня, вытянутые по одной оси. Композиционная симметрия нарушается пристроенным к трапезной с юга Ильинским приделом (1808 г.). Западные пристройки к трапезной, окружившие колокольню с севера и юга, появились во второй половине 18 в.. Храм относится к типу «Восьмерик на четверике»; восьмерик перекрыт лотковым куполом, несущим световой восьмигранный барабан круглой главки. Диагональные грани восьмерика опираются на тромпы своеобразной формы. Двухстолпная трапезная перекрыта пересекающимися коробовыми сводами. Двусветные объемы приделов перекрыты сомкнутыми сводами, увенчивались, как и главный алтарь, главками на двухъярусных глубоких барабанах ( теперь все три барабана заменены куполообразным покрытием). Пониженные апсиды приделов с двух сторон охватывают объем четверика. Высокая трехъярусная колокольня в верхних ярусах имеет восьмигранную форму; ярус «звона» перекрыт лотковым куполом, увенчанным шпилем на барабане. Все покрытия собора – железные на деревянных стропилах и обрешетке: на храме и колокольне – купольные, на трапезной – двускатное с вальмом на западную сторону.

Восьмерик храма, апсида главного алтаря, первый и второй ярусы колокольни завершаются мелко профилированным карнизом с крупными кубическими консолями, характерными для произведений «урало-тюменской школы»; четверик храма – карнизом с мелкой аркатурой, трапезная и пределы – карнизом с подкарнизным валиком.

Углы четверика и приделов, а также поверхность придельных апсид обработаны слегка отступающими от углов лопатками, многократно расчлененными горизонтальными заглубляющими профилями ( лопатки четверика в верхней своей части оставлены гладкими и, расширяясь, смыкаются на углах). Углы восьмерика и второго яруса колокольни обработаны узкими переломленными лопатками. Пилоны «звона» обработаны вертикальными филенками; арки заглубляются архивольтами стрельчатой формы, выше которых углы объема «вскрываются» филенками в форме тетраконха. Верхняя часть второго яруса украшена двумя регистрами «ширинок», под которыми помещаются небольшие круглые окна. Растесанные арочные окна храма и алтаря обрамлены наличниками из тонких нолуколонок и сильно раскрепованных карнизов. С варьируемой формой венчающей части. Наличники окон восьмерика завершаются крупными встречными завитками, наличники окон второго света (расположенных на центральной оси боковых фасадов) и боковых окон алтаря – завитками поменьше с перемыкающим треугольным фронтоном и узорной вставкой; у наличников нижних окон четверика завитки с фронтончиком подняты на два полукруглых кокошника; наконец, наличники «горнего» окна и наружной алтарной двери (переделанной из окна) завершаются тремя сливающимися полукруглыми кокошниками. Характерной деталью всех этих обрамлений является порезка наружных обломов обронным зубчиковым орнаментом, воспроизводящая приемы деревянной резьбы. Прямоугольные окна трапезной и пределов обрамлены простыми ленточными наличниками. Северный и южный порталы храма частично утрачены вследствие растески проемов. Западный портал (под колокольней) обрамлен массивными полуколоннами и раскрепованным по ним карнизом, увенчанным увенчанными завитками и фронтончиками; в центре над карнизом помещается крупный киот. Сам портал решен в виде перспективных арок, выполненных наборными балясинами. Единственный из венчающих объемов, сохранивший свою первоначальную форму, — барабан под шпилем колокольни – обработан по ребрам узкими валютами.

Собор Спасского монастыря в Енисейске является памятником архитектуры, типичным произведением сибирского зодчества середины 18 в., выполненным в сочных и нарядных формах «уральского барокко»; отличается сильной архаизирующей ориентацией стиля и некоторой грубоватостью в трактовке применяемых форм; вместе с тем демонстрирует ряд редких и своеобразных конструктивных и композиционно-планировочных приемов.



Контактная информация

Возврат к списку