Коневский Рождествено-Богородичный монастырь Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви

Епархия:
Выборгская
Адрес:
191002, Санкт-Петербург, Загородный пр., д. 7, тел. 571-71-94
Телефон:
(812) 571 71 94
Канцелярия

(812) 600 75 33
Церковная лавка
E-mail:
spb.podvorie@gmail.com
Сайт:
Дата основания:
1393

История

Монастырь был основан в 1393 году преподобным Арсением Коневским, который хотел обратить карелов-язычников в христианство. Местоположение монастыря изменялось один раз, чтобы избежать наводнения. Собор Рождества Богородицы был заложен св. Арсением в 1421 году, он был главной церковью монастыря с основной святыней — чудотворной Коневской иконой Божией Матери, привезённой св. Арсением с Афона и представляющей Христа, играющего с птенцом голубя, что символизирует духовную чистоту.

Как и Валаамский монастырь, монастырь на острове Коневец был известен своей миссионерской деятельностью. Шведы захватили остров во время Русско-шведской войны 1614—1617, заставив монахов выехать в Новгород, где они были размещены в Деревяницком монастыре. После возвращения Россией себе Западного Приладожья в ходе Великой Северной войны, настоятель Деревяницкого монастыря в 1718 году получил у Петра I разрешение восстановить обитель на Коневце. Возрождённый монастырь зависел от Новгородского Деревяницкого до 1760 года, когда он официально был признан в качестве самостоятельного монастыря. В 1812 году, после Финской войны монастырь административно стал частью вновь сформированного Великого княжества Финляндского, наряду с остальной частью «Старой Финляндии».

XIX век

Золотое время монастыря пришлось на XIX век, когда его слава распространилась на имперскую столицу. 28 июня 1858 года остров посетил император Александр II с семейством, а также видные гости из Санкт-Петербурга, в том числе Александр Дюма и Фёдор Тютчев. Николай Лесков, в сочинениях 1873 года, описывает свои впечатления от посещения монастыря.

Как следствие высокой популярности, монашеская община смогла начать обширные строительные проекты, начиная со строительства нового собора с колокольней в 1800—1809. Это огромное двухэтажное восьмиколонное здание было спроектировано местными старцами. Оно увенчано пятью восьмиугольными барабанами, поддерживающими пять синих куполов. Тот же стиль был применён для трёхэтажной колокольни (1810—1812), достигающей высоты 35 метров. Два скита — Коневский и Казанский, были созданы на месте древнего расположения монастыря.

XX век

После Октябрьской революции 1917 года монастырь оказался на территории новой независимой Финляндии и попал под юрисдикцию автономной Финской Православной церкви (в соответствии с решением Константинопольского патриархата). Остров был укреплён финскими военными, гостиницы были заняты военнослужащими.

Во время Финской войны и Великой Отечественной войны здания монастыря были повреждены. 13 марта 1940 года монахи эвакуировались в Финляндию, забрав с собой икону Коневской Божией Матери, но оставив иконостас, церковные колокола (кроме колоколов Казанского скита)[1] и библиотеку. Личные вещи Святого Арсения (ковш из капа и наперсный крест) ныне находятся в музее Православной церкви в Куопио (Финляндия). Коневская псалтырь, датированная XIV веком, по непроверенным данным, была отправлена в Российскую национальную библиотеку. Монахи вернулись на короткий период, в течение войны 1941—1944 годов, но затем снова ушли вместе с финской армией в августе 1944 года. В 1956 году они присоединились к монахам, бежавшим из Валаамского монастыря, и основавшим Ново-Валаамский монастырь в Финляндии.

В советский период монастырь занимали военные.

В 1990 году он стал одним из первых монастырей в регионе, которые было решено вернуть Русской Православной Церкви. В ноябре 1991 года были обретены мощи преподобного Арсения Коневского, скрытые от шведов в 1573 году. Сегодня монастырь посещает большое количество паломников и туристов, продолжаются восстановительные работы, открыты два подворья — в Петербурге и Приозерске.

Пребывание на острове Коневец возможно только с разрешения Паломнической службы Коневского монастыря либо по личному благословению настоятеля монастыря либо его доверенного лица. Также Паломническая служба организует приём на острове паломников.

До острова можно добраться из Санкт-Петербурга по Приозерскому шоссе. Не доезжая примерно около 20 км до Приозерска на 106 км шоссе необходимо повернуть направо по указателю в направлении «Совхоз первомайский», через 0,5 км в пос. Плодовое на развилке — налево, затем прямо до пос. Заостровье, проехав пос. Заостровье, на Т-образном перекрестке — направо (грунтовая дорога), через 4 км — развилка, поворот по указателю — «Бухта Владимирская 1 км», через 1 км у автобусной остановки поворот налево к причалу (60 м).

Наместник

Игумен Александр (Арва)


Храмы и Богослужения

Собор Рождества Пресвятой Богородицы
1421 — 1809 гг.

Пройдя через монастырские ворота, мы оказываемся прямо перед собором Рождества Пресвятой Богородицы.

Это одна из самых старых построек обители. Место для строительства собора было выбрано самим преподобным Арсением в 1421 году. Решение перенести собор и обитель на новое место, подальше от берега Ладоги, было принято после наводнения на месте, где первоначально был возведен монастырь. После этого собор неоднократно разорялся и отстраивался заново. Существующая ныне постройка, по-видимому, уже четвертая на этом месте.

Первый деревянный собор, построенный ещё самим Арсением, сгорел в пожаре 1574 года, когда островом в первый раз завладели шведы, а монастырь был разорён и сожжён дотла.

Когда монахи вернулись на остров в конце XVI века, собор был отстроен вновь, уже в камне. Коневский монастырь был в числе немногих обителей Русского севера, где началось каменное строительство.

В 1610 году шведы вторично завладевают островом Коневец. Каменный собор был разобран до основания, а строительный материал увезён в г. Кексгольм (нынешний Приозерск) и использован для строительства кирхи и крепостных укреплений. Северная война 1700-1721 годов вернула некогда принадлежавшие России Приладожские и Карельские земли. В 1760 году строительская должность в Коневском монастыре была поручена иеромонаху Игнатию, а сам монастырь, по его просьбе, признан независимым от Деревяницкого. В 1762 году о. Игнатий получает от архиепископа Дмитрия разрешение воздвигнуть новый собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы на средства благотворителей. В 1766 году, уже при игумене Тарасии, переведенным из Валаамского монастыря, было окончено строительство одноглавого каменного собора с деревянным куполом. Собор был обнесен деревянной оградой с башенками на углах и имел три престола: Рождества Богородицы (центральный), иконы Владимирской Божией матери (северный) и трех святителей (южный), в честь святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Уже к концу XVIII века собор находился в обветшавшем состоянии. В 1798 году настоятельский пост занял иеромонах Варфоломей. В 1799 году в своем сообщении митрополиту Гавриилу он говорит о желании перестроить обветшавший собор, однако, постройка было отложена на год «за неимением плана».

Строительство было начато в мае 1800 года. План строительства составил иеромонах Сильвестр, обладавший необходимыми для этого знаниями и подготовкой. В качестве основы проекта собора был взят уже имевшейся тогда в епархии проект некоторого храма, автором которого был столичный архитектор Степан Гаврилович Иванов. О. Сильвестр искусно переработал этот проект для строительства на Коневце, чем впоследствии «снискал себе похвалу от знакомых архитекторов».

В архитектурном плане собор следует традициям древнерусского зодчества, представляя собой двухъярусный восьмистолпный храм с выступающей алтарной частью в виде трех полукружных апсид, центральным кубическим объемом и притвором в западной части. Центральный объем венчают пять куполов на восьмигранных барабанах (четыре боковые деревянные главы декоративны, с нарисованными окнами). Силуэт куполов с главками, форма окон, дугообразных карнизов над ними, пилястр навеяны архитектурным стилем барокко, ещё недавно господствовавшим в зодчестве Петербурга. А треугольные фронтоны, завершающие фасады, тяга, разделяющая этажи и украшенная зубцами («сухариками») — черты набравшего силу классицизма.

За год был выстроен и перекрыт деревянной крышей первый этаж. Однако отсутствие средств не позволило завершить постройку.

Начатое строительство продолжает иеромонах Дамаскин (переведен с Валаама), ставший настоятелем после о. Варфоломея в 1801 году. В 1802 году на деньги, пожертвованные императором Александром I, он достраивает второй этаж и завершает отделку первого. В том же году 12 июня нижний храм был освящена во имя Сретения Господня.

Этот храм был зимним. В нем размещались печи, что позволяло круглогодично вести в нем богослужение. До 1940 года главный придел храма сохранял резной с колоннами золоченый иконостас в три яруса: с левой стороны замечательных по резьбе царских врат находилась икона Коневской Божией матери, над ними — «Тайная Вечеря», во втором ярусе — иконы праздников, а в третьем — св. Апостолов. В 1830 году в храме освящен южный придел во имя Коневской иконы Божией Матери. Силами петербургских реставраторов иконостас оказалось возможным полностью восстановить.

Верхний храм был устроен как летний. Он был прекрасно освещен двумя рядами окон и представлял собой традиционную для России крестово-купольную церковь с восемью квадратными столбами. Окончательно отделан изнутри, украшен золоченым резным иконостасом он был уже при настоятеле Иларионе в 1809 году, при содействии христолюбивого петербургского купца Я. В. Кривоносова, пожертвовавшего 4 тыс. рублей ассигнациями. А в день памяти преподобного Арсения, 12 июня, верхний храм был освящен, как и древний, в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Радостный и торжественный вид имело его убранство. Иконостас был выполнен в классическом стиле, выкрашен белой краской и декорирован золоченой резьбой. Резьба украшала царские врата и оклады икон двух ярусов. На горнем месте алтаря в серебряных облаках с золотыми лучами на крыльях двух золотых херувимов помещен был увеличенный список чудотворной Коневской иконы. В 1830 году стены храма были расписаны в академической манере, возможно, монастырскими художниками.

Ряд икон в храме принадлежал кисти знаменитого русского и украинского художника Владимира Лукича Боровиковского (ныне утрачены).

В конце 60-х годов XIX века к собору с западной стороны была сделана пристройка с башенкой Так появилась дополнительная площадь для ризницы, а вход на второй этаж стал закрытым.

Планы построенного при преподобном Арсении крестово-купольного храма и нынешнего (кроме западной его части) полностью совпадают. Высота собора с крестом — 34 метра, ширина — 19 метров (с папертью и крыльцом — 44,5 метра). «Собор сей, построенный в виде корабля, очень красив и величественен; снаружи многооконными стенами, своей легкостью и веселым видом он напоминает постройки Растрелли», — пишет один из авторов историко-статистического описания монастыря.

В настоящее время нижний храм отреставрирован, и в нем совершаются регулярные богослужения. Верхний храм очень сильно пострадал в годы советской власти и потому сейчас ожидает своего восстановления. От прежнего великолепия ныне уцелел только остов иконостаса. Частично сохранились остатки росписи. Службы в нем проходят один раз в год, 21 сентября — на престольный праздник обители, в Рождество Пресвятой Богородицы.

В соборе хранятся две самые почитаемые святыни Коневского монастыря — рака с мощами преподобного Арсения и список с чудотворной Коневской иконы Божией Матери.

Храм во имя преподобного Арсения
1849 г.

Храм во имя преподобного Арсения находится в северо-восточной башне, построенной в 1849 году при игумене Амфилохии.

Храм освящал тогдашний благочинный Санкт-Петербургской епархии, будущий святитель Игнатий (Брянчанинов).

Восстановление храма началось в 1999 году и закончилось лишь недавно, в конце 2006 года. В начале 2007 года храм был торжественно освящен. В настоящее время большинство служб зимой проходит именно в храме преп. Арсения.

Храм во имя свт. Николая Чудотворца
1815 г.
Каменный храм во имя святителя Николая Чудотворца находится в юго-восточной части монастырского каре на месте некогда стоявшей здесь старой деревянной церкви.

Прежняя деревянная церковь была восстановлена после возобновления обители в 1718 году и освящена 4 ноября 1719 года, по благословению епископа Карельского Аарона. В 1762 году строитель Тарасий обновил церковь и наименовал кладбищенской, в её паперти похоронены тела благотворителей обители и братии. Видимо, с этого времени возникло кладбище.

В начале XIX века деревянный храм окончательно обветшал и в 1812-1815 годах был заменен каменным. О. Иларион и закладку и освящение храма приурочил к дню памяти преподобного Арсения. В церкви находился образ преподобного Арсения с древней раки во врезном киоте, среди икон были помещены изображения из жизни Николая Чудотворца и преподобного Арсения, а также небольшой четырехъярусный иконостас, спасённый иноками во время их ухода в Деревяницкий монастырь. Иконостас представлял собой редчайший образец искусства XVI века. К сожалению, в советское время (40-е годы), когда военные заняли остров, исчезли и иконостас, и крест, установленный в 1719 году, и все древние иконы. От монастырского кладбища тоже почти ничего не осталось, кроме ограды.

Часовня Николая Чудотворца
1815 г.
Каменная часовня в честь Святителя Николая была построена в 1815 году при игумене Иларионе.

Внутри, у восточной стены, стояло большое распятие. По традиции прибывавшие на остров паломники совершали здесь молебен о благополучном прибытии на остров (Святитель Николай покровительствует всем плавающим и путешествующим) и часовня, тускло освещаемая несколькими лампадами, мгновенно наполнялась ярким светом от множества свечей, поставленных паломниками. В середине XIX века вокруг часовни высадили клены, от неё к обители также ведет кленовая аллея.

К югу от часовни можно увидеть небольшое двухэтажное кирпичное здание, построенное предположительно в 1866 году при архимандрите Израиле. Это странноприимный дом или, иными словами, гостиница для бедных людей, которым монастырь по традиции давал приют на несколько дней. Здание спроектировано известным петербургским зодчим, академиком архитектуры, Иваном Блажеевичем Слупским.

Часовня Успения Божией Матери
1899 г.
Часовня Успения Божией Матери по праву считается самой красивой деревянной постройкой обители.

Она выдержана в формах русского стиля: крыльцо, шатер, луковичная главка с крестом. Построена в 1899 году взамен деревянного поклонного креста, который был сломан бурей. При входе в часовню помещены изображения преподобного Арсения и святителя Евфимия Новгородского, с восточной стороны доныне сохраняется образ Воскресения Христова. Ныне часовня полностью отреставрирована и восстановлена. Внутреннее убранство часовни не сохранилось.

За часовней, с ее восточной стороны, находится могила князя Манвелова. Князь Николай Иванович Манвелов был из старинного грузинского рода. В продолжение многих лет он приезжал на Коневец — нередко на всю осень. По мере сил он помогал обители, особенно престарелым инокам. Набожный и кроткий, он любил беседовать с монахами, в особенности — со старцем Коневского монастыря о. Израилем (Дружининым). Рядом с крестом, на месте отдыха преподобного Арсения, князь и попросил похоронить себя. Николай Иванович умер в Петербурге, через два месяца после преставления о. Израиля. Завещание князя выполнили его родные. Надпись на надгробном памятнике, и сейчас частично уцелевшем, гласит: «Помяни меня, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. Князь Николай Иванович Манвелов. Родился в 1780 г., а скончался в 1856 году, 3 мая».

Далее дорога от Успенской часовни ведет через сосновый лес на Св. гору, к Казанскому скиту.

Часовня явления Божией Матери
Часовня на Святой горе поставлена в память о явлении Божией Матери старцу Иоакиму.

Часовня стоит у самого края Святой горы, в юго-западной её части, на месте, где до этого находился деревянный поклонный крест, воздвигнутый ещё при жизни самого Арсения. Ввиду своей древности, крест уже в XVIII веке пришёл в ветхость и в 1740 году, т.е. сразу по возобновлении монастыря от шведского разорения, на месте креста была поставлена небольшая деревянная часовенка, а остатки самого креста были перенесены внутрь часовни и сохранялись там вплоть до прихода на Коневец частей Красной армии.

Часовня, таким образом, является самой старой по времени постройкой на Коневце. Впоследствии, во второй половине XIX в., часовня перестраивалась.

В годы советской власти она была перенесена со Святой горы к причалу и использовалась как контрольно-пропускной пункт. На крыше бывшей часовни был установлен небольшой маяк. Когда остров вновь вернулся монастырю в 1991 году, часовню восстановили и перенесли на старое место, однако внутреннее убранство часовни пришлось полностью воссоздать.



Новости

Все новости

Контактная информация

Возврат к списку