Николо-Радовицкий мужской монастырь Епархиальный мужской монастырь

Адрес:
Московская область, городской округ Егорьевск, село Радовицы, улица Щукина, 6
Телефон:
+7(963)770-90-01

+7(495)363-58-00
E-mail:
radovo50@mail.ru
Дата основания:
1584
дата восстановления:
2002

История

История Николо-Радовицкого монастыря насчитывает более пяти веков. Он был основан в первой половине XV века старцем Пахомием, пришедшим в Москву с митрополитом Киевским и всея Руси Фотием. В 1408 году великий князь Василий Дмитриевич послал Константинопольскому патриарху Матфею просьбу о назначении в Россию нового митрополита на место скончавшегося митрополита Киевского и всея Руси Киприана. На эту кафедру был избран и возведен греческий монах Фотий, который в 1409 году приехал в Киев, где пробыл полгода. Среди свиты митрополита был некий монах Пахомий.

22 марта 1410 года митрополит Фотий торжественно въехал в Москву. Московскую Русь он застал разоренной недавним нашествием хана Едигея, а митрополичье хозяйство запущенным и разоренным после смерти митрополита Киприана и сразу принялся за его восстановление. Летом 1411 года, обозревая свою митрополию, митрополит Фотий предпринял поездку в город Владимир. 3 июля 1411 года на Владимир напали татарские отряды царевича Талыча. Митрополиту Фотию едва удалось спастись, поскольку накануне набега он удалился из города в митрополичью волость Сенеж на Святом озере, где основал пустынь. Через несколько месяцев по просьбе великого князя Василия Дмитриевича митрополит Фотий отбыл в Москву, оставив своего сподвижника иеромонаха Пахомия для служения в устроенном храме.

По смерти митрополита Фотия в 1431 году ради уединения и безмолвия иеромонах Пахомий оставил митрополичью волость и отправился в поисках тихого места в чащу лесов на юг от Сенежа. Пройдя трудности неблизкого пути, среди глухих лесов и топких болот он увидел прекрасное чистое озеро с маленьким островком посередине, здесь он и решил основать свою пустынь. Постепенно у него стали появляться сподвижники из числа тех людей, которые, как и он, искали уединения. Основанную обитель иеромонах Пахомий наименовал Акакиевой пустынью в честь той, которую устроил его наставник митрополит Фотий, а местность стал именовать Радовицы, в честь своего родного города в Фессалии. Около века существовала пустынь на острове.

Во второй половине XVI века настоятелю обители игумену Ионе Рогоже на озере было явление святителя и чудотворца Николая, идущего по водам от берега к острову. После чудесного явления был вырезан образ святителя Николая из цельного куска яблоневого дерева, высотой около полутора метра. На иконе святитель изображен в полный рост в архиерейском облачении, в правой руке он держит меч, а в левой - храм (символизирующий собой град). В более позднее время на образ святителя была сделана митра. Образ сразу же прославился многими чудесами, привлекая большое число богомольцев.

В связи с этим и монастырская братия стала увеличиваться, что заставило настоятеля обители игумена Иону «бить челом» государю Иоанну Грозному. В ответ на просьбу игумена Иоанн IV выдал грамоту, которой пожаловал монастырю земельные владения протяженностью 10 верст в длину и 5 верст в ширину. Эта грамота хранилась в Москве «у попа Ивана, для береженья» и сгорела с другими документами во время разорения Москвы. Это совершилось в 1584 году. Этот год и считается датой основания монастыря. Обитель с тех пор приобрела новое, дошедшее до наших времен название «Николо-Радовицкий монастырь».

В 1616 году игумен Антоний испросил у царя Михаила Федоровича повторную грамоту на владение монастырём землей. Царь в точности повторил утраченную жалованную грамоту царя Иоанна IV. В жалованную монастырю вотчину входило 8 деревень, 2 починка и 22 пустоши вместе с крепостными крестьянами. Все деревни и пустоши были взяты царем из имений князей Василия Ростовского и Василия Жиряпина.

В 1619 году произошло нападение на монастырь и его разграбление. Об этом событии так было записано в монастырской летописи: «Возвращаясь из Москвы по домам, военные предавались грабежу и насилию среди местных селений и городов. Могли ли они удержаться от наживы при виде беззащитной обители?». В монастырском синодике того времени было вписано имя убиенного схиигумена Ионы, погибшего во время нападения на монастырь.

К началу XVII века количество монашествующих сильно увеличилось. Обитель уже не могла вмещать всех желающих, и поэтому было решено перенести монастырь с острова Святого озера на берег. В 1623 году вышла Утвердительная грамота за подписью царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета на имя настоятеля Николо-Радовицкого монастыря игумена Иосифа о выделении земли на берегу озера под монастырь. Сразу же по получении грамоты монахи выстроили деревянную церковь на берегу Святого озера в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Около церкви они начали строить деревянные кельи.

От образа святителя Николая по-прежнему совершались многочисленные исцеления. В монастыре был заведен специальный Список получивших исцеления. Первая запись в этом Списке датируется 2 мая 1619 года, в день памяти святых великомучеников Бориса и Глеба. В тот день у образа святителя исцелились два человека: первая - жительница села Ловцы Коломенского уезда девица Васса Стефанова, будучи 12 лет незрячей, она прозрела; второй - Федор, крестьянин деревни Мануйловой, который два года не мог ходить и исцелился. Подобных записей в Списке насчитывалось более сотни. С особой бережностью хранился в монастыре этот Список. В него заносились имена исцеленных людей с точной датой и временем исцеления. В благодарность о совершенных чудесах многие люди вносили пожертвования на устроение монастыря. В 1687 году князь Иаков Одоевский пожертвовал образу святителя золотой венец, обнизанный жемчугом. В 1780 году купец Иван Глухов из года Венева Тульской губернии приложил образу святителя серебряные чеканные башмачки. В 1785 году помещик села Юрьева Егорьевского уезда Алексей Беклемешев приложил серебряную позолоченную ризу, покрывающую святителя во весь рост. В 1800 году житель села Дединова Коломенского уезда приложил образу серебряный меч, украшенный рубинами.

В 1634 году снова произошло печальное событие в жизни монастыря. Жители села Нудовши, недовольные своим положением, напали на обитель и избили настоятеля игумена Евфимия и монахов. Из монастыря была похищена церковная утварь, казна, зерно и скот. Монахам, и без того терпящим скудный образ жизни, пришлось более прежнего трудиться для восстановления запасов.

На протяжении своего царствования царь Михаил Федорович покровительствовал святой обители и вносил щедрые пожертвования. В 1642 году он пожертвовал монастырю «40 четвертей земли в Перевицком стану на Рязанской стороне».

В 1650 году в Николо-Радовицком монастыре на месте деревянного храма в честь Рождества Богородицы был построен каменный, пятиглавый. Внутреннее пространство нового храма без алтаря состояло из 16 квадратных аршин. Своды храма устроены на больших каменных столбах, а окна расположены в два ряда с железными коваными решетками. Церковь отделялась от притвора каменной стеной. Над притвором был устроен второй этаж с приделом в честь святителя Николая. С западной стороны к притвору храма примыкала колокольня, на втором ярусе которой был устроен храм в честь преподобного Михаила Малеина - небесного покровителя царя Михаила Федоровича, благодетеля обители. В 1650 году архиепископ Рязанский и Муромский Моисей освятил придел в честь святителя Николая.

Главный престол был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы в 1651 году архиепископом Рязанским и Муромским Мисаилом.

С северной стороны храма в 1678 году был пристроен двухэтажный придел, в нижнем этаже которого был устроен храм в честь святого Иоанна Крестителя, а в верхнем - ризница.

15 июля 1677 года митрополит Рязанский и Муромский Иосиф освятил церковь святых Иоакима и Анны, устроенную в северо-восточной каменной башне монастыря. Во время освящения престола произошло чудесное событие: исцелился некий Иван Афанасьев, который до той поры не ходил восемь лет и был принесен в храм.

В 1678 году при игумене Иакове в монастыре случился сильный пожар, из-за которого сгорели все монастырские здания, кроме храма.

В монастырский храм от многих людей были внесены щедрые пожертвования. В 1658 году боярин Илья Милославский (тесть царя Алексея Михайловича) подарил в храм воздухи, шитые золотом и серебром. На большом воздухе вышита икона «Положение во гроб Спасителя» с вышитым по краям тропарем. 7 февраля 1681 года Великая княгиня Татьяна Михайловна подарила напрестольное Евангелие. Царица Наталья Кирилловна Нарышкина (супруга царя Алексея Михайловича) пожертвовала монастырю серебряные позолоченные евхаристические сосуды. В 1686 году царевна Софья Алексеевна пожертвовала деньги на иконостас. Князь Юрий Долгоруков пожертвовал монастырю дьяконские облачения, а княгиня Феодосия Долгорукова подарила серебряное паникадило. Боярин Федор Бутурлин пожертвовал деньги на строение иконостаса. Царь Иоанн Алексеевич пожертвовал в монастырь облачения бархатные, вышитые золотом. Водосвятную серебряную чашу пожертвовал князь Андрей Мещерский.

В 1722 году в монастыре произошло событие, опечалившее его жителей. По именному указу императора Петра I «из опасения суеверия в народе на всякое проявление необычного события» образ святителя Николая вместе с прочими резными иконами был взят в Москву и помещен в палатах Святейшего Синода. Настоятель монастыря архимандрит Гедеон написал императору прошение, в котором ходатайствовал о возращении иконы в монастырь. К своему прошению он приложил список с именами людей, получивших исцеления. Об этом в монастырской летописи была следующая запись: «Список был принят, а образ удержан». Долгое время пробыл архимандрит Гедеон в Синоде, умоляя вернуть образ святителя.

28 января 1725 года архимандрит Гедеон был вызван в Санкт-Петербург для участия погребения скончавшегося императора Петра I. Во время его отсутствия для управления монастырем был назначен архимандрит Софроний (Лихуд).

В течение пяти лет образ святителя Николая находился, как было записано в монастырской летописи, «не в своем доме». В 1728 году из Суздаля в Москву прибыла инокиня Елена (Лопухина Евдокия Федоровна), первая супруга императора Петра I, сосланная в Покровско-Суздальский монастырь. По возвращении в Москву она поселилась в Новодевичьем монастыре. Узнав историю резной чудотворной иконы, она забрала образ из палат Синода в Новодевичий монастырь. 20 января 1728 году настоятелю монастыря архимандриту Гедеону, как записано в монастырской летописи, «без всякого прошения и сверх всякого ожидания» пришло предписание явиться в Москву и взять образ святителя Николая в Николо-Радовицкий монастырь. От Новодевичьего монастыря до Николо-Радовицкого образ святителя Николая несли на руках в сопровождении духовенства, с зажженными свечами в руках и непрерывным молебным пением. На протяжении пути многие люди получали исцеления.

В 1729 году в колокольне храма Рождества Богородицы случился сильный пожар, во время которого расплавились колокола, а здание колокольни вместе с храмом прп. Михаила сильно пострадало. В 1730 году императрица Анна Иоанновна, сочувствуя постигшему горю, пожертвовала монастырю тысячу серебряных рублей.

В 1753 году по благословению епископа Рязанского и Муромского Димитрия (Сеченова) началось строительство монастырской колокольни с надвратным храмом на средства московского купца Ивана Демидова. Освящен надвратный храм в честь святых апостолов Петра и Павла епископом Рязанским и Шацким Палладием (Юрьевым) в 1770 году. На колокольне располагалось тринадцать колоколов, самый большой из которых весил триста двенадцать пудов (более пяти тонн). На колокольне были установлены башенные часы с курантами. Под колокольней были устроены трехпролетные святые врата. Стены и своды арочных проемов были расписаны священными изображениями, а проезд был вымощен каменной брусчаткой. Монастырские врата были кованные с массивными засовами.

В 1761 году настоятель монастыря игумен Антоний II испросил благословение епископа Рязанского и Муромского Палладия (Юрьева) на построение нового храма на острове Святого озера. Через год деревянный храм был построен и освящен в честь святителя Николая.

Первая известная опись монастырского имущества датируется 1763 годом. К этому времени, как сказано в описи, монастырь находился в плачевном состоянии: строения старые, с подставленными столбами; хозяйственные постройки крыты полуистлевшей дранью. Несмотря на незаметное положение среди лесов и болот, Николо-Радовицкий монастырь в то время часто подвергался набегам разбойников и разграблению. Большой бедой деревянных монастырских строений были пожары.

Епископ Рязанский и Шацкий Симон после первого посещения Николо-Радовицкого монастыря в 1778 году издал предписание: «Все строения монастыря привести в лучшее состояние; братские кельи устроить каменные и ничего деревянного в монастыре не оставлять, а стараться завести строение каменное».

В 1779 году в Богородицерождественском храме над левым приделом святого Иоанна Крестителя, на месте бывшей ризницы, был устроен храм в честь Сретения Господня.

В 1780 году с северной стороны от монастырской колокольни был построен каменный двухэтажный братский корпус. В верхнем этаже устроены шесть келий. В нижнем этаже - четыре братских кельи, просфорня и комнаты для наемных рабочих.

В 1783 году обгоревшая во время пожара первоначальная колокольня вместе с храмом прп. Михаила была разобрана. В 1784 году над алтарем Рождества Богородицы был устроен второй этаж под ризницу.

15 ноября 1786 года полностью отреставрированная церковь свв. Иоакима и Анны в северо-восточной башне монастыря была заново освящена епископом Рязанским и Шацким Симоном (Лаговым). К храму с западной стороны был пристроен каменный двухэтажный настоятельский корпус.

На протяжении двух веков связь монастыря с островом на Святом озере осуществлялась с помощью лодок. Только в 1798 году при игумене Сергии на острове был построен деревянный мост длиной 95 сажень (202.35метра).

В 1805 году в южной стороне началось строительство каменного двухэтажного корпуса. Он примыкает к колокольне, и из него идет вход в надвратный Петропавловский храм. В длину здание 12 сажень, а в ширину - 7. На первом этаже была устроена братская трапезная, кухня и пять келий. На втором этаже находились настоятельские кельи с приемной. Помещения были расписаны пленным французом евангельскими изображениями. Позднее, в 1860 году, настоятель монастыря епископ Рязанский и Зарайский Смарагд (Крыжановский) распорядился побелить потолки, а стены оклеить обоями.

В конце XVIII века недалеко от монастыря, в Радовицах, было построено пять монастырских кирпичных гостиниц. В гостиницах размещали паломников. Согласно гостиничному уставу, брать деньги за проживание было запрещено, только за еду и то, кто сколько пожалует. А неимущим пища предлагалась безвозмездно. Даже когда гостиницы сдавались в аренду, правила благотворительности сохранялись.

Монастырь, кроме благотворительности, оказывал еще и помощь государству во время войн и бедствий. Во время Русско-французской войны 1812 года, во время Крымской войны 1854 года, во время Турецкой войны в 1877 году монастырь передавал деньги в пользу Красного креста.

Храмы и постройки на территории обители за все время своего существования так же, как и сам монастырь, претерпели значительные и неоднократные изменения, и только к концу XIX века сложился своеобразный законченный ансамбль из храмов и построек различного назначения.

В 1816 году по благословению архиепископа Рязанского и Зарайского Феофилакта в юго-восточной части монастыря был заложен храм в память победы России над французами. План храма составил архитектор И.Ф. Русско. Строился храм более двадцати лет. Кирпич для строительства вырабатывался на монастырском кирпичном заводе. В 1835 году вокруг монастыря началось осушение болот. Из-за спуска воды здание построенного храма дало сильные расщелины и храму грозило разрушение. Настоятель монастыря архимандрит Иоаким нашел опытного архитектора, который устранил недостатки, и строительство продолжилось. Согласно проекту, стены храма были расписаны, устроен резной позолоченный иконостас, а на пол был уложен паркет. 22 октября 1839 года храм был освящен в честь святителя Николая архиепископом Рязанским и Зарайским Гавриилом (Городковым). Северный придел был освящен в честь преподобного Сергия Радонежского.

В 1844 году владелец села Городищи действительный статский советник генерал Николай Андрианович Дивов посетил итальянский город Бари, в котором получил часть святых мощей святителя Николая от их хранителя викария Патричи с приложением соответствующего удостоверения. В 1868 году Н.А. Дивов, вложив привезенные мощи святителя в икону, подарил их Николо-Радовицкому монастырю.

Указом святейшего Синода от 31 декабря 1851 года Николо-Радовицкий монастырь поступил в настоятельство рязанских архипастырей, и с этого времени монастырем стали управлять наместники.

В 1852 году наместником монастыря был назначен иеромонах Иоасаф, возведенный в 1854 году в сан игумена, а в 1858 году удостоен саном архимандрита. За десять лет управления монастырем отец Иоасаф произвел в обители некоторые перемены. На монастырской колокольне вместо шатрового завершения был устроен металлический шпиль, а монастырскую площадь, расположенную между Никольским храмом и настоятельским корпусом, выложил чугунными литыми плитами.

Поскольку храм в честь Рождества Богородицы из-за пристроек стал неудобный и тесный, архиепископ Рязанский и Зарайский Иринарх (Попов) в 1867 году благословил проект архитектора Н.М. Чистосердова по распространению храма. Согласно проекту, в 1868-69 годах северную стену храма вместе с приделом в честь святого Иоанна Крестителя разобрали, из двухэтажного здания сделали одноэтажное, удалив своды и каменные столбы. Вместо разобранного придела по проекту того же архитектора был пристроен новый придел. Большие вклады на перестройку храма внесли купец 1-й гильдии Санкт-Петербурга Платон Копылов, Почетный гражданин г. Звенигорода Павел Цуриков и коломенская купчиха Анна Тупицына. Между двух иконостасов был устроен великолепный резной вызолоченный киот, в который поместили чудотворный Радовицкий образ святителя Николая. 26 августа 1870 года храм после перестройки был освящен в честь Рождества Богородицы с северным приделом в честь святого Иоанна Крестителя архиепископом Рязанским и Зарайским Алексием (Ржаницыным).

В 1872 году в деревянной Никольской церкви, что на острове Святого озера, был произведен значительный ремонт. Двери и окна в храме были расширены, а стены изнутри окрашены. Вместо обветшавшего иконостаса был изготовлен новый.

В 1875 году в монастырском Никольском храме старанием наместника монастыря архимандрита Владимира (Добролюбова) на месте ризницы, в южной стороне от главного алтаря, был устроен придел в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Зарайский купец Иван Цыпулин пожертвовал тысячу рублей для строительства придела. В том же году московским иконописцем Василием Глазуновым были написаны новые иконы для иконостасов. 20 мая 1875 года архиепископ Рязанский и Зарайский Алексий (Ржаницын) освятил новый придел в честь святителя Алексия Московского.

Старанием архимандрита Владимира при монастыре был устроен детский приют для сирот - мальчиков из духовного сословия. Приют был рассчитан на 10 человек. Основанный приют, расположенный в старом настоятельском корпусе, просуществовал до 1917 года. Мальчиков готовили для поступления в духовные училища. К ним приглашался учитель, окончивший полный курс семинарии. Приют содержался на полном монастырском обеспечении.

22 мая 1890 года Никольский храм сильно пострадал от пожара, после чего были сделаны новые иконостасы и расписаны стены. 1 июня 1895 года храм вновь был освящен епископом Рязанским и Зарайским Иустином (Полянским).

В 1879 году старанием наместника монастыря игумена Нестора Никольский храм на острове Святого озера был обложен кирпичом и приобрел вид каменного храма.

В монастыре была богатейшая библиотека, в которой хранились редчайшие книги и копии царских грамот. Особого внимания заслуживала книга, писанная полууставом и частично скорописью, с толстыми деревянными крышками, обтянутая кожей и содержащая в себе службы на разные праздники и на дни разных святых. Другая книга - «Последование часов навечерия Рождества Христова, певаемых во Святейшей Великой Церкви Божия Премудрости». В этом «Последовании» на многолетии первым поминается государь и великий князь Василий Иванович.

В монастырских храмах находилось много икон, замечательных по своей древности и письму. В частности, образ святителя и чудотворца Николая древнего греческого письма. Этот образ, покрытый золотой чеканной ризой с жемчугом был подарен монастырю в 1669 году по завещанию Ивана Ржевского. Особенно это икона почиталась старообрядцами, приходящими к ней на поклонение в летнее время.

К концу ХIХ века монастырь был известен по всей России. В то время рязанский историк Т.Я. Воздвиженский писал о монастыре: «Это - знаменитейшая обитель в России и теперь так процветает ради благочестивого множества богомольцев, приезжающих и приходящих из дальних стран в нее для моления, что с первейшими обителями России равняться может».

27 мая 1919 года заведующий Егорьевским подотделом по ликвидации церковного имущества А.С. Борисов в присутствии настоятеля Николо-Радовицкого монастыря игумена Мелетия составил опись всего монастырского имущества от церковной утвари до хозяйственного инвентаря. После описи и составления соответствующего акта все монастырское имущество было изъято, а сам монастырь закрыт. В 1923 году монахов выгнали из келий. Последний настоятель игумен Мелетий продолжал жить возле родных монастырских стен до самой смерти. Умер он в конце 1930-х годов и похоронен на сельском кладбище.

С 1944 года с.Радовицы входило в состав Шатурского района. В монастырских помещениях во время Великой отечественной войны сначала находился временный госпиталь, а потом некоторое время в уцелевших строениях размещали военнопленных. В игуменском корпусе до 60-х годов прошлого столетия была устроена сельская школа. В монастыре также был коровник. Местные жители при полном попустительстве властей разбирали строения, брали кирпич, стекла, рамы и кровлю для собственных нужд. После Отечественной войны на нужды местного торфодобывающего предприятия по добыче торфа ушел кирпич южной и западной стен. На острове Святого озера храм был разрушен полностью, вековые сосны спилены. В начале 50-х годов при торфяных разработках Святое озеро соединили с «Каналом Жилинского», через который большая часть воды ушла, и остров почти полностью соединился с берегом. От моста остались лишь деревянные сваи. Местные жители и приезжие в поисках церковных ценностей перекопали практически весь остров.

В 1960 году. по ходатайству настоятеля Пятницкой церкви с.Туголес Шатурского района протоиерея Михаила Сырчина Радовицкий чудотворный образ святителя Николая решением исполкома Шатурского горсовета был передан в храм святой великомученицы Параскевы села Туголес. К тому времени с образа были сорваны все серебряные и золотые накладки на облачении святителя. Срывая драгоценные покрытия, безбожники оторвали с накладками митру и меч. Левкас с иконы от падений был частично сбит. В 1960 году сразу по возвращении святыни была проведена реставрация чудотворного образа, во время которой был восстановлен левкас, а лик прописан заново масляными красками. В 1968 году московский резчик Петр Чувелев восстановил утраченные детали иконы: митру, меч в правой и град в левой руке. Настоящий град сохранился под новым покрытием.

К концу XX века монастырь окончательно был разграблен и разорен. Местные жители разбирали храмы и монастырские постройки по кирпичу.

Белый камень развозили для фундаментов своих домов. Гостиницы монастырские были полностью разобраны. После войны Никольский храм был взорван. Храм Рождества Богородицы был разорен до неузнаваемости. Местные жители и приезжие дачники с полным равнодушием смотрели на коров, гуляющих по монастырю, и с таким же равнодушием в глазах справляли потребности в монастырских храмах. На праздник Пасхи в храме Рождества Богородицы собиралась местная молодежь, накладывали огромную гору резиновых покрышек и всю Пасхальную ночь жгли их, вследствие чего обрушились своды. Местная власть всему этому не препятствовала. На колокольне была прикреплена табличка с надписью «Памятник архитектуры. Охраняется государством».

С 1993 года с.Радовицы вновь стало входить в Егорьевский район. В 1994 году по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия при храме Рождества Богородицы в Радовицах была зарегистрирована православная община. С того момента началась в Радовицах церковная жизнь. Местные жители, лишенные некогда церковных таинств, стали приобщаться к жизни прихода.

В 2001 году настоятелем храма был назначен выпускник Коломенской семинарии иеромонах Августин (Французов). Он поселился на территории монастыря в строительном вагончике. Спустя год около настоятеля стали собираться единомышленники, поселяясь около храма. Местные жители и приезжие дачники, несмотря на усилия отца настоятеля привести монастырь в порядок, продолжали разворовывать кирпич с храмов. В скором времени начались реставрационные работы. На храме Рождества Богородицы (стоящем около монастыря) был установлен купол с крестом, сделана кровля, проведены внутренние работы, вставлены окна и двери, приобретена необходимая церковная утварь. На месте Никольского храма на острове Святого озера установлен крест. 12 сентября 2006 года Радовицы посетил викарий Московской епархии архиепископ Можайский Григорий.

26 декабря 2006 года на заседании Священного Синода (журнал №124) под председательством приснопамятного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II по представлению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия приход храма Рождества Богородицы села Радовицы Егорьевского района преобразован в Николо-Радовицкий мужской монастырь. Настоятелем монастыря был назначен иеромонах Августин (Французов) с возведением в сан игумена. А 18 марта 2007 года благочинный монастырей Московской епархии викарий Московской епархии епископ Серпуховской Роман (Гаврилов) совершил Божественную Литургию, во время которой по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия возвел иеромонаха Августина в сан игумена и огласил решение Синода об открытии монастыря. Открылась новая страница в истории древней обители. В 2007 году началось восстановление игуменского корпуса, храм Рождества Богородицы был «законсервирован», на территории монастыря начались работы. В настоящее время богослужения совершаются ежедневно. В 2008 году монастырь впервые посетил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий и, совершая Божественную Литургию под открытым небом, возопил с пророком «оживут ли кости сии». После Литургии владыка обратился к монастырям, храмам и общественности Московской области с призывом помочь в возрождении святыни.

Уже через год митрополит Ювеналий освящал храм Петра и Павла в отреставрированной колокольне, еще через год – собор Рождества Богородицы, возрождение которого стало настоящим чудом. В 2011 году владыка вновь посетил монастырь и совершил освящение последнего из сохранившихся на территории монастыря отреставрированного храма святых Богоотец Иоакима и Анны.

В 2009 году в монастырь вернулся чудотворный образ святителя Николая.

Рано утром, когда восходит солнце, на темной торфяной воде Святого озера среди цветущих лилий и кувшинок появляется белая дорожка. Последний настоятель монастыря игумен Мелетий перед смертью рассказал своему прихожанину, что слышал от прежних монахов устное предание, что полоса эта - след святителя Николая, шедшего по воде Святого озера.

Обитель восстанавливается, укрепляется, украшается, растет братия, развивается хозяйство, налаживаются все традиционные формы церковного служения.

Наместник

Игумен Августин (Французов)

Святые и подвижники благочестия

9 / 22 Мая, 29 Июля / 11 Августа, 6 / 19 Декабря
9 / 22 сентября, 25 июля / 7 августа, 9 / 22 декабря
25 Мая / 7 Июня, 24 Июня / 7 Июля, 29 Августа / 11 Сентября, 23 Сентября / 6 Октября, 12 / 25 Октября

Праздники и чтимые даты


Храмы и Богослужения

Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы
1868 — 1870 гг.
восстановлен в 2010 г.
По: суб., праздники
время
богослужение
примечание
16 : 00
Всенощное бдение
По: вск., праздники
время
богослужение
примечание
9 : 00
Божественная литургия

В 1650 году в Николо-Радовицком монастыре на месте деревянного храма в честь Рождества Богородицы был построен каменный, пятиглавый. Внутреннее пространство нового храма без алтаря состояло из 16 квадратных аршин. Своды храма устроены на больших каменных столбах, а окна расположены в два ряда с железными коваными решетками. Церковь отделялась от притвора каменной стеной. Над притвором был устроен второй этаж с приделом в честь святителя Николая. С западной стороны к притвору храма примыкала колокольня, на втором ярусе которой был устроен храм в честь преподобного Михаила Малеина - небесного покровителя царя Михаила Федоровича, благодетеля обители. В 1650 году архиепископ Рязанский и Муромский Моисей освятил придел в честь святителя Николая.

Главный престол был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы в 1651 году архиепископом Рязанским и Муромским Мисаилом.

С северной стороны храма в 1678 году был пристроен двухэтажный придел, в нижнем этаже которого был устроен храм в честь святого Иоанна Крестителя, а в верхнем - ризница.

В 1779 году в Богородицерождественском храме над левым приделом святого Иоанна Крестителя, на месте бывшей ризницы, был устроен храм в честь Сретения Господня.

В 1783 году обгоревшая во время пожара первоначальная колокольня вместе с храмом прп. Михаила была разобрана. В 1784 году над алтарем Рождества Богородицы был устроен второй этаж под ризницу.

Поскольку храм в честь Рождества Богородицы из-за пристроек стал неудобный и тесный, архиепископ Рязанский и Зарайский Иринарх (Попов) в 1867 году благословил проект архитектора Н.М. Чистосердова по распространению храма. Согласно проекту, в 1868-69 годах северную стену храма вместе с приделом в честь святого Иоанна Крестителя разобрали, из двухэтажного здания сделали одноэтажное, удалив своды и каменные столбы. Вместо разобранного придела по проекту того же архитектора был пристроен новый придел. Большие вклады на перестройку храма внесли купец 1-й гильдии Санкт-Петербурга Платон Копылов, Почетный гражданин г. Звенигорода Павел Цуриков и коломенская купчиха Анна Тупицына. Между двух иконостасов был устроен великолепный резной вызолоченный киот, в который поместили чудотворный Радовицкий образ святителя Николая. 26 августа 1870 года храм после перестройки был освящен в честь Рождества Богородицы с северным приделом в честь святого Иоанна Крестителя архиепископом Рязанским и Зарайским Алексием (Ржаницыным).

К концу XX века монастырь окончательно был разграблен и разорен. Местные жители разбирали храмы и монастырские постройки по кирпичу. Храм Рождества Богородицы был разорен до неузнаваемости.

В 2010 году митрополит Ювеналий освятил собор Рождества Богородицы, возрождение которого стало настоящим чудом.




Храм в честь первоверховных апостолов Петра и Павла
1753 — 1770 гг.
восстановлен в 2009 г.
В 1753 году по благословению епископа Рязанского и Муромского Димитрия (Сеченова) началось строительство монастырской колокольни с надвратным храмом на средства московского купца Ивана Демидова. Освящен надвратный храм в честь святых апостолов Петра и Павла епископом Рязанским и Шацким Палладием (Юрьевым) в 1770 году. На колокольне располагалось тринадцать колоколов, самый большой из которых весил триста двенадцать пудов (более пяти тонн). На колокольне были установлены башенные часы с курантами. Под колокольней были устроены трехпролетные святые врата. Стены и своды арочных проемов были расписаны священными изображениями, а проезд был вымощен каменной брусчаткой. Монастырские врата были кованные с массивными засовами.

В 2009 году митрополит Ювеналий освятил храм Петра и Павла в отреставрированной колокольне.
Храм в честь праведных Богоотец Иоакима и Анны
1677 г.
восстановлен в 2011 г.
15 июля 1677 года митрополит Рязанский и Муромский Иосиф освятил церковь святых Иоакима и Анны, устроенную в северо-восточной каменной башне монастыря. Во время освящения престола произошло чудесное событие: исцелился некий Иван Афанасьев, который до той поры не ходил восемь лет и был принесен в храм.

15 ноября 1786 года полностью отреставрированная церковь свв. Иоакима и Анны в северо-восточной башне монастыря была заново освящена епископом Рязанским и Шацким Симоном (Лаговым). К храму с западной стороны был пристроен каменный двухэтажный настоятельский корпус

В 2011 году митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил освящение последнего из сохранившихся на территории монастыря отреставрированного храма святых Богоотец Иоакима и Анны.
Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Радовицы
1821 — 1838 гг.
По: суб.
время
богослужение
примечание
9 : 00
Божественная литургия
Фото: http://sobory.ru


Богослужение в монастыре


По будням
время
богослужение
примечание
7 : 30
Божественная литургия
По: сред.
время
богослужение
примечание
16 : 00
Молебен с акафистом перед чудотворным образом святителя Николая
По: суб., праздники
время
богослужение
примечание
16 : 00
Всенощное бдение
По: суб.
время
богослужение
примечание
9 : 00
Божественная литургия
По: вск., праздники
время
богослужение
примечание
9 : 00
Божественная литургия


Контактная информация

Как добраться?

От станции метро "Выхино" автобусом №325 Егорьевск-Москва, или
электричкой с Казанского вокзала или ст. Выхино до Егорьевска, далее
автобусом №25 или №26 Егорьевск-Радовицы.

Возврат к списку