Рождества Богородицы Анастасов мужской монастырь Епархиальный мужской монастырь

Адрес:
Тульская область, Одоевский район, село Анастасово
Телефон:
+7(48736)41270
E-mail:
bnl0272@yandex.ru
Дата основания:
16 век
дата восстановления:
2002

История

Рождества Богородицы Анастасов мужской монастырь расположен в красивом месте на невысоком холме на правом берегу реки Упы. Напротив него раскинулся тихий провинциальный, но очень древний город Одоев..

Точная дата основания монастыря неизвестна, но мы знаем имя основателя обители - это удельный князь Иван Михайлович Воротынский - потомок благоверного князя Михаила Всеволодовича Черниговского (1245), мученика и исповедника. Как свидетельствует летописец, Иван Михайлович Воротынский отличался храбростью в войнах против литвы и татар во многих битвах.

В 1517 году он отразил набег крымских татар, неожиданно появившихся под Тулой. И, видимо, после этой победы в своей вотчине близ Одоева был основан монастырь Рождества Пречистыя Богородицы, получивший название Анастасов по имени первого настоятеля этой обители игумена Анастасия.

Первоначальный храм Рождества Пресвятой Богородицы был деревянный. В семидесятых годах семнадцатого столетия, а именно - в 1673 году, был выстроен каменный, существующий поныне, взамен обветшавшего деревянного. Строителем этого нового храма стал 22-й настоятель монастыря игумен Иона.

В 1674     году к храму была пристроена шатровая колокольня. Храм имеет три придела: главный Рождества Богородицы (21 сентября), и два боковых – св. вмч. Екатерины (7 декабря) и прп. Варлаама Хутынского (первая пятница Петрова поста и 19 ноября). В XVI, XVII и XVIII столетиях монастырь причислялся к Лихвинскому уезду (ныне город Чекалин) и именовался Лихвинским Анастасовым монастырем.

Монастырю в разное время принадлежали села и деревни, а именно: в первой половине XVI века Анастасовой обители даны были в вечное владение князьями Воротынскими деревни Рымшино, Мартыновская, Подроманово.

В первой четверти XVIII столетия монастырскими вотчинами были: Лихвинского уезда Подмонастырская слободка (теперь с. Анастасово), в которой находился Архиерейский скотный двор; Одоевского уезда село Дряплы с деревнями; Белевского уезда село Ласинское; Новосильского уезда село Подъяковлево.

Из монастырских деревень упоминаются: Красенки, Филимоново, Татьево, Голенево, Подроманово и Гостыж.

В XVIII веке после разорительных Петровских реформ, когда народ и страна сильно обеднели, обнищала и Анастасова обитель. В 1722 году, как пишет летописец, в монастыре кроме игумена не было ни одного иеромонаха и службы церковно отправлять было некому.

Ну, а в царствование «просвещенной» императрицы Екатерины II, по законоположению 1764 года «Об изъятии монастырских земель в пользу казны», обитель лишилась последних средств к существованию, и в 1784 году была упразднена и обращена в приходскую церковь для села Анастасова и деревень Татьево, Филимоново, Красенки.

В 1870 году к приходскому храму Рождества Богородицы был приписан приход села Красное. Во времена смуты и лихолетья в 1931 году храм был закрыт и, как многие тогда церковные здания, обращен в овощное хранилище. В 60-е годы ХХ века по решению Правительства РСФСР церковь Рождества Богородицы была признана памятником архитектуры. Начались реставрационные работы для того, чтобы в храме разместить музей филимоновской игрушки.

Но в начале 80-х годов финансирование реставрационных работ было прекращено, и вновь в беспризорной обители воцарилась мерзость запустения.

Решением Святейшего Синода в 2002 году , по ходатайству епископа Тульского и Белевского Кирилла (ныне митрополита Екатеринбургского и Верхотурского) и по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в возобновленной обители был назначен наместник.

Настоятель

Игумен Парфений (Сачков)

Святые и подвижники благочестия


Храмы и Богослужения

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы
16 век г.
По преданию, первоначальный храм Рождества Пресвятой Богородицы был деревянный, а в семидесятых годах XVII столетия был выстроен каменный Храм. Строителем храма был игумен Иона, при содействии Преосвященного Павла, Митрополита Сарского и Подонского.

.Монастырь основан в 16 веке князем Иваном Михайловичем Воротынским. В 1550-х годах в монастыре была построена деревянная церковь, на месте которой в 1669-1675 гг. был воздвигнут дошедший до наших времен каменный храм. Архитектор неизвестен. В архитектуре храма мы встречаемся с очень характерными для древнерусского зодчества композиционными приемами: живописной асимметрией объемного построения, со сложным планом и с подкупающей свободой, с которой мастер решал архитектуру храма. Все здание покоится на высоком подклете (цокольном этаже). Высокий, почти кубический объем церкви, покрытый четырехскатной (уже утраченной) крышей увенчан широко расставленным пятиглавием. К основному объему примыкает невысокая апсида, с запада — монастырская трапезная. Творческая одаренность зодчего сказалась в эффектном вчленении в общую композицию южной двухъярусной арочной галереи. Зрительно объединяя трапезную с апсидой и закрывая по пояс стоящий за ней высокий объем, монументальная галерея придает зданию своеобразный и запоминающийся облик.
Место для постройки выбрано с большим художественным чутьем. Массивный объем церкви на редкость органично вписался в живописную панораму речного берега. Строгая архитектура храма донесла до нас сосредоточенную настороженность середины XVII века, когда на Тульской земле были свежи воспоминания о годах лихолетья и татарских набегов. Объемно-пространственное построение храма довольно сложно. К основному высокому объему собственно церкви примыкают: с востока — прямоугольный в плане алтарь, с севера — оба придела — Валаама Хутынского и Екатерины — и между ними проход к колокольне, с юга — двухэтажная арочная галерея с папертью в вернем этаже. С запада к церкви примыкает монастырская трапезная.

За истекшие три века многое в памятнике было переделано, утрачено, искажено и перестроено.

Судя по сведениям более чем столетней давности и по описаниям сравнительно недавнего времени, прихожане входили в храм со стороны колокольни. Вход этот сохранился до наших дней. Через простой арочный проем, лишенный декоративного оформления, мы попадаем в тесные сени. Налево — миниатюрный придел в честь Варлаама Хутынского, прямо — вход в церковь, точнее говоря, на ее левый клирос.

Через двойной проем в южной стене церкви пройдем в арочную галерею. Дверной проем, через который мы вышли на галерею, украшен с внешней стороны богатым многоступенчатым порталом: в западном торце галереи виден заложенный теперь вход в трапезную, обрамленный простым, но выразительным наличником. Арочные проемы галереи имеют разную ширину6 самый широкий размещен в оси ступенчатого портала, самый узкий — в третьем проеме, считая от трапезной.

Очень интересен интерьер трапезной. В монастырском строительстве XV-XVII веков выработался устойчивый и часто применявшийся тип так называемых одностолпных трапезных. Просторное помещение перекрывалось сводами, опирающимся на один центральный столп. Трапезной присущи выразительная мощь и монументальность. Отличительной чертой является то, что несущий столп находится на в центре палаты, а несколько ближе к стене соседнего помещения.

В толще северной наружной стены устроена узкая лестница, связывающая трапезную с цокольным этажом, где размещалась монастырская кухня, хлебная и т.д.

Кирпичное входное крыльцо было устроено в 1883г.

Облик храма читается отчетливо и ясно. Главенствующее значение собственно церкви подчеркнуто ее высоким объемом и пятиглавием, главный вход в храм акцентирован двухэтажной арочной галереей; трапезная и апсида значительно ниже самой церкви; боковые приделы выявлены главками на стройных шейках; шатровая колокольня логично завершает композицию. Все предельно ясно, внутренне обосновано и архитектурно слаженно.

Декоративное обрамление храма решено сдержанно и с большим художественным тактом. Суровая гладь стен церкви смело противопоставлена ажурности арочной галереи. Высокий объем кажется более строгим, а аркада — воздушнее и легче.

Четверик церкви разделен лопатками на три поля, завершенные полукружьями. Трехчастное построение фасадов подражает схеме так называемых четырехстолпных храмов, где четырем внутренним столпам конструктивно отвечают лопатки на фасадах.

Широкая гладь стены прорезана двумя небольшими окнами. Пятиглавие, с его непропорционально малыми главами на тонких и слишком широко расставленных барабанчиках противоречит монументальности основного объема. Окна прорезаны только в барабане центральной главы; четыре угловые барабанчика поставлены наглухо на сомкнутый свод церкви и имеют лишь декоративное значение.

Очень интересно и своеобразно решен восточный фасад апсиды: две полуколонки делят его на три слегка выпуклых поля с окном в каждом из них. Декоративное убранство остальных частей здания очень скромно. Единственным, но зато действенным украшением являются оконные наличники в формах, характерных для начала и середины XVII века. Прекрасно сложенные своды здания опираются на мощные, чуть ли не до двух метров толщиною стены. В подклете они сложены из белого камня, в верхнем этаже — из очнь больших, хорошо обожженных кирпичей. Пяты сводов и арок умело укреплены железными связями. Купола и главки выполнены из кирпича.

В 2002 году здесь не было ни крыши, ни окон, ни дверей: проломленные своды и запустение. Храм был закрыт в 1931 году, и поначалу его хотели взорвать, но, по одной версии, не хватило взрывчатки для толстых стен, а по другой — председатель колхоза сказал, что ему негде хранить зерно, и церковь стали традиционно использовать, как зернохранилище




Колокольня
1674 г.
По свидетельству монастырской «Летописи», в 1674-м году, построена была каменная колокольня.

Невысокая шатровая колокольня стоит отдельно к северу от церкви, с которой была соединена когда-то крытым переходом.

Шатровая колокольня — единственный сохранившийся образец этого типа на всем пути от Алексина до Белева.

Невысокая трехъярусная колокольня, повторяет традиционную схему «восьмерик на четверике»: на двух квадратных в плане ярусах высится увенчанный шатром восьмерик «звона». Во втором ярусе имеется небольшое помещение, именовавшееся в старину «казенкой». Поскольку первый ярус прорезан в двух направлениях широкими арочными проемами, все сооружение покоится на мощных угловых устоях. Декоративное убранство колокольни ограничивается красивыми наличниками окон «казенки» и ширинками на парапетах яруса «звона».


Богослужение в монастыре


По: пнд., втр., сред., четв., пятн., суб.
время
богослужение
примечание
7 : 00
Полунощница, утреня, часы, Божественная литургия
По: пнд., втр., сред., четв., пятн., вск.
время
богослужение
примечание
18 : 00
Вечерня, малое повечерие
По: суб., праздники
время
богослужение
примечание
17 : 00
Всенощное бдение
По: вск., праздники
время
богослужение
примечание
10 : 00
Божественная литургия


Контактная информация

Возврат к списку