Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви

Епархия:
Воронежская
Адрес:
Воронежская область, Лискинский район, посёлок Тубсанатория Дивногорье
Телефон:
+7(473)915-91-83
E-mail:
divnogor-m@mail.ru
Дата основания:
1653
дата восстановления:
1997

История

Дивногорский Свято-Успенский монастырь находится вблизи от села Селявное Воронежской области, в километре от слияния рек Тихая Сосна и Дон. Географическое название монастыря происходит от его расположения на гористой местности, которая во времена раннего средневековья была рубежом между землей вятичей и хазарским каганатом. Граница между ними пролегала при впадении Тихой Сосны в Дон и проходила по территории древнейшей Маяцкой крепости, что находится в Больших Дивах недалеко от храма, высеченного в скале. Местность и в те былинные времена хранила тайну своих уникальных природных меловых столбов с историческим названием - Дивы.

Предание связывает зарождение монашеской жизни в монастыре с двумя иноками-сицилийцами Ксенофонтом и Иосафом и относит его к ХII веку. Письменным свидетельством об официальном основании монастыря является жалованная грамота игумену Гурию в 1653 г.

Первым игуменом монастыря был ученый монах Гурий, тот самый, что оставил нам историческое описание монастыря, да еще и написал отчетное письмо царю Алексею Михайловичу, где поведал монарху, что монахами построены две Церкви, кельи, ограды. Эти события относятся к 1653 году, который и является формальной исторической датой рождения монастыря.

К концу XVII столетия Дивногорская обитель становится духовным центром Черноземного края и имеет значительные имущественные и земельные владения. Монастырю пришлось пережить и военные действия: во время крестьянской войны 1670-1671 годов в обители даже были установлены пушки для самообороны, так как у стен монастыря разыгралось решающее сражение между силами Фрола Разина и правительственными войсками. В 1699 году монастырь был выведен из штата Белгородской митрополии и стал частью Воронежской епархии. Жизнь обители до середины XVIII века можно считать благополучной. Хотя монастырь и лишился в 1714 году некоторой части имущества, но в обители велось строительство двух кирпичных церквей, в Острогожске было построено подворье, основана духовная семинария, которая действовала с 1742 по 1745 год. В 1764 году по указу Екатерины II Дивногорский монастырь был лишён всех своих владений и подлежал упразднению. Согласно указа 1786 года монастырь был упразднён, а монахи в 1788 году переведены в Коротоякский Вознесенский монастырь. С 1813 года местные жители и духовенство начали ходатайствовать перед верховными властями о восстановлении Дивногорского монастыря. В 1828 году последовал указ об открытии обители, Коротоякский мужской монастырь стал подворьем Дивногорского.

Период с 1828 по 1860 год отличался тем, что в монастыре часто менялись настоятели, были разногласия между братией, жили бедно. В 1860 году, когда игуменом стал инок Анфим, ссоры и нестроения прекратились. Игумен Анфим руководил обителью 20 лет.

В списке Дивногорских настоятелей два человека занимают особое место – иеромонах Меркурий (Кротков) и архимандрит Флорентий (Рышков). Так же отметим основателя и воспитателя школы русского афонского старчества Иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова), который до своего ухода на святую гору Афон был послушником Дивногорского монастыря.

Жизнь обители была прервана революцией и гражданской войной. В 1924 году обитель была закрыта, на её месте возник Дом отдыха, а позже - санаторий. Во время Великой Отечественной войны здесь располагались советские эвакуационные госпитали. В послевоенное время здания монастыря снова использовали под санаторий.

В 1997 году здания монастыря снова переданы Русской Православной Церкви. 25 декабря того же года решением Священного Синода Русской Православной Церкви в монастыре возобновилась монашеская жизнь.

Вскоре начались богослужения, а затем - большие восстановительные работы, было обустроено хозяйство монастыря под руководством архимандрита Парфения (Шалатонова). В 2009-2015 гг. настоятелем обители был игумен Максим (Лапыгин), который собрал немногочисленную братию и установил суточный круг богослужения.

В настоящее время настоятелем обители является иеромонах Алексий (Сукачев), который продолжает развивать и поддерживать добрые традиции и монашеские уставы.

В настоящее время богослужения совершаются ежедневно, ведутся восстановительно-реставрационные работы, развивается подсобное хозяйство, а именно: скотоводство, птицеводство, сельское хозяйство (огород, виноградники), пасека, имеется мини-пекарня, просфорня. Для помощи паломникам работает паломническая служба.

О правилах монастыря распорядок жизни, советы будущим насельника.

  1. Новоначальный, прежде всего, должен внимательно прочитать и усвоить монастырский Устав, чтобы при первых же шагах своего пребывания в обители не нарушить заведенного в нем порядка и дисциплины.
  2. Новоначальный дает подписку в том, что он обязуется свято выполнять все, изложенное в настоящем Уставе; в случае же нарушения упомянутого Устава, он подлежит соответствующему взысканию со стороны администрации монастыря в целях вразумления и покаяния, а при упорном непослушании может быть удален из обители.
  3. Новоначальный должен всемерно стремиться к духовной жизни, как первой цели своего звания, оставляя светские привычки, помня наставление св. Василия Великого начинающим инокам: «Походку иметь скромную, не говорить громогласно, соблюдать в беседе благочиние, употреблять пищу и питие благоговейно, хранить молчание при старейших, быть внимательным к мудрым, послушным и начальствующим, иметь к равным и меньшим нелицемерную любовь, удаляться от злых, мало говорить, тщательно собирать познания, не многословить, не быть скорым на смех, украшаться скромностью».
  4. По отношению к Наместнику и насельникам монастыря новоначальный должен оказывать смиренную почтительность.
  5. Новоначальному при встрече с Наместником, а также с братиями в священном сане следует брать благословение; прочим насельникам приветствие можно выражать поясным поклоном.
  6. Входить в чужую келию следует с молитвой Иисусовой и только тогда, когда будет получен ответ: «Аминь».
  7. После вечернего правила всякие праздные разговоры и прогулки воспрещаются, братия в безмолвии расходится по своим келиям и готовится ко сну, разрешается до 23.00 чтение духовной литературы, а также рукоделие.
  8. Не разрешается братии самостоятельно устанавливать для себя келейное правило, а также творить его в ночное время.
  9. Подобает беспрекословно повиноваться Наместнику, начальствующим монастыря, помня, что и Сам Христос сказал о Себе: «Ибо Я сошел с Небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6, 38).
  10. Усердное и прилежное послушание для новоначальных — залог их будущего духовного возрастания и спасения.
  11. Избегать своеволия: ничего не делать без благословения вышестоящих, даже пусть будто похвального, дабы не впасть в соблазн, гордость и прелесть.
  12. Распоряжения Наместника по монастырю не принято монашествующими обсуждать, критиковать, но, напротив, с молитвою и смирением, выполнять.
  13. Если какой-то брат не согласен с распоряжениями начальствующих, он с кротостью и наедине вполне может высказать свое мнение давшему это распоряжение на его дальнейшее усмотрение.
  14. Новоначальный и монашествующий должен находиться в постоянном мире и любви со всею братиею обители, стараясь быть со всеми приветливым и услужливым.
  15. Никто не должен без благословения старших брать себе в келию какую- либо вещь, даже самую необходимую, помня, что всякое такое приобретение без благословения — есть кража.
  16. Монашествующим не должно заводить в келии лишних вещей, впадать в грех мшелоимства. Лучшим украшением иноческой келии служат святые иконы и книги Священного Писания, а также творения святых отцов. Келия монаха содержит крайний минимум всего, без чего нельзя обойтись в ней. Келия должна быть красной не вещами, а духом веры и молитвы живущего в ней инока. Светские и чисто мирские вещи и принадлежности не должны иметь место в келии.
  17. Монашествующим и послушникам без благословения запрещается чаепитие и трапеза в келии, а также приношение съестных продуктов в келию.
  18. Братии запрещается иметь в келиях магнитофоны, фотоаппараты, холодильники, музыкальные инструменты.
  19. Неприлично монашествующим или послушникам громко разговаривать, смеяться и держать себя вольно.
  20. Целомудрие или чистота души состоит не только в хранении себя от порочных дел и поступков, но и от нечистых помыслов как первых поводов ко греху.
  21. Везде и всегда прилично монаху воздерживаться от празднословия, помня слова Господа: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф.12, 36).
  22. Курение, употребление спиртных напитков и сквернословие в монастыре не должно даже именоваться в нем, т. е. категорически воспрещается, и нарушение сего древнего правила влечет за собой серьезное наказание, вплоть до исключения из обители.

Свято-Успенскому Дивногорскому мужскому монастырю необходима помощь по следующим направлениям

  1. восстановление пещерного храма в честь Рождества св. пророка Иоанна Предтечи,

  2. реставрация колокольни,
  3. восстановление братского корпуса,

  4. ремонт тракторов и автомобилей,

  5. ремонт и приобретение богослужебной церковной утвари,

  6. хозяйственные нужды.

Реквизиты.

Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь

ИНН 3614003288 КПП 361401001

р/сч. 40703810013160100132

Дополнительный офис №700

ЦЧБ ОАО «Сбербанк России»

к/с 30101810600000000681

БИК 042007681


Настоятель

Иеромонах Алексий (Сукачев)


Храмы и Богослужения

Соборный храм в честь Успения Божией Матери
1880 — 1886 гг.
восстановлен в 2017 г.
Каждый день
время
богослужение
примечание
7 : 0
Божественная литургия
Ежедневно, кроме будних дней Великого поста
16 : 0
Вечернее богослужение
Ежедневно, кроме будних дней Великого поста
Каждый день (кроме праздников)
время
богослужение
примечание
6 : 0
Братский молебен, полунощница
Ежедневно, кроме будних дней Великого поста
В 1880-1886 годах выстроили Успенский собор в византийском стиле, по образцу греческого храма св. вмч. Димитрия Солунского в Санкт-Петербурге, который сохранил тем не менее
некоторые архитектурные черты предшествующей постройки.
Пещерный храм в честь Рождества Пророка Иоанна Предтечи

В меловых отложениях Малых Див храм во имя святого пророка Иоанна Предтечи выглядит, как скала, облицованная меловыми блоками, в ней имеются: галерея для совершения крестного хода и алтарь. Архитектура внутрицерковных помещений завораживает белизной и чистотой линий, напоминает псевдоготический стиль.

Храм в честь иконы Матери Божией «Дивногорской (Сицилийской)»
1860 г.
По: пнд., втр., сред., четв., пятн., суб.
время
богослужение
примечание
6 : 0
Братский молебен, полунощница
Великий пост (будни)
16 : 0
Вечернее богослужение
Великий пост (будни)
По: сред., пятн., суб.
время
богослужение
примечание
7 : 0
Божественная литургия
Великий пост (будни)
В 1758 году на месте обветшавшей деревянной Никольской церкви по благословению епископа Воронежского Кирилла (Ляшевецкого) архимандритом Феодосием была освящена новая, теплая, каменная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 1780 году были построены 2-х ярусная каменная надвратная колокольня с запасным корпусом монашеских келий и восстановлен флигель. В 1860 году на месте Владимирской церкви был заложен и в 1863 году по благословению архиепископа Воронежского Иосифа (Богословского) освящен храм в честь Сицилийской иконы Божией Матери. В одном здании с церковью находился 2-этажный трапезный корпус; позднее здание было соединено переходом с запасным корпусом келий, в результате чего в конце XIX века образовался единый Г-образный корпус, ограничивающий монастырь с запада и севера.

Богослужение в монастыре


Каждый день
время
богослужение
примечание
7 : 0
Божественная литургия.
16 : 0
Вечернее богослужение
Каждый день (кроме праздников)
время
богослужение
примечание
6 : 0
Братский молебен, полунощница

Служение

Миссионерское служение
Братия монастыря посещает регулярно жителей из окрестных монастырю селений, удаленных от обители, организует и проводит миссионерские встречи
Просветительская деятельность
Братией монастыря проводятся  духовно-просветительские беседы в Дивногорской СОШ, встречи с молодежью.
Социальная деятельность
Материальная помощь нуждающимся, восстановление документов, содействие в получение медицинской помощи.


Новости

Все новости

Контактная информация

Как добраться?

Монастырь находится рядом с железнодорожной станцией Дивногорская. Электричкой можно доехать до обители следующим образом: до железнодорожной станции Лиски, а далее - электричкой "Лиски - Острогожск" (или "Лиски - Алексеевка") до станции Дивногорская.

По автотрассе М-4 "Дон" необходимо ехать до поворота на г. Лиски (если Вы едете на Юг, поворот будет направо).
Далее, не доезжая до Лисок, по указателю на г. Острогожск до железнодорожного переезда села Пухово, который пересекать не надо, а двигаться прямо два километра до села Ковалево, в котором следует пересечь железнодорожный переезд. Далее прямо по главной дороге до села Селявное-1.

В населенном пункте Селявное-1 по указателю "монастырь", едем до стоянки монастыря. Автостоянка удалена от обители на несколько сотен метров из-за крутого спуска по меловой горе. Спуск осуществляется самостоятельно.

Возврат к списку