Икона Божией Матери Казанская (Вышенская)
Один из изводов Казанской чудотворной иконы Божией Матери. Во время войны 1812 года, спасаясь от французов, московская монахиня Мирония Данкова отправилась в Тамбовский Вознесенский монастырь. Она везла с собой Казанскую икону – родительское благословение. В дороге Миронию решил ограбить и убить ямщик. Монахиня взмолилась к Богородице, и от иконы раздался голос: «Не бойся, Я твоя Заступница». Ямщик внезапно ослеп, и только после раскаяния и обещания довезти монахиню до монастыря вновь прозрел.
Икону Мирония хранила у себя в келии. Однажды она вновь услышала голос, исходящий от иконы, повелевающей ей передать образ в Вышенскую пустынь. Но монахиня умолила Божию Матерь, чтобы икона осталась с ней до её кончины. Мирония завещала по своей кончине передать икону в Свято-Успенский Вышенский монастырь, куда образ и был перевезён 7 марта 1827 года.
Здесь от святого образа совершилось много исцелений. Иногда ночью видели чудный свет, исходивший от иконы. В 1841 году заступничеством Божией Матери через Её икону Вышенскую был спасён от холеры город Тамбов. В память этого события Вышенская икона Пресвятой Богородицы ежегодно приносилась в Тамбов с крестным ходом.
После революции во времена крестьянских восстаний в Тамбовской области верующие спрятали чудотворную икону в земле, уложив её в специальный футляр. Однако кто-то из местных жителей донёс властям, икону нашли и содрали с неё золото и драгоценные камни. Сам образ попал в семью священника, который в 1946 году передал его в храм во имя Преподобного Сергия Радонежского в селе Эммануиловка. В пятидесятые годы на собранные средства для иконы изготовили вызолоченную ризу.
Свято-Успенский Вышенский монастырь в 1920-х годах был закрыт, здания и имущество национализированы, монахи выселены. В настоящее время в возрождённом, как женский, Вышенском монастыре (ныне Рязанская область) почитается древний список иконы, который после революции хранился в тайной монашеской общине.
Почитание святыни в Успенском Вышенском женском монастыре
Икона Божией Матери Казанской Вышенской является точной копией с чудотворной иконы, обретенной 8(21) июля 1579 года в Казани. Наиболее ранние сведения об этой иконе восходят к 1812 году. Во время нашествия Наполеона, спасаясь от неприятельских войск, Москву покинула насельница Московского Зачатьевского Алексеевского женского монастыря Мария Ивановна Аденкова. С собой она взяла только одну святыню – икону Казанской Божией Матери, свое родительское благословение. Мария Ивановна направилась в Тамбовский Вознесенский монастырь, известный высокой духовной жизнью.
Путь из Москвы в Тамбов был неблизким и опасным. Ямщик, который ее вез, заподозрил у нее большие деньги и решил украсть их. Неожиданно он свернул с дороги и направил лошадей в чащу близлежащего леса. Мария Ивановна сразу поняла, какая ей грозит опасность и от всего сердца обратилась с молитвою к Царице Небесной, прося Ее защиты от неминуемой смерти. «Не бойся, Я твоя Заступница», – вдруг послышался голос в ответ на ее молитву. Ямщик внезапно лишился зрения. Сознавая свою вину, он покаялся перед Марией Ивановной и попросил ее помолиться об исцелении, дав при этом обещание целой и невредимой привезти ее в монастырь. После краткой совместной молитвы пред иконой Божией Матери, ямщик прозрел и с чувством глубокой благодарности к Богу благополучно довез ее до монастыря.
9 июня 1816 года Мария Ивановна была зачислена в штат Тамбовского монастыря, там же пострижена в монашество с именем Миропия. В ее скромной келье перед иконой Казанской Божией Матери теплилась неугасаемая лампада, и монахиня Миропия каждый день читала акафист перед чтимым образом. Монахиня долго думала, кому после смерти передать святыню, и решила оставить ее своей племяннице, которая вместе с ней подвизалась в монастыре. Однако в феврале 1827 года молодая инокиня внезапно скончалась. В марте месяце 1827 года Сама Богоматерь в сонном видении явилась монахине Миропии и повелела вручить икону Шацкой Вышенской пустыни на вечные времена, что и было исполнено в марте того же года. Из повествований об истории чудотворных икон мы знаем, что часто Сама Матерь Божия определяет место для пребывания Своего образа, и это определение непреложно и промыслительно.
От иконы стали происходить многие чудеса, а сама икона стала именоваться Казанской Вышенской, ее стали почитать как чудотворную, особенно после исцеления от холеры жителей городов Шацка, Моршанска и Тамбова. Почитание иконы было настолько сильным, что целых восемь месяцев в году с Крестными ходами икону обносили по городам и селениям Тамбовской губернии. Крестный ход посещал шесть городов, три монастыря, более ста сел. Благодарные почитатели украсили икону золотой ризой, осыпанной драгоценными камнями, и сделали ценный киот из чистого серебра. Когда чудотворная икона пребывала в Крестных ходах, на ее место в Вышенской пустыни поставлялась ее точная копия.
После революции во время одного из крестных ходов чекисты разогнали людей, арестовали священников, а чудотворную икону Божией Матери конфисковали. Узнав об этом, крестьяне пошли к зданию ЧК выручать свою Спасительницу. Очевидец рассказывал: «Я солдат, был во многих боях с германцами, но такого я не видел. Пулемет косит по рядам, а они идут, ничего не видят, по трупам, по раненым лезут напролом, глаза страшные, матери – детей вперед, кричат: “Матушка Заступница, спаси и помилуй, все за Тебя ляжем!” Страха уже в них не было никакого». Величественная картина народной веры устрашила сердца палачей. Чекисты сорвали с иконы драгоценную ризу, а доску бросили верующим.
В советские годы чудотворный образ хранился у верующих людей. После открытия храма в селе Эммануиловка в 1940-е гг. он был передан в приходскую церковь. Вышенский монастырь был открыт лишь в 1990 году.
В мае 1999 году в обитель была передана дореволюционная копия с чудотворной иконы Божией Матери Казанской Вышенской, которая до сего времени пребывает в монастыре. Икону в советские годы хранили монахини Людмила и Иулиания, которые получили образ от монахини Херувимы. По свидетельству монахини Людмилы, когда стали открывать храмы и монастыри, они долго молились, чтобы Матерь Божия указала им место, где должно храниться ее образу. После чтения акафиста трижды выпал жребий: «на Вышу», что было воспринято как воля Самой Царицы Небесной. Второй раз Матерь Божия пожелала пребывать Своим образом в Вышенской монастыре, что явилось особым утешением для сестер возрождающейся обители.
С 2001 года была возобновлена благочестивая традиция Крестных ходов с чудотворным образом Божией Матери Казанской Вышенской. Многие верующие, обращаясь с молитвами к чудотворному образу, как и много лет назад, получают помощь и исцеление.
20 июля 2014 года состоялось долгожданное событие – в родную Вышенскую обитель вернулась икона Божией Матери Казанская Вышенская, которая до революции была главной святыней монастыря. Чудотворный образ был торжественно перенесен крестным ходом из храма села Эммануиловки в Вышенский монастырь. В торжестве, которое возглавили митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин, митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф, епископ Касимовский и Сасовский Дионисий и епископ Сердобский и Спасский Митрофан, участвовало много верующих.
После молебна на церковном амвоне Казанского собора в присутствии архипастырей, пастырей, сестер обители и многочисленных паломников состоялось подписание официального акта передачи чудотворной иконы Божией Матери Казанской Вышенской из храма в честь преподобного Сергия Радонежского в селе Эммануиловки в Успенский Вышенский монастырь. Документ подписали: митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин, настоятель храма в честь преподобного Сергия Радонежского села Эммануиловки протоиерей Сергей Глазунов и настоятельница Успенского Вышенского монастыря игумения Вера.
Акт передачи чудотворной иконы Божией Матери Казанской Вышенской из села Эммануиловки в Успенский Вышенский монастырь
Воздавая достодолжное благодарение Подателю всех благ Господу Богу за Его обильные милости, ниспосылаемые Церкви и Отечеству нашему с древнейших времен и доныне, настоящим Актом свидетельствуем, что 20 июля 2014 года от Рождества Христова, в присутствии архипастырей и пастырей, монашествующих, многочисленных верующих и паломников, по благословению Высокопреосвященнейшего Вениамина, Митрополита Рязанского и Михайловского приход храма в честь преподобного Сергия Радонежского села Эммануиловка Шацкого района Рязанской области, в лице настоятеля протоиерея Георгия Глазунова, передал, а Успенский Вышенский монастырь Скопинско-Шацкой епархии Рязанско-Михайловской митрополии, в лице настоятельницы игумении Веры, принял образ Божией Матери, именуемой «Казанская Вышенская», на вечное хранение в Успенский Вышенский монастырь.