Священномученик Владимир Введенский

21 Марта / 3 Апреля
7 / 20 Июня Собор Иваново-Вознесенских святых
31 Декабря / 13 Января (281-й день после Пасхи) Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир ро­дил­ся в 1869 го­ду в го­ро­де Шуе Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Фе­до­ра Вве­ден­ско­го. В 1889 го­ду он окон­чил Ду­хов­ную се­ми­на­рию и же­нил­ся на де­ви­це Со­фии. Впо­след­ствии у них с же­ной ро­ди­лось чет­ве­ро де­тей. 10 мар­та 1891 го­да Вла­ди­мир Фе­до­ро­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Рож­де­ствен­ской церк­ви в се­ле Леж­не­во Ков­ров­ско­го уез­да Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии, в ко­то­рой он и про­слу­жил всю жизнь; с 1920 го­да он был в ней на­сто­я­те­лем. В пер­вый раз отец Вла­ди­мир был аре­сто­ван в 1922 го­ду по де­лу о со­про­тив­ле­нии изъ­я­тию цер­ков­ных цен­но­стей, но вско­ре осво­бож­ден.В на­ча­ле 1930 го­да вла­сти при­ня­ли ре­ше­ние о за­кры­тии Рож­де­ствен­ской церк­ви, но по­сколь­ку ни при­хо­жане, ни свя­щен­ни­ки не со­би­ра­лись доб­ро­воль­но от­ка­зы­вать­ся от бо­го­слу­же­ний, то за­крыть храм мож­но бы­ло лишь аре­сто­вав свя­щен­ни­ков. 4 фев­ра­ля 1930 го­да бы­ли до­про­ше­ны сви­де­те­ли, ко­то­рые по­ка­за­ли:«Вла­ди­мир Вве­ден­ский через цер­ковь и мо­леб­ны по до­мам раз­но­сит ан­ти­со­вет­скую за­ра­зу – свои ре­ли­ги­оз­ные суж­де­ния, ве­дет аги­та­цию про­тив кол­хо­зов, на­ло­гов и дру­гих ме­ро­при­я­тий со­вет­ской вла­сти. С ам­во­на про­из­но­сит про­по­ве­ди по­чти по­сле каж­до­го бо­го­слу­же­ния, и глав­ным об­ра­зом у свя­щен­ни­ков про­ис­хо­дят со­бра­ния ве­ру­ю­щих по сво­е­му пла­ну, где они да­ют ин­струк­ции сей чер­ни» (1).«Свя­щен­ник Вла­ди­мир Фе­до­ро­вич Вве­ден­ский очень осто­ро­жен и сво­их взгля­дов на со­вет­скую власть пря­мо не вы­ска­зы­ва­ет. Бы­вая с тре­ба­ми по до­мам, ино­гда го­во­рит, что, вот жмут пра­во­слав­ную ве­ру, это­го до­пус­кать не нуж­но» (2).«Во­круг церк­ви по­сел­ка Леж­не­во груп­пи­ру­ют­ся ан­ти­со­вет­ские эле­мен­ты из быв­ших тор­гов­цев во гла­ве со свя­щен­ни­ком Вла­ди­ми­ром Вве­ден­ским, ко­то­рый до сих пор чи­та­ет про­по­ве­ди, по су­ще­ству, ан­ти­со­вет­ские» (3).В тот же день отец Вла­ди­мир был аре­сто­ван, все его иму­ще­ство пе­ре­пи­са­но, и жене бы­ло за­пре­ще­но про­да­вать или пе­ре­да­вать его ко­му-ли­бо. 5 фев­ра­ля 1930 го­да вла­сти до­про­си­ли свя­щен­ни­ка; от­ве­чая на во­про­сы сле­до­ва­те­ля, отец Вла­ди­мир ска­зал: «Лич­но я ве­ду свою жизнь за­мкну­то, ни­ка­ких по­се­ще­ний меж­ду на­ми, цер­ков­ным при­чтом, не бы­ва­ет и не бы­ло, за ис­клю­че­ни­ем слу­ча­ев ис­пол­не­ния ре­ли­ги­оз­ных об­ря­дов... У ме­ня ни­ко­гда ни с кем из при­хо­жан не бы­ло раз­го­во­ров о по­ли­ти­ке со­вет­ско­го пра­ви­тель­ства в свя­зи с за­кры­ти­ем церк­ви, хо­зяй­ствен­ны­ми и дру­ги­ми во­про­са­ми» (4).Сле­до­ва­тель спро­сил, как отец Вла­ди­мир от­но­сит­ся к об­нов­лен­че­ству: так как ОГПУ под­дер­жи­ва­ло об­нов­лен­цев, то и сле­до­ва­те­ля ин­те­ре­со­ва­ло от­но­ше­ние к ним свя­щен­ни­ка. Отец Вла­ди­мир от­ве­тил:«В пе­ри­од об­суж­де­ния во­про­са о пе­ре­хо­де в об­нов­лен­че­скую ори­ен­та­цию, ко­гда осо­бо в этом ини­ци­а­ти­ву про­яв­ля­ли чле­ны прич­та Смир­нов и Цвет­ков, я лич­но и осталь­ной цер­ков­ный при­чт бы­ли не со­глас­ны с этим, как на­при­мер в ча­сти хо­тя бы то­го, что мы, цер­ков­ные слу­жи­те­ли, при этом долж­ны бы­ли вы­пол­нять толь­ко ис­клю­чи­тель­но свои обя­зан­но­сти как бы “тех­ни­че­ски”... по­сле это­го строй цер­ков­ной служ­бы остал­ся преж­ний; сей­час этот Смир­нов вы­шел из церк­ви (в 1923 го­ду), а Цвет­ков слу­жит свя­щен­ни­ком в се­ле Хо­му­то­во Тей­ков­ско­го рай­о­на» (5).6 фев­ра­ля 1930 го­да вла­сти пе­ре­ве­ли от­ца Вла­ди­ми­ра в шуй­скую тюрь­му. Вме­сте с ним был аре­сто­ван при­чт хра­ма, чле­ны цер­ков­но­го со­ве­та и мо­на­хи­ни, нес­шие в хра­ме по­слу­ша­ние ал­тар­ниц и пса­лом­щиц.11 фев­ра­ля след­ствие бы­ло за­кон­че­но. В об­ви­ни­тель­ном за­клю­че­нии сле­до­ва­тель на­пи­сал, что ан­ти­со­вет­ская груп­па в Леж­не­ве ве­ла «ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию и про­па­ган­ду, на­прав­лен­ную к сры­ву про­во­ди­мых ме­ро­при­я­тий и воз­буж­де­нию кре­стьян и ра­бо­чих Леж­нев­ско­го рай­о­на про­тив со­вет­ской вла­сти. Груп­па спа­я­на на поч­ве един­ства ре­ли­ги­оз­ных воз­зре­ний и общ­но­сти по­ли­ти­че­ских ин­те­ре­сов... Встре­ча­ясь в церк­ви по­сле мо­ле­ний под ви­дом ре­ше­ния цер­ков­ных дел, раз­ре­ша­ли во­про­сы ан­ти­со­вет­ско­го ха­рак­те­ра» (6).15 фев­ра­ля трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла от­ца Вла­ди­ми­ра к трем го­дам за­клю­че­ния в конц­ла­ге­ре. 30 мар­та свя­щен­ник при­был в Со­ло­вец­кий ла­герь осо­бо­го на­зна­че­ния. Здесь он ра­бо­тал дне­валь­ным, су­шиль­щи­ком бе­лья, сбор­щи­ком утиль­сы­рья. На­чаль­ник ко­ман­ди­ров­ки пи­сал в ха­рак­те­ри­сти­ке на него: «Тру­до­лю­би­вый и ис­пол­ни­тель­ный ра­бот­ник, несмот­ря на свой пре­клон­ный воз­раст. Дис­ци­пли­ни­ро­ван и веж­лив. Взыс­ка­ни­ям и во­об­ще за­ме­ча­ни­ям не под­вер­гал­ся. В куль­тур­ной ра­бо­те не участ­ву­ет, как слу­жи­тель куль­та» (7).Остав­ши­е­ся до­ма же­на свя­щен­ни­ка Со­фия Ни­ко­ла­ев­на, до­че­ри Ма­рия, Ан­на, Ве­ра и сын Ва­си­лий, как ли­шен­ные всех граж­дан­ских прав, бы­ли ли­ше­ны и средств к су­ще­ство­ва­нию5 мар­та 1931 го­да адми­ни­стра­ци­ей Со­ло­вец­ко­го конц­ла­ге­ря бы­ла со­став­ле­на ха­рак­те­ри­сти­ка на от­ца Вла­ди­ми­ра, в ко­то­рой о нем го­во­ри­лось как об ан­ти­со­вет­ски на­стро­ен­ном че­ло­ве­ке. 13 мар­та при ам­бу­ла­тор­ном об­сле­до­ва­нии свя­щен­ни­ку был по­став­лен ди­а­гноз: «Мио­кар­дит, ар­те­рио­скле­роз, ис­то­ще­ние и стар­че­ская сла­бость». В это вре­мя он на­хо­дил­ся в 4-м ла­ге­ре на ост­ро­ве Ан­зер на ко­ман­ди­ров­ке «Гол­го­фа». 26 мар­та в свя­зи с ухуд­ше­ни­ем со­сто­я­ния здо­ро­вья свя­щен­ник был по­ме­щен в ста­ци­о­нар, рас­по­ла­гав­ший­ся в Гол­го­фо-Рас­пят­ском ски­ту. Свя­щен­ник Вла­ди­мир Вве­ден­ский скон­чал­ся 3 ап­ре­ля 1931 го­да в по­ло­вине вось­мо­го ве­че­ра и 5 ап­ре­ля был по­гре­бен на клад­би­ще у Вос­кре­сен­ской церк­ви на ост­ро­ве Ан­зер.

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка. Со­став­лен­ные игу­ме­ном Да­мас­ки­ным (Ор­лов­ским). Март». Тверь. 2006. С. 207-211

Ис­точ­ник: www.fond.ru