При реставрации собора Феодоровского монастыря г. Переславля-Залесского обнаружены новые сведения о росписях

Жители и гости г. Переславля-Залесского хорошо знают Феодоровский женский монастырь. Находится он на выезде из города в сторону Москвы. Главный храм монастыря – Феодоровский – имеет интересную историю. В 1557 году в Переславле на освящении одного из храмов присутствовал царь Иван Грозный. Его сопровождала жена царица Анастасия, которая ждала ребенка. Сын у царицы родился в семи верстах от Переславля-Залесского. На этом месте была установлена часовня-крест. Но этим царь не ограничился. В благодарность за рождение сына он повелел заменить в Феодоровском монастыре обветшавшую деревянную церковь и возвести на ее месте пятиглавый каменный собор. Сегодня это самое древнее монастырское здание.

Считалось, что первые века своего существования собор не был расписан. Сохранившиеся росписи XIX века принадлежали кисти итальянского мастера Николо Тончи. Это мнение глубоко укоренилось и кочевало из одной публикации в другую.

Но когда за работу взялись ярославские реставраторы, это мнение было категорически опровергнуто. Для того, чтобы это произошло, соединилось несколько обстоятельств. Во-первых, Церковь в лице ее священноначалия должна была взвалить на себя эту тяжелую ношу и решиться на реставрацию живописи собора. Дело это очень трудоемкое и дорогостоящее. И Церковь взялась за это. Все живописные реставрационные работы ведутся под контролем и при участии епископа Переславского и Угличского Феодора.

Во-вторых, приступив к работе и проведя первые исследования, реставраторы обнаружили фрагменты живописи, которые свидетельствуют о том, что собор уже расписывался в конце XVI или начале XVII веков и в XVIII веке. Но живопись была уничтожена двумя пожарами. Тем не менее несколько фрагментов уцелело, хотя под воздействием огня и изменило цвет. Именно эти обнаруженные реставраторами фрагменты помогли развеять миф, что до XIX века Феодоровский собор расписан не был.

И наконец еще одно открытие. В XIX веке Феодоровский собор расписывал не итальянский мастер Николо Тончи, а русский художник Тимофей Медведев со своей бригадой. Это стало известно благодаря находкам ивановских краеведов, которые обнаружили в архивах договор на роспись Феодоровского храма, заключенный с Медведевым.

Тимофей Медведев родился в с. Тейкове Шуйского округа Владимирской губернии (сейчас это Ивановская область). Он и его братья Епифан и Василий занимались живописными работами и самостоятельно, и в артели, ставшей одной из ведущих в России.

Десять лет самобытнейший художник Тимофей Медведев прожил в Угличе, расписывая храмы и особняки. Первые его живописные работы были сделаны в Петропавловской церкви (не сохранились). Рядом с этой церковью похоронена и первая жена Тимофея Татьяна Ивановна. Артель Медведевых расписала множество храмов и зданий на ярославской земле. Особенно выделяется Мышкинский Успенский собор. Росписи были сделаны Тимофеем Медведевым за четыре года. Они очень хорошо сохранились. Живописцы использовали технику гризайль, имитируя колонны, карнизы и лепнину. Композиции на темы Священного Писания выполнены в красновато-коричневой гамме и заключены в фигурные рамы. Этими росписями как аналогами пользуются ярославские реставраторы, восстанавливая живопись в Феодоровском соборе.

 Юлия Стихарева

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ