В понедельник 1-й седмицы Великого поста митрополит Феофан совершил чтение канона прп. Андрея Критского в Зилантовом монастыре г. Казани

27 февраля 2017 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Успенском соборе Свято-Успенского Зилантова женского монастыря г. Казани.

За вечерним богослужением молились настоятельница обители игумения Сергия (Лакатош) с сестрами. Песнопения повечерия исполнял архиерейский мужской хор под управлением Дениса Рогова.

По окончании богослужения владыка Феофан обратился к присутствующим с архипастырским словом:

«Когда читается канон Андрея Критского, очень внимательно слушайте, о чем в нем говорится. В нем приводятся примеры порочной и добродетельной жизни, взятые из Священного Писания, с рекомендацией подражать вторым. Но при этом говорится, что порочные дела мы, как правило, совершаем, а с праведников редко берем пример.

Конечно же, воздержание в пище важно, важно в храмы ходить, важно дома молиться. Но для чего всё это делается? Человек должен взглянуть на свою душу как рачительный хозяин, который приходит в запущенный дом и начинает заглядывать во все уголки, убирая пыль, паутину и многую другую нечистоту. Нерадение о доме приводит к его упадку.

С чего нужно начать Великий пост? Открыть книгу своей жизни, хотя бы за прошедший год, и читать ее. Сопоставлять жизнь с десятью заповедями, слушать голос совести, которая подсказывает, как надо жить и соответствовали ли мы тем нормам, которые оставил нам Христос. Конечно же, мы увидим, как часто отступали от этих норм, сознательно входили в эту грязь. Понимая, что поступаем плохо, оправдывали себя: все так делают, такая жизнь сегодня… Но надо помнить, что отвечать нам предстоит за себя, за свою жизнь. С нас спросят не о том, как жили другие, а как жили мы. Спросят, как мы относились к другим, видели ли мы в них образ Божий или осуждали, досаждали, клеветали, соблазняли…

Время непростое сейчас, тревожное – и в мире, и в России, и в семьях, и в душах наших. Время как бы предлагает нам опомниться и заглянуть в свою душу. Никто не знает, когда наступит его конец. Где гарантия, что вскоре с нами что-то не случится? А мы живем так, будто смерти для нас не существует. Это ложная подмена, мудрость же в том, что человек, осознавая телесную смертность и бессмертие души, земной жизнью определяет свое вечное состояние. Эта мысль укореняется в нас с очень большим трудом.

Думайте о своей душе. Мы должны совершать пост, не только ограничивая себя в пище, посещая храм, а сознавая, что всё это только средства. Главная цель – искренне покаяться в грехах, осознать свою неправду, дать Богу обещание не повторять то, что калечит душу, что является преградой для общения с Богом, искажает образ Божий в нас с вами.

Пусть хранит нас Господь, Царица Небесная, святые преподобномученики Зилантовы, дабы неленостно пройти поприще Великого поста и с радостью встретить Светлое Христово Воскресение. Аминь».

Краткая справка

Зилантов Свято-Успенский монастырь расположен в г. Казани на Зилантовой горе, в двух с лишним километрах ниже от Казанского кремля, по старому руслу реки Казанки. Монастырь основан царем Иваном Грозным 15 октября 1552 года, после взятия города, был построен на том месте, где стояла царская палатка и походная церковь и где были похоронены русские воины, убитые под стенами Казани. В 1559 году разлив Волги подмыл и разрушил монастырские стены, после чего монастырь был перенесен на вершину горы. Монастырь окружен каменной стеной. «Неофициальное» название монастыря – Зилантов – имеет отношение к названию горы.

Основание монастыря связывается также с захоронением на этом месте первого святого мученика Христова, в земле Казанской просиявшего, – Иоанна Казанского. Основной ансамбль монастыря сложился в XVII веке. В нем находились Успенский собор (1625 год), храм во имя Алексия, митрополита, (1720 год), жилые и хозяйственные постройки. К монастырю приписан храм-памятник с церковью во имя Иконы Спаса Нерукотворного, сооруженный над братской могилой воинов, павших под Казанью. В 1732–1740 гг. в монастыре находилась Казанская духовная семинария, а с 1740 года – Новокрещенская школа. Позже оба учебных заведения перешли в собственные здания. В 1829–1850 гг. настоятелем монастыря был архимандрит Гавриил, автор первой в России многотомной истории философии. В 1918 году десять монахов Зилантова монастыря во главе с архимандритом были расстреляны без суда и следствия по неясному обвинению в обстреле красногвардейцев. Некоторое время монастырь был бездействующим, но вскоре на его основе была образована православная община. Община просуществовала до 1928 года, а затем была ликвидирована. Кладбище монастыря, имевшее погребения именитых граждан, уничтожено в 30-е годы.

Ансамбль на самой Зилантовой горе был почти стерт с лица земли за исключением Всехсвятской церкви (1681 г., перестроена и приобрела современный вид в 1890-е гг.) и Настоятельского корпуса (1808 г.), остальные строения на территории монастыря построены в конце XX – начале XXI века. Недавно возведенный Троицкий собор – точная копия одноименного собора Троице-Сергиевой лавры. Бывший мужской монастырь в настоящее время возрожден как женский.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь