В Высоцком монастыре г. Серпухова состоялось заседание монашеской секции регионального этапа XXVII Рождественских чтений Московской епархии

29 ноября 2018 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в Высоцком мужском монастыре г. Серпухова состоялось заседание монашеской секции «Древние монашеские традиции в условиях современности». Мероприятие проходило в рамках регионального этапа XXVII Международных Рождественских образовательных чтений Московской епархии, тема которых определена как «Молодежь: свобода и ответственность». В собрании приняли участие игумены и игумении подмосковных обителей. Открывая заседание, епископ Серпуховской Роман, викарий Московской епархии, игумен Высоцкой обители и благочинный монастырей Московской епархии, передал собравшимся поздравление Высокопреосвященнейшего владыки Ювеналия с началом Рождественского поста.

0HV_8148.jpgПервым выступил епископ Видновский Тихон, игумен Екатерининского мужского монастыря, с докладом «Важность приобретения благих навыков (навыков в добродетели) в первые годы жизни в обители». Назвав тему очень важной для монашества, владыка Тихон обратился к изречениям святых апостолов, святых отцов и учителей Церкви: апостола Павла, святителя Иоанна Златоустого, преподобных Иоанна Лествичника, Нила Сорского, святителей Игнатия (Брянчанинова), Феофилакта Болгарского и других подвижников веры, создавших сокровищницу духовной мудрости, которая и сегодня питает монашествующих и является для них ориентиром в духовной жизни. Говоря о главной добродетели монаха – послушании, – докладчик процитировал строки из письма к новоначальным преподобного Паисия Святогорца: «Чтобы не уставать в послушании и не брыкаться, нужно понять его смысл, для того чтобы почувствовать его необходимость, и только тогда послушание тебя освободит, потому что послушание не рабство, но свобода». В докладе были названы основные качества монаха, среди которых особое место занимает долготерпение. «Проживание в определенного рода замкнутом пространстве – в монастыре – может вызывать раздражение и даже гнев на своих собратьев, – заметил Его Преосвященство. – Поэтому такое качество, как долготерпение, должно быть воспитано во вновь пришедшем в обитель как самим игуменом, так и духовником монастыря».

Две важные темы – послушание монашествующего и ответственность игумена и игумении за духовное возрастание новоначального – нашли свое отражение в докладе «Новое поколение монашествующих: основные характеристики, особенности духовного развития» настоятельницы Свято-Троицкого Белопесоцкого женского монастыря г. Ступина игумении Агнии (Судариковой). «Послушание только тогда является добродетелью, а не просто дисциплиной, когда бывает результатом свободного выбора и возникает из любви и уважения послушника к своему духовному наставнику, который заботится о нем, берет на себя его немощи, несет ответственность за душу, находящуюся у него в послушании», – сказала матушка Агния. В докладе отчетливо прозвучало, что, прежде всего, школой послушания является монастырский устав: «Сердечное принятие устава как принципа монашеской жизни, познание смысла уставных норм и правил, богослужение и молитва помогают монаху стяжать добродетель послушания, выводят его из мира страстей и вводят в жизнь по закону свободы и любви». В заключение игумения Агния подчеркнула, что устроение монашеской жизни не происходит сразу – на это потребуется, возможно, жизнь не одного поколения. И важно помнить, что решение первостепенных задач зависит от духовного опыта игуменов и игумений монастырей, их личного возрастания в молитвенном делании, стремления воплотить в жизнь основные монашеские принципы.

0HV_8209.jpgБольшое внимание среде монастыря, его атмосфере, которая формируется братией и, в первую очередь, игуменом, уделил в своем докладе «Мне мир распялся, и я миру – от чего отрекается современный молодой послушник и что приобретает» настоятель Гуслицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря игумен Серафим (Голованов). Отец Серафим обратился как к творениям святых отцов, так и к материалам недавней конференции «Преемство монашеской традиции в современных монастырях», прошедшей в Московской духовной академии. Также в докладе отца Серафима говорилось об Архиерейском Соборе 2013 года, который напомнил, что основой монастырской жизни неизменно является аскетическая практика – в первую очередь, молитвенное и покаянное делание. И этому должны быть подчинены все обязанности и послушания, которые возлагаются на насельников и насельниц монастырей как в самих обителях, так и за их пределами.

больш.jpgЗаботой о послушниках, которые, отрекаясь от мира, хотят приобрести духовные сокровища, был проникнут доклад «Идеалы монашества глазами молодых: мечты о несбыточном, или возвращение в Отчий дом» настоятеля Вознесенской Давидовой пустыни игумена Сергия (Куксова). Его Высокопреподобие подробно остановился на причинах того, почему у новоначального может родиться разочарование в монашеском делании и как опасно человека, «духовно раненного миром», подталкивать к выбору монашеского пути. Игумен Сергий полагает, что с молодыми необходимо беседовать, объясняя, что частные случаи неудачного воплощения идеалов не свидетельствуют об ошибочности самих идеалов, что спасение зависит исключительно от потребности человека в Богообщении, а не от реализации себя в лоне Церкви.

0HV_8278.jpgНа заседании монашеской секции часто звучали обращения к опыту наших современников, глубоко укорененных в монашеской традиции. Так, настоятельница Александро-Невского женского монастыря с. Маклакова Талдомского района игумения Тамара (Гончаренко), продолжая обсуждение актуальной темы в докладе «Современные технологии для молодых послушников: новая реальность или ловушка?», обратила внимание аудитории на суждения архиепископа Берлинского и Германского Марка (РПЦЗ). Она привела слова владыки о том, что монашествующим, послушание которых связано с новыми технологиями, неполезно оставаться наедине с собой – необходимо как можно чаще приходить к настоятелю или духовнику на исповедь. Также архипастырь советовал регулярно прерывать работу с компьютером и вставать на молитву. По его наблюдениям, 20–25 Иисусовых молитв в такой перерыв достаточно, чтобы избежать зависимости.

0HV_8300.jpg«Кто ты: раб или свободный? Что означает для современного молодого послушника свобода» – тема доклада настоятеля Лужецкого Рождества Богородицы Ферапонтова мужского монастыря г. Можайска игумена Авеля (Пивоварова). Докладчик сделал акцент на том, что если душа новоначального, пришедшего из мира, окажется гибкой и, действительно, ищущей Бога, то человек приживется в монастыре и обретет свободу. А первым шагом к будущей добродетельной жизни является согласие послушника с уставом монастыря еще при поступлении. Монастырский устав, по словам отца Авеля, изображает спасительный образ жизни как целостную систему подвижничества с распределением времени суток на молитву храмовую и келейную, чтение святых отцов, бдение, поклоны, труды и прочее. Игумен Авель подчеркнул, что свобода у послушника не отнимается – послушник добровольно отказывается от нее. Касаясь вопроса послушания, отец Авель назвал стержнем этой добродетели любовь к Богу. Но сегодня это слишком высокое понятие для новоначального: «Теперь, чтобы воспитать собрата, духовного сына, игумену нужно сначала научить его житейской вежливости и воспитанности – тому, что сейчас убрано из школ», – заключил выступающий.

0HV_8324.jpgИ настоятельница Введенского Владычнего женского монастыря г. Серпухова игумения Алексия (Петрова) видит причины неправильного понимания послушания и недуга безответственности в том, что современная система педагогики нацелена на удовлетворение индивидуальных потребностей ребенка и воспитывает его в духе свободы, понимаемой не как ответственность за свои свободные действия, а как вседозволенность. В докладе «“Как благословите”, или “за всё отвечает игумен”: проблема ответственности в восприятии современного молодого послушника» матушка Алексия раскрыла тему духовного и бездуховного подхода к послушанию (при последнем возникают две крайности: буквальное понимание слов игумена или игумении, полное отсутствие инициативы и здравого смысла или же стремление всё делать на свой лад, подвергая сомнению благословение). Прозвучали примеры из опыта монастырской жизни в наши дни.

колоц.jpgНастоятельница Колоцкого женского монастыря д. Колоцкое Можайского района игумения Амвросия (Гринева) представила аудитории доклад «Внутренние и внешние трудности, с которыми встречается новоначальный послушник в монастыре». Раскрывая тему, матушка Амвросия подчеркнула, что руководителю обители нужно иметь четкое представление о человеке, желающем поступить в монастырь. Не менее важно и самому новоначальному ответить себе: с какой целью он хочет вступить в монастырь, имеет ли достаточно сил, чтобы стать монахом и соединиться со Христом? Серьезной проблемой нашего времени, заметила выступающая, стало несоответствие ожидаемого с действительностью, что, к сожалению, нередко встречается нынче в обителях. И надо стараться предотвратить тяжелые последствия этого на начальном этапе.

Игумен Сергий (Куксов) и игумения Алексия (Петрова) поделились с собравшимися своими впечатлениями о прошедшей в ноябре этого года в Москве международной конференции «Преемство монашеских традиций в современных монастырях. Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества», участниками которой они являлись.

0HV_8141.jpgПо окончании выступлений благочинный монастырей Московской епархии епископ Серпуховской Роман провел монастырское собрание, последнее в этом году. Владыка назвал некоторые цифры и даты. В Московской епархии на сегодняшний день 24 монастыря: 12 мужских и 12 женских. В них подвизается 262 человека. В этом году отметил юбилей со дня основания ряд обителей. Праздновались 610-летие Лужецкого Рождества Богородицы Ферапонтова мужского монастыря, 520-летие Свято-Троицкого Белопесоцкого женского монастыря, 180-летие Спасо-Бородинского женского монастыря и 600-летие Гуслицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря. Также 25 лет со дня возрождения отметил Борисоглебский мужской монастырь г. Дмитрова, 25 лет – Белопесоцкий и 20 лет – Гуслицкий. В 2018 году в дни памяти святых новомучеников из числа монашествующих в монастырях епархии было совершено 10 архиерейских богослужений, которые, по словам епископа Романа, прошли красиво и торжественно. Однако есть и печальные факты: малая пополняемость обителей насельниками и случаи ухода в мир даже тех, кто был пострижен в рясофор или мантию. Владыка уделил внимание правильному устроению монастырской жизни, призвав игуменов и игумений руководствоваться уставом монастыря и «Положением о монастырях и монашествующих». Также он отметил большую роль духовного собора монастыря, рассматривающего все важнейшие вопросы монастырской жизни, в том числе монашеских постригов и приема в обитель. Вопросы юридического плана, реставрация, необходимость постоянного обновления монастырских сайтов – всё это присутствовало в повестке собрания. Заинтересованный обмен мнениями и обсуждение недавней конференции в Москве продолжились в трапезной паломнического корпуса монастыря.

0HV_8362.jpg

 

 Фото: Владимир Ходаков     

Материалы по теме

Доклады

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Воскресенский Новодевичий монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»