Архиепископ Феогност совершил Литургию в Богородице-Рождественском монастыре

21 декабря 2017 года, в день памяти прп. Патапия, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершил Литургию в Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре.

Его Высокопреосвященству сослужило духовенство обители.

За богослужением молились настоятельница монастыря игумения Викторина (Перминова); заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания (Каледа); настоятельница Николо-Вяжищского ставропигиального женского монастыря игумения Антония (Корнеева); настоятельница Иоанновского ставропигиального женского монастыря игумения Людмила (Волошина); заместитель министра финансов А.Ю. Иванов; первый заместитель председателя Московской областной Думы, член попечительского совета Свято-Троицкой Сергиевой лавры Н.Ю. Чаплин; завканцелярией Синодального отдела по монастырям и монашеству Г.В. Филиппова; сестры и прихожане обители.

По завершении богослужения Высокопреосвященнейший владыка произнес проповедь перед молящимися:

«В основе церковной жизни лежит вера. Но что такое вера? Что имел в виду Христос Спаситель, когда спрашивал искавших исцеления людей: "Веруеши ли?" Прежде чем подойти к ответу на этот вопрос, нужно признаться самому себе в том, что вере научить нельзя. Можно научить благочестию, но не вере. Верой нужно жить.

Перед 1917 годом в нашей стране все изучали Закон Божий, и все церковнослужители оканчивали семинарии и духовные академии. Но когда грянул 1917 год, то оказалось, что по-настоящему верующих намного меньше. Были люди, которые знали о Боге, но не верили.

Прикоснуться к теме веры помогает иногда современная наука. Мы узнаем, что есть не только физика Ньютона, физика Эйнштейна, а еще и, например, физика малых величин, где всё по-другому. Вера – это наше пребывание в другом измерении. Когда человек верит, то всё свершается.

Мусульмане в Египте всегда были агрессивны по отношению к последователям Христа. И один из халифов призвал Патриарха и сказал: "В вашем законе написано, что если вы имеете веру, то можете сказать горе сей "ввергнись в море" – и будет по слову вашему. Если через три дня эта гора не сдвинется, я вас всех казню". Патриарх собрал народ для молитвы, и ему было открыто, что есть один человек, который может своей молитвой сдвинуть гору. Этим человеком оказался юродивый, болящий, который по смирению не смел заходить в храм, а находился на паперти. И когда он помолился, то все увидели чудо: гора сошла со своего места и передвинулась на другое. И это, действительно, произошло, как свидетельствовали геологические исследования. Праведный человек своей молитвой и верой изменил пространство. И то, что невозможно для нас, знающих, возможно для верующего человека.

Чудеса, совершаемые по вере, – это не фокусы, но иная реальность, и, чтобы постичь эту реальность, нужно действительно поверить. У апостола Павла есть такое предостережение: "Духа не угашайте" (1 Фес. 5:19). Иногда знание угашает дух. Ибо если я знаю, то уже не верю. Если человек надеется только на знание, вера уходит. А когда есть вера, то она открывает новые духовные горизонты. Каждый выбирает то, что ему ближе. Но, выбрав только знание, человек делает свою жизнь бессмысленной. Поэтому Господь дал нам срединное состояние, когда мы вместе с отцом болящего отрока на вопрос Христа о вере отвечаем: "Верую, Господи, – помоги моему неверию". 

Перед тем, как произошел Всемирный потоп, Бог изрек, что "всякая плоть извратила путь свой на земле" (Быт. 6:12) и "не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими]" (Быт. 6:3). Господь предал разрушению материальный мир, но спас праведного Ноя и с ним всё живое, чтобы вновь распространить жизнь по лицу земли.

У одного из наших классиков ХIX века есть пронзительные строки, где он сопоставляет древние события с испытанием и бедствием наших дней – неверием:

Не плоть, а дух растлился в наши дни –

И человек отчаянно тоскует...

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,

Невыносимое он днесь выносит...

И сознает свою погибель он,

И жаждет веры – но о ней не просит...

Не скажет ввек с молитвой и слезой,

Как ни скорбит, перед замкнутой дверью:

«Впусти меня! – Я верю, Боже мой!

Приди на помощь моему неверью!..» [1]

Да поможет нам Господь помнить о том, что есть для нас вера, укреплять ее, не угашать духа и смиренно сознавать свое маловерие».


Примечание

[1] Стихотворение Ф.И. Тютчева «Наш век».