Архиепископ Феогност совершил Литургию в Стефано-Махрищском монастыре в день памяти св. прав. Иоанна Кронштадтского

2 января 2017 года, в день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского и священномученика Игнатия Богоносца, Божественную литургию в Свято-Троицком Стефано-Махрищском ставропигиальном женском монастыре возглавил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Троице-Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.

Его Высокопреосвященству сослужило духовенство Троице-Сергиевой лавры и клирики Стефано-Махрищского монастыря. 

По окончании богослужения владыка Феогност обратился к молящимся с архипастырским словом, в котором напомнил о том, что каждый человек призван стяжать благодать Святаго Духа и стать богоносцем:

«На простом отпусте, когда мы служим молебны, мы всегда поминаем преподобных и богоносных отец наших, их же молитвами просим помиловать нас. Наше обращение к святым – как к богоносцам, ибо в них жил Господь. Когда мы определяемся как люди, верующие в Бога и Богу, то мы понимаем свою несостоятельность, понимаем свою отдаленность от того, чтобы быть богоносцами. Потому мы обращаемся к святым и говорим: "Молитвами преподобных и богоносных отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас". Но вместе с тем каждый из нас призван к тому, чтобы стяжать благодать Духа Святаго. Ибо слова преподобного Серафима Саровского, которые он сказал Мотовилову на его вопрос о том, в чем смысл христианской жизни, были такими: смысл христианской жизни – в стяжании благодати Духа Святаго. Стяжание благодати Духа Святаго – это и есть становление человека богоносцем. Когда в человека вселяется благодать Духа Святаго, он становится богоносцем.

И не только Серафим Саровский, но и священномученик Игнатий, и праведный Иоанн Кронштадтский призывали к тому, чтобы мы приняли благодать Духа Святаго. Но встает вопрос: как принять эту благодать и как ее сохранить? Ответа прямого, как формулы, нет, но есть косвенные признаки, по которым мы видим, вселяется ли в нас благодать или, наоборот, отходит. Чем меньше в человеке места для человека, тем больше в нем места для благодати Божией. И, наоборот, чем больше в человеке места для него самого, тем меньше в нем места для Божией благодати. И наша задача скоротечную, краткую жизнь сделать освобождением от человека и открыть пространство для благодати Духа Святаго – стать богоносцами. И не надо помышлять в сердце своем о том, что это не для нас: они были святые, а мы грешники – это не так. Нет человека, иже жив будет и не согрешит, един Господь без греха. Святые – это те, кто смог побороть свою человеческую природу, и освободить место для благодати Духа Святаго, и стать богоносцем.

У каждого своя мера, и Господь каждому дает в его меру. Но очень важно не отказаться от своей пусть даже малой меры и не затворить вход благодати Духа Святаго в свою душу.

Молитвами преподобных и богоносных отец наших Господь да сподобит нас стать на путь умаления человеческой природы и стяжания благодати Духа Святаго для того, чтобы каждому в свою меру, но стать богоносцами».