Архиепископ Феогност возглавил Литургию на Московском подворье Валаамского монастыря

23 января 2019 года, в попразднство Крещения Господня, день памяти прп. Антипы Валаамского, Божественную литургию на Московском подворье Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря возглавил архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству.

Его Высокопреосвященству сослужили начальник Московского Валаамского подворья игумен Иосиф (Крюков), братия Валаамской обители и подворья в священном сане.

Диаконское служение возглавил протодиакон Владимир Назаркин, помощник председателя Отдела внешних церковных связей, в сослужении диакона Иоанна Афанасьева, клирика Троице-Сергиевой лавры, и штатного диакона подворья Андрея Ильинского.

За богослужением молились: игумения Иулиания (Каледа), настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству; А.Ю. Иванов, заместитель министра финансов Российской Федерации; братия Валаамского монастыря и подворья, сестры Пюхтицкого подворья, прихожане и гости храма.

По окончании богослужения архиепископ Феогност обратился к собравшимся с архипастырским словом:

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Человек, ставший на путь к Господу, человек, который услышал "оставь всё и иди за мной" (Мк. 17, 18), и человек, который пошел за Христом, начинает понимать, что без духовной жизни невозможно найти путь, ведущий нас к Богу и в Царство Божие.

О духовной жизни написано много книг, и, наверное, не хватит места ни в одном помещении, чтобы разместить все те книги, в которых написано о духовной жизни. Люди стремятся, ищут и пишут всё новые и новые книги о духовной жизни. Но что же такое духовная жизнь? Это жизнь по заповедям здесь, на земле, и в этом земном теле, которое дал нам Господь; жизнь по тем законам, которые определил Господь всему живому на земле.

Перед потопом, когда была уничтожена вся жизнь на земле, спасся только Ной с остатками жизни. Почему была уничтожена эта жизнь? Как Господь определил, "извратила всякая плоть свой путь пред Господом" (Быт. 6, 12). Господь вложил в каждую частичку Своего творения Закон, и всякая тварь живет по этим законам, а человек извратил эти законы. И далее: "Невечно Духу Моему пренебрегаемым быть в людях" (Быт. 6, 3). И тогда землю постигла страшная катастрофа: Господь послал потоп, и были уничтожены все, кроме праведного Ноя и остатков жизни на земле.

Во все времена человек, здравый и нормальный, стремится к духовной жизни, но забывает о том, что самое главное и трудное в духовной жизни. А в духовной жизни самое главное и трудное жить по заповедям. Что же самое опасное? Самое опасное – попасть в прелесть. И так много благочестивых, искренних и любящих Бога и мирян, и монахов попало именно в прелесть. Когда человек совершает грех, он понимает, что совершает грех, и кается в нем, а когда человек живет в прелести, он уже не понимает, что грешит.

Прелесть – это такое состояние, когда человек во всем себя оправдывает, когда человек любуется собой, любуется своими добродетелями (у него их, действительно, много!), любуется своим внешним видом, любуется своей духовностью и осуждает всех окружающих. Это страшное состояние называется прелестью, и попасть в прелесть значит (если не будет особого чуда на человека или особой молитвы ближнего), что человек обречен на погибель, потому что он приписал себе то, что принадлежит Богу.

Есть такие слова Христа "Всякий грех и всякая хула простится, но не простится одна хула – хула на Духа Святого" (Мф. 12, 31). Хула на Духа Святого есть не что иное, когда мы себе приписываем то, что дал нам Господь. Мы только провод, мы только руль, а в руках он у Господа, мы только рычаг, а руках он опять же у Господа. И когда мы понимаем это, то по словам Христа Спасителя, "если все, повеленное вам, сотворите правильно, говорите: мы, рабы неключимые, сделали только то, что должны были сделать" (ср. Лк. 17, 10).

У святых многоразличные, многообразные подвиги и добродетели, но всем им свойственно одно – смирение. Это такое состояние души, ума, когда человек понимает, что без Бога, без благодати Божией он ничего не может, и когда он ощущает эту благодать, то он понимает, что Господь ему дал, и он радуется, веселится и благодарит Бога. Ведь лампочка не может приписать себе, что она источник электричества; она просто горит, но мы нажимаем выключатель, и лампочка гаснет. Так и со всеми нашими добродетелями, какими бы они ни были высокими: когда Господь отнимает Свою благодать, то человек остается ни с чем и никем. Поэтому, по словам прп. Силуана Афонского, "держи ум твой во аде, но не отчаивайся". Помни: всё, что у тебя есть, всё, чем ты живешь, это дал Господь. То, что ты извращаешь свой пред Господом, это твой выбор. То, что ты отходишь от Господа, это тоже твой выбор, но Господь никогда не отходит от тебя, Господь никогда не отступает, Он всегда рядом с нами – это мы отходим от Него. Когда мы находимся в состоянии неправедном и греховном, но мы понимаем и приносим свою молитву покаянную пред Господом, то это состояние больного, который пришел ко Врачу, и Господь помогает этому больному, лишь бы он, когда исцелел, всегда благодарил Господа и помнил, что только милостью Божией, только чудом мы можем спастись. Как Господь сказал, "от человек невозможно, а от Бога все возможно".

И да поможет нам Господь на всех путях нашей жизни помнить о благодати, которую дает нам Господь, благодарить за эту благодать, никогда себе не приписывать того доброго, что у нас получается, а благодарить Бога за то, что Господь дает совершить это доброе, и никогда не отчаиваться, когда мы отступаем от Закона, когда мы падаем вправо или влево, потому что если у нас есть покаяние, если у нас есть осознание того, что мы отпали, то Господь восстановит нас. Он рядом, и Он воистину милостивый, человеколюбивый и всемогущий.

Молитвами преподобных и богоносных отец наших Господь да поможет нам идти путем духовной жизни, путем покаяния, путем смирения и всегда молиться Богу о том, чтобы Господь не дал нам возможность приписать себе то, что делается благодатию Божией, т.е. никогда не впасть в прелесть. Аминь».

В этот день владыка Феогност совместно с наместником Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря епископом Троицким Панкратием и игуменией Иулианией провел собеседование с восемнадцатью послушниками Валаамской обители и подворья, а также сестрами Московского подворья Свято-Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря, желающими принять иноческий постриг.

Фото: Владимир Ходаков


Материалы по теме

Монашество

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский монастырь

Монастыри

Московское подворье Валаамского монастыря
125047, г. Москва, улица 2-я Тверская-Ямская, дом 52. Проезд до станции метро "Белорусская". Московское подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, Иверское благочиние, ЦАО. Храм преподобных Сергия и Германа Валаамских.
Московское подворье Валаамского монастыря
125047, г. Москва, улица 2-я Тверская-Ямская, дом 52. Проезд до станции метро "Белорусская". Московское подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, Иверское благочиние, ЦАО. Храм преподобных Сергия и Германа Валаамских.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Знаменский мужской монастырь г. Курска
Успенский Паисиево-Галичский женский монастырь
Иоанно-Богословский монастырь в с. Пощупово
Свято - Георгиевский женский монастырь близ станицы Ессентукской
Солотчинский Рождества Богородицы женский монастырь в г. Рязани
Верещагинский Свято-Лазаревский женский монастырь
Корнилие-Палеостровский мужской монастырь
Николо-Радовицкий мужской монастырь
Свято-Димитриевский Троекуровский Иларионовский женский монастырь
Тверской Свято-Екатерининский женский монастырь