Архиепископ Феогност возглавил празднование дня памяти ап. Андрея Первозванного в Троице-Сергиевой лавре

13 декабря 2016 года в Троице-Сергиевой лавре состоялось празднование памяти святого апостола Андрея Первозванного.

Накануне всенощное бдение в Успенском соборе монастыря возглавил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Троице-Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. На богослужение из Серапионовой палатки Троицкого собора обители был принесен ковчег с большой частицей мощей св. апостола Андрея Первозванного, к которому верующие прикладывались во время помазывания.

В сам день праздника в обители было отслужено три Божественных литургии. Среднюю Литургию в Троицком соборе совершил архиепископ Феогност в сослужении лаврской братии в священном сане.

Церковные песнопения исполнил монастырский хор под управлением благочинного Троице-Сергиевой лавры архимандрита Павла (Кривоногова).

По окончании богослужения владыка Феогност обратился к собравшимся с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня Православная Церковь молитвенно воспоминает память святого апостола Андрея Первозванного. Первозванный – в этом слове два смысла: первый – его первого позвали, а второй – он с первого раза услышал и откликнулся.

В Евангелии Господь наш Иисус Христос обращается к одному из тех, кто говорит: "Господи, я иду за тобой". Господь ему говорит: "Птицы имеют гнезда, звери имеют норы, а Сын Человеческий не имеет где главы подклонити" (Мф. 8, 20). И отошел юноша... А другой сказал: "Господи, я иду за тобой, но дай прежде мне погрести своих близких". На это Господь ответил ему: "Оставь мертвым погребать своих мертвецов" (Мф. 8, 20–21). Другой же, которого позвали, сказал: "Подожди, Господи, я устрою свои домашние дела и тогда приду к тебе" (Лк. 9, 61). И на это господь ему ответил: "Никто же, взявшись за рало (т.е. за плуг) и обращшись вспять, управлен есть в Царствии Божиим" (Лк. 9, 62).

Каждого из нас призывает Господь, и притча о тех, кто был призван на пир Господень, но отказался, заканчивается такой горькой мыслью: "много званых, но мало избранных" (Лк. 14, 24). Избранные – это те, кто услышал и с первого раза откликнулся на призыв Господень.

Как часто мы взываем к Небу, и просим о чем-то, и не слышим ответа, и не понимаем почему. А потому, что когда-то Господь призывал нас, Он звал нас, но мы говорили: "Господи, подожди, я сделаю вот это и это сделаю, а потом я приду к тебе". И потому-то, когда мы взываем к Нему, после того, как не откликнулись на Его призыв, мы часто слышим молчание, но это молчание не отрицание, а выжидание. "Вы не услышали в первый раз Мой призыв. Я слышу вас, Я слышу, о чем вы просите, но вы просите от себя и для себя, и Я жду, когда вы, наконец, забудете о себе и будете просить о едином на потребу и о тех, кто рядом с вами, т.е. когда вы будете жить в законе Нового Завета. "Заповедь новую даю вам: да любите друг друга" (Ин. 13, 34).

И когда мы начинаем это понимать, тогда мы тоже становимся первозванными. Пройдя через полосу отчуждения и непонимания, мы вдруг начинаем осознавать свое преступление, то, что мы отказались когда-то прийти ко Господу. "Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы" (Мф. 11, 28). Мы пытались делать что-то сами, сами по себе и сами для себя. И только когда мы убедились в бесплодности этих попыток, ибо без благодати Божией, без помощи Божией мы ничего не можем, тогда обращаемся к Нему, уже смиренные и смирённые, но не потерявшие веры и надежды. И Господь не оставит призыв наш безответен, Господь не даст нам остаться в бедственном положении, и призовет нас вновь к Себе, и мы уже не отречемся, и, забывая о всем своем, скажем: "Вот я, Господи! Я иду к тебе".

В житии святых 40 мучеников Севастийских есть глубокая истина: 40 воинов, страдавших за Христа, были стойкими в своем исповедании и только один дрогнул и выбежал из воды, и страж, увидевший, что на месте одного есть Венец, но нет человека, сбросил свое оружение и встал под этот Венец. Он тоже был первозванный, потому что он с первого раза услышал и понял, что Господь призывает его, и он стал вместе с теми 39-ю свидетелем о Христе и наследовал Царствие Божие.

Находясь в храме, мы проникаемся Духом Благодати Божией. Господь просвещает нас, и нам кажется, что, выйдя из храма, мы не будем такими же, какими были здесь, но мы вновь и вновь забываем о призыве Господнем и увлекаемся суетой и тем, что не нужно на самом деле, потому что мы боимся: как же мы сможем жить здесь, на земле, если доверимся Богу? Вот здесь и есть разделение, та черта, которая отделяет тех, кто поверил Богу, от тех, кто Ему не доверяет. Каждый день мы проверяемся в том, живем ли мы по себе, и сами для себя. и собой или мы вверяем свою жизнь Ему. И да поможет нам Господь осознавать и понимать это и благодарить Бога, когда мы слышим Его призыв и идем к Нему, и каяться, и просить прощения, когда мы отступаем от Него и погружаемся в суеты бессмысленности и бесполезности внешних деяний.

Всех вас поздравляем с праздником! Молитвами святого апостола Андрея Первозванного Господь да поможет нам услышать призыв Божий и, откликнувшись на него, идти к нему, вверив себя бесконечному милосердному всемогущему Богу. Аминь».

Затем Высокопреосвященнейший архиепископ Феогност отслужил литию возле надгробия приснопоминаемого митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича, + 1961) в крипте Смоленской церкви Лавры.

Почтить память митрополита Николая собрались монастырская братия, прихожане и гости обители.

В завершение литии Его Высокопреосвященство произнес слово об усопшем Владыке:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Несть человека, иже жив будет и не согрешит. Един Господь без греха. Блажен человек, которого Господь призывает во время его свидетельства, когда он свидетельствует о Боге.

Через слова пророка Господь говорит: "В чем застану, в том и судить буду: согрешит праведник – не помяну праведности его; покается беззаконник – не помяну беззакония его. В чем застану, в том и судить буду".

Господь застал приснопоминаемого Высокопреосвященнейшего митрополита Крутицкого и Коломенского Николая, когда он свидетельствовал о Христе. Вся его жизнь была свидетельством о Христе, но это было особое свидетельство, когда безумный в своем богоборчестве генеральный секретарь коммунистов Хрущев обещал последнего "попа" показать по телевизору. В это время митрополит Николай возвысил свой голос в защиту Церкви Христовой. Он свидетельствовал о Ней и был умучен. И потому он причастен к тем первохристианам, Новомученикам Церкви Русской, которые свидетельствовали о Христе. И жизнь его – это пример милости Божией, особой благости Божией. Когда Господь призвал Владыку в его порыве свидетельства о Христе и Церкви Его Святой.

Верим: у Бога нет мертвых – у Бога все живы; верим, что там, в другом пространстве, другом измерении он вместе с Новомучениками и исповедниками Церкви Русской. и молится за нас, и радуется за нас, и огорчается, когда мы что-то делаем не так.

Господь да упокоит его душу, а нам да даст память о часе смертном. Наша молитва о том, чтобы Господь нас призвал в то время, когда мы свидетельствуем о Нем. Аминь».

В день преставления приснопамятного иерарха митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) на его могиле в крипте Смоленской церкви Троице-Сергиевой лавры совершаются панихиды.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Марфо-Мариинская обитель милосердия
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Сурский Иоанновский женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь