Архиепископ Феогност возглавил в Троице-Сергиевой лавре празднование дня памяти свт. Иннокентия Московского

6 октября 2018 года председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Троице-Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност возглавил в обители преподобного Сергия празднование дня памяти святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, мощи которого пребывают в Успенском соборе монастыря. 

В этот день владыка Феогност совершил Божественную литургию в Троицком соборе лавры. 

Его Высокопреосвященству сослужили насельники обители: настоятель Московского подворья Троице-Сергиевой лавры архимандрит Дионисий (Колесник), архимандрит Глеб, иеромонахи Далмат, Емилиан, Моисей, Иосиф, Софроний, Митрофан. 

Диаконский чин возглавил протодиакон Владимир Назаркин, помощник председателя Отдела внешних церковных связей. 

Церковные песнопения исполнил Знаменный хор Троице-Сергиевой лавры под управлением благочинного обители архимандрита Павла (Кривоногова). 

За богослужением в алтаре Троицкого собора молились митрополит Валентин (Мищук) (на покое), митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил, ректор МДА архиепископ Верейский Амвросий, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря епископ Дмитровский Феофилакт. 

Среди гостей в храме присутствовали заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания (Каледа) и настоятельница Богодице-Рождественского ставропигиального женского монастыря игумения Викторина (Перминова). 

Проповедь по запричастном стихе, посвященную жизни святителя Иннокентия, произнес иеромонах Далмат. 

По окончании Литургии архиепископ Феогност обратился к собравшимся с архипастырским словом, в котором отметил главное качество, благодаря которому святитель Иннокентий преодолел множество препятствий в своей жизни:  

«Слова Священного Писания всегда просты и всегда ясны, но они бывают настолько глубоки, что мы сразу не охватываем их смысл и не понимаем до конца всю глубину того, что мы читаем. Например, слова "сколько ты велик, столько смиряйся и найдешь благодать у Господа" (Сир. 3:18). Если взять плоскость, и ты вырос над плоскостью на метр, значит, ты и вниз должен на метр прорасти; если на два вырос, то и на два метра должен прорасти. Если у дерева слабые корни, ветер вырывает такое дерево; если у здания плохой фундамент, то здание рушится. Смирение – это не косметика, это не пудра благочестия, которым мажутся, чтобы показать свое благословенное лицо. Смирение – механика простая и ясная: сколько ты велик, столько смиряйся и найдешь благословение у Бога и людей. И никогда не бойся, что тебя не увидят, что тебя унизят.  

Пыль, поднявшись к небу, не перестает быть пылью, а золото, упавшее в грязь, не перестает быть золотом. И смиренный человек одинаково комфортно чувствует себя и наверху, и внизу, потому что у него глубокие корни, потому что у него фундамент мощный. К примеру, преподобный Антоний Великий воистину велик. Градоначальник Александрии сказал ему: "Антоний, ты самый великий монах на Востоке". На это он ему ответил: "Да, я об этом уже знаю – мне дьявол об этом уже говорил". У него было глубокое смирение, и потому никакие похвалы не могли разрушить его смирение.  

Сегодня память свт. Иннокентия, человека, который был просветителем Дальнего Востока, Аляски, перевел Священное Писание, богослужебные тексты на семь языков разных народов, которым он проповедовал. Когда он, уже будучи митрополитом Московским, писал о своих трудах в Америке или на Дальнем Востоке, он вскользь сказал, что при нем были просвещены такие-то народы, но не сказал, что я просветил эти народы. В этом были глубочайшие смирение и красота.   

В чем мудрость мудрого? Мудрость мудрого в том, что он понимает, что всё доброе дал Господь, а всё плохое – от меня. То, что я не смог принять благодать Божию, обиды, зависть, ненависть, осуждение, злословие, празднословие – всё это от меня. Когда человек это понимает, к нему приходит настоящее смирение и Господь дает ему укорениться. Очень простые и ясные святоотеческие слова: "Тот, кто видит свои грехи выше того, кто видит ангелов". Если человек увидел ангела, то в этом для человека ничего не произошло; а когда человек увидел свой грех, он приносит покаяние, он изменяется и прорастает в глубину, и тогда уже никакие ветры и никакие бури не смогут его сломать.  

Поэтому, когда мы слышим от Христа "научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим" (Мф. 11:29), мы должны понимать, что Господь говорит об этом не как о великом подвиге, а как о технике безопасности. Научитесь смирению и кротости, и никто не вырвет вас с корнем и "не подвижетесь вовек"».  

«Смирение – это великая сила. Когда человек смиряется и при этом гордится – это и есть косметика, благочестивая пудра, которой мажется человек для того, чтобы скрыть безобразие своего духовного лица. Но у нас есть великие примеры святости: преподобный Сергий, святители, сонм небесных праведников, которые оставили нам пример своей жизни. У всех были разные подвиги, разные посты, разные молитвы, они по-разному трудились, но у всех, безусловно, всегда присутствовало смирение. Смирение – это основное и необходимое качество, когда мы становимся Божиими людьми», – заключил Высокопреосвященнейший владыка. 

В завершение присутствовавшие архиереи, сослужившее духовенство и братия монастыря поздравили архиепископа Феогноста с днем рождения. В этот праздничный день председателю Синодального отдела по монастырям и монашеству исполнилось 58 лет.  

Накануне владыка Феогност возглавил всенощное бдение с полиелеем в Успенском соборе Лавры и совершил помазание у мощей святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ