В день памяти преподобноисповедника Георгия Даниловского в Данилов монастырь перенесли останки монахов Спасо-Преображенской обители Московского Кремля

4 июля 2023 года, в день памяти преподобного Георгия (Лаврова), исповедника, архимандрита Даниловского, в Данилов ставропигиальный мужской монастырь Москвы были перенесены останки тридцати иноков Спасо-Преображенского монастыря, находившегося на протяжении XIV–XVстолетий на территории Московского Кремля и являвшегося преемником первой московской обители, основанной святым князем Даниилом. Костные фрагменты были обнаружены в 1997 году при производстве земляных работ во дворе Большого Кремлевского дворца на месте храма Спаса на Бору, снесенного 1 мая 1933 года. В 2007 году, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II останки были извлечены из земли. Экспертиза подтвердила их подлинность. До настоящего времени реликвия пребывала на Патриаршем подворье при храме Собора новомучеников и исповедников Российских в Новокосине г. Москвы.

Утром в Покровском храме Даниловской обители наместник монастыря епископ Солнечногорский Алексий отслужил Божественную литургию и совершил славление у раки преподобного Георгия. На богослужении пел хор  монастыря. Затем владыка Алексий посетил недавно открытую мемориальную келью преподобного.

В Новокосине, в храме Собора новомучеников и исповедников Российских в полдень была совершена заупокойная лития по почившим инокам Спасо-Преображенского кремлевского монастыря, которую отслужил настоятель протоиерей Владимир Клюев и духовенство Патриаршего подворья. Затем святыня была доставлена в Данилов монастырь. После литии, в присутствии священноначалия, насельников монастыря и прихожан три ковчега были перенесены в поминальную часовню, где они будут находиться до августа, а затем в рамках мероприятий, посвященных 40-летию возрождения Данилова монастыря, состоится их перезахоронение в так называемой монастырской костнице. 

Епископ Солнечногорский Алексий, отвечая на вопросы прессы и прихожан, сказал: «У Бога все живы. И сегодняшнее событие ‒ возвращение даниловских монахов в стены родной обители ‒ еще одно тому подтверждение. Кажется, и имена уже их забыты и значатся  только в летописях и монастырских синодиках. Но Господь печется о нас. Он напоминает нам о том, что наши предки жили здесь, молились, и оставили нам пример жизни христианской, жизни монашеской... Как говорил отец Кирилл (Павлов), «каждый должен делать свое дело». Всем нам в будущей жизни хочется быть в Царствии Божием, а здесь, на земле, пребывать в мире, тишине, благоденствии...»

Краткая справка

Данилов мужской монастырь – древнейшая иноческая обитель Москвы – был основан святым благоверным князем Даниилом Московским не позднее 1282 года. Князь содержал монастырь, посвященный его святому покровителю, преподобному Даниилу Столпнику, на свои средства, с самого начала придав ему статус архимандритии. Около 1330 года сын святого князя Даниила, великий князь Московский Иоанн Калита выстроил в Кремле на Боровицком холме – на месте древней деревянной церкви «Спаса на Бору» – каменный Преображенский храм и основал первый на великокняжеском дворе монастырь,собрав в него братию из разных обителей. Даниловских монахов он также перевел в Кремль, а вместе с тем и архимандритию во главе с настоятелем Иоанном (впоследствии епископом Ростовским). С этого времени до конца XV века монастырь Преображения Господня был главной обителью московской великокняжеской семьи. Здесь представители этой семьи, в том числе и сам великий князь Иоанн Данилович,  принимали постриг перед кончиной, здесь совершались их погребения.Возможно, в те времена монастырь   был «общим», то есть предназначенным для проживаниякак иноков, так и инокинь.В придворной обители образовался центр московского летописания, управлявшие ею архимандриты нередко становились духовниками великих князей Московских.

В 1345 году, по свидетельству летописей, на средства супруги князяСимеона княгини Анастасии Гедиминовны Литовской, монастырский храм был расписан русскими мастерами, учениками греческихизографов Гойтаном, Семеном, Иваном, в работе участвовали «прочие их ученицы и дружина». Позже в монастыре нашла свое упокоение и княгиня Анастасия.

В 1396 году в соборе был погребен скончавшийся во время приезда в Москву святитель Стефан Пермский, просветитель зырян. Его святые мощи, находящиеся под спудом, практически сразу стали главной святыней собора.

В конце XV века, в связи с расширением территории дворца, монастырь по распоряжению великого князя Иоанна III Васильевича был переведен на другое место – на берег Москвы-реки, за Яузу, «близ Крутицы», – так началась история сегодняшнего ставропигиального Новоспасского монастыря. 

В Кремле же остался дворцовый храм Спаса Преображения, который в прошедшие века обновлялся, перестраивался, обрастал новыми приделами, претерпевал пожары и разорение в 1812 году. В середине XIX столетия была проведена его капитальная реставрация. А в 1933 году «Спас на Бору» был полностью разрушен при объединении залов Большого Кремлевского дворца в зал заседаний Верховного Совета СССР и РСФСР.

Обретениев наши дни останков монахов монастыря Преображения Господня связано с упомянутым погребением святителя Стефана Пермского. Мощи святителя в 1909 году исследовала специальная комиссияСвятейшего Синода с целью выяснить, возможно ли их перенесение на место подвигов святого в г. Пермь. Уже тогда в ходе раскопок, ниже захоронения святителя были найдены иные костные останки. По неизвестной причине все найденные фрагменты смешались, из-за чего священноначалие сочло обретение мощей невозможным. Над местом упокоения святителя были устроены драгоценная рака и бронзовая сень. В 1933 году Спасо-Преображенский собор и все его святыни уничтожили.

История продолжилась осенью 1997 года.  Во время строительных работ во дворе Большого Кремлевского дворца археологи обнаружили часть фундамента и западной стены – белокаменные детали древнего, 1330 года постройки Спасо-Преображенского собора, а рядом – несколько поврежденных захоронений XIV века, видимо, принадлежавших монастырскому кладбищу, которое существовало в обители с 1330 года по конец XV века. Найденные останки, более двадцати человек, по окончании работ были оставлены в земле на том же месте.

Спустя 10 летпротоиерей Владимир Клюев, тогда работавший в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата, инициировал возобновление поисков утраченных мощей святителя Стефана Пермского и древних монашеских захоронений периода существования в Кремле Спасского монастыря. В 2006 году председатель ОВЦС митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси) обратился к Святейшему Патриарху Алексию II с просьбой рассмотреть вопрос о поднятии обнаруженных в 1997 году останков монахов XIV–XV веков и проведении их всесторонней экспертизы. 7 мая 2007 года Святейшей Патриарх Алексий благословил это начинание митрополита Кирилла.

Работы по поднятию останков проводились под руководством о. Владимира Клюева с 06 июля по 30 октября 2007 года. Освидетельствованные останки были переданы в Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения г. Москвы. Экспертиза не дала окончательного ответа о присутствии среди них святых мощей. По благословению  святейшего Патриарха Алексия II вычлененные костные фрагменты до появления более убедительных доказательств принадлежности их свт. Стефану были положены на хранение. Ныне они находятся в ризнице Патриаршего Богоявленского собора. Остальные же костные фрагменты до настоящего времени пребывали на Патриаршем подворье при храме Собора новомучеников и исповедников Российских в Новокосине.

Фото: Олег Григоров, Сергей Дубинкин, Екатерина Орлова 

Материалы по теме

Монастыри

Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Москва, улица Даниловский Вал, 22с17
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Москва, улица Даниловский Вал, 22с17

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь