4 июля 2023 года, в день памяти преподобного Георгия (Лаврова), исповедника, архимандрита Даниловского, в Данилов ставропигиальный мужской монастырь Москвы были перенесены останки тридцати иноков Спасо-Преображенского монастыря, находившегося на протяжении XIV–XVстолетий на территории Московского Кремля и являвшегося преемником первой московской обители, основанной святым князем Даниилом. Костные фрагменты были обнаружены в 1997 году при производстве земляных работ во дворе Большого Кремлевского дворца на месте храма Спаса на Бору, снесенного 1 мая 1933 года. В 2007 году, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II останки были извлечены из земли. Экспертиза подтвердила их подлинность. До настоящего времени реликвия пребывала на Патриаршем подворье при храме Собора новомучеников и исповедников Российских в Новокосине г. Москвы.
Утром в Покровском храме Даниловской обители наместник монастыря епископ Солнечногорский Алексий отслужил Божественную литургию и совершил славление у раки преподобного Георгия. На богослужении пел хор монастыря. Затем владыка Алексий посетил недавно открытую мемориальную келью преподобного.
В Новокосине, в храме Собора новомучеников и исповедников Российских в полдень была совершена заупокойная лития по почившим инокам Спасо-Преображенского кремлевского монастыря, которую отслужил настоятель протоиерей Владимир Клюев и духовенство Патриаршего подворья. Затем святыня была доставлена в Данилов монастырь. После литии, в присутствии священноначалия, насельников монастыря и прихожан три ковчега были перенесены в поминальную часовню, где они будут находиться до августа, а затем в рамках мероприятий, посвященных 40-летию возрождения Данилова монастыря, состоится их перезахоронение в так называемой монастырской костнице.
Епископ Солнечногорский Алексий, отвечая на вопросы прессы и прихожан, сказал: «У Бога все живы. И сегодняшнее событие ‒ возвращение даниловских монахов в стены родной обители ‒ еще одно тому подтверждение. Кажется, и имена уже их забыты и значатся только в летописях и монастырских синодиках. Но Господь печется о нас. Он напоминает нам о том, что наши предки жили здесь, молились, и оставили нам пример жизни христианской, жизни монашеской... Как говорил отец Кирилл (Павлов), «каждый должен делать свое дело». Всем нам в будущей жизни хочется быть в Царствии Божием, а здесь, на земле, пребывать в мире, тишине, благоденствии...»
Краткая справка
Данилов мужской монастырь – древнейшая иноческая обитель Москвы – был основан святым благоверным князем Даниилом Московским не позднее 1282 года. Князь содержал монастырь, посвященный его святому покровителю, преподобному Даниилу Столпнику, на свои средства, с самого начала придав ему статус архимандритии. Около 1330 года сын святого князя Даниила, великий князь Московский Иоанн Калита выстроил в Кремле на Боровицком холме – на месте древней деревянной церкви «Спаса на Бору» – каменный Преображенский храм и основал первый на великокняжеском дворе монастырь,собрав в него братию из разных обителей. Даниловских монахов он также перевел в Кремль, а вместе с тем и архимандритию во главе с настоятелем Иоанном (впоследствии епископом Ростовским). С этого времени до конца XV века монастырь Преображения Господня был главной обителью московской великокняжеской семьи. Здесь представители этой семьи, в том числе и сам великий князь Иоанн Данилович, принимали постриг перед кончиной, здесь совершались их погребения.Возможно, в те времена монастырь был «общим», то есть предназначенным для проживаниякак иноков, так и инокинь.В придворной обители образовался центр московского летописания, управлявшие ею архимандриты нередко становились духовниками великих князей Московских.
В 1345 году, по свидетельству летописей, на средства супруги князяСимеона княгини Анастасии Гедиминовны Литовской, монастырский храм был расписан русскими мастерами, учениками греческихизографов Гойтаном, Семеном, Иваном, в работе участвовали «прочие их ученицы и дружина». Позже в монастыре нашла свое упокоение и княгиня Анастасия.
В 1396 году в соборе был погребен скончавшийся во время приезда в Москву святитель Стефан Пермский, просветитель зырян. Его святые мощи, находящиеся под спудом, практически сразу стали главной святыней собора.
В конце XV века, в связи с расширением территории дворца, монастырь по распоряжению великого князя Иоанна III Васильевича был переведен на другое место – на берег Москвы-реки, за Яузу, «близ Крутицы», – так началась история сегодняшнего ставропигиального Новоспасского монастыря.
В Кремле же остался дворцовый храм Спаса Преображения, который в прошедшие века обновлялся, перестраивался, обрастал новыми приделами, претерпевал пожары и разорение в 1812 году. В середине XIX столетия была проведена его капитальная реставрация. А в 1933 году «Спас на Бору» был полностью разрушен при объединении залов Большого Кремлевского дворца в зал заседаний Верховного Совета СССР и РСФСР.
Обретениев наши дни останков монахов монастыря Преображения Господня связано с упомянутым погребением святителя Стефана Пермского. Мощи святителя в 1909 году исследовала специальная комиссияСвятейшего Синода с целью выяснить, возможно ли их перенесение на место подвигов святого в г. Пермь. Уже тогда в ходе раскопок, ниже захоронения святителя были найдены иные костные останки. По неизвестной причине все найденные фрагменты смешались, из-за чего священноначалие сочло обретение мощей невозможным. Над местом упокоения святителя были устроены драгоценная рака и бронзовая сень. В 1933 году Спасо-Преображенский собор и все его святыни уничтожили.
История продолжилась осенью 1997 года. Во время строительных работ во дворе Большого Кремлевского дворца археологи обнаружили часть фундамента и западной стены – белокаменные детали древнего, 1330 года постройки Спасо-Преображенского собора, а рядом – несколько поврежденных захоронений XIV века, видимо, принадлежавших монастырскому кладбищу, которое существовало в обители с 1330 года по конец XV века. Найденные останки, более двадцати человек, по окончании работ были оставлены в земле на том же месте.
Спустя 10 летпротоиерей Владимир Клюев, тогда работавший в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата, инициировал возобновление поисков утраченных мощей святителя Стефана Пермского и древних монашеских захоронений периода существования в Кремле Спасского монастыря. В 2006 году председатель ОВЦС митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси) обратился к Святейшему Патриарху Алексию II с просьбой рассмотреть вопрос о поднятии обнаруженных в 1997 году останков монахов XIV–XV веков и проведении их всесторонней экспертизы. 7 мая 2007 года Святейшей Патриарх Алексий благословил это начинание митрополита Кирилла.
Работы по поднятию останков проводились под руководством о. Владимира Клюева с 06 июля по 30 октября 2007 года. Освидетельствованные останки были переданы в Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения г. Москвы. Экспертиза не дала окончательного ответа о присутствии среди них святых мощей. По благословению святейшего Патриарха Алексия II вычлененные костные фрагменты до появления более убедительных доказательств принадлежности их свт. Стефану были положены на хранение. Ныне они находятся в ризнице Патриаршего Богоявленского собора. Остальные же костные фрагменты до настоящего времени пребывали на Патриаршем подворье при храме Собора новомучеников и исповедников Российских в Новокосине.
Фото: Олег Григоров, Сергей Дубинкин, Екатерина Орлова