В Марфо-Мариинской обители прошла лекция протоиерея Артемия Владимирова

7 июня 2017 года в Клубе приемных родителей Центра семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ставропигиального женского монастыря Марфо-Мариинская обитель милосердия прошла встреча с педагогом и писателем протоиереем Артемием Владимировым на тему нравственных, духовных, душевных, ментальных ресурсов родителей в общении с детьми.

Отец Артемий напомнил, что Великий князь Сергий Александрович и его супруга преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна, основательница обители, тоже по сути являлись приемными родителями, воспитывая племянников Марию и Дмитрия, детей Великого князя Павла Александровича от первого брака, «последовательно, основательно взращивали юные души, делились с ними тем, чем сами были богаты». Также святой праведный Иоанн Кронштадтский с супругой заботились о племянниках.

«Каждый приходящий век приносит свои изменения, даже каждое десятилетие отражается на подрастающем поколении», – отметил о. Артемий, имеющий сорокалетний педагогический опыт. 

«Вступив благополучно в XXI столетие, мы размышляем о том, как выстраивать свою собственную жизнь, когда в нее войдет новая личность, понимая, насколько это хрупкая ткань, насколько мудро надо подойти к взаимоотношениям с маленьким человечком в зависимости от его небольшого, но все-таки прошлого. Родителям, которые поступают по пословице “Не тот отец, кто родил, а тот, кто воспитал“, надо учитывать всё, что имеется за плечами дочки или сыночка, и иногда это не собственный опыт, а то, что относится к генотипу», – обратил внимание священник.

Говоря о точке опоры, о резервах, которые необходимы, в частности, при общении с детьми, о. Артемий напомнил слова Спасителя из Его прощальной беседы с учениками (когда Он покинул Сионскую горницу после совершенной Тайной вечери, где апостолы впервые причастились) по пути в Гефсиманский сад: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15; 5). 

«В делах воспитательных, родственных мы чаще всего чувствуем свою слабость, немощь, ведь себя еще можно как-то переделать, а вот как содействовать раскрытию добрых качеств и вообще взращивать эти качества в маленьких, но свободных суверенных личностях, как бороться с чужими недостатками? Надеемся на Бога как на Источник всего доброго, светлого, как на Подателя жизни, как на Того, Кто пришел в этот мир, чтобы Своей Божественной энергией возродить наши сердца, – посоветовал священник. – Постоянное внутреннее обращение к Создателю, взывание: “Господи помоги, управи!“ – вот молитвенное правило мамочки со своими или приемными детишками.

Никто и ничто не препятствует нам войти в дух непрестанной молитвы и, если ты чувствуешь эту пуповину, которая соединяет с Источником жизни, если ты как дитя малое, неуверенное в своих силах, держишь эти духовные постромки в своих руках и твоя внутренняя жизнь уже не рефлексия (мы часто сидим в своих помыслах, опасениях, надеждах, разочарованиях как белка в колесе), – это прорыв к Богу. С утра пораньше, как сказано в Псалтыри, изыдет человек на делание свое до вечера (см. Пс. 103; 23). То, пребывая един с Единым Богом, с внутренней обращенностью ко Христу, совершая свои земные дела, а главное, общаясь с людьми, ты почувствуешь, что над тобой есть эта десница Вышнего, Божье водительство и содействие».

Отец Артемий пожелал всем родителям верить «верой зрячей, горячей, здравой», пожелал подлинной воцерковленности семьи, то есть венчанного брака. «Потому что именно в причащении Святых Христовых Таин мы обретаем точку опоры, источник духовных и нравственных сил, соединяясь со Христом. Тогда, даже еще ничего не сказав нашим детям, мы уже являем им нечто, что они не найдут в целом мире, потому что Сам Господь присутствует с причастником. Сам Господь Своей благодатью воздействует на окружающих через человека, который носит за пазухой Христа, – пояснил священник. – В общении со взрослыми детьми действует закон Паскаля: «В сообщающихся сосудах уровень жидкости одинаковый». 

Учитывая, что все мы разные, что сегодня практически даже среди взрослых не встретишь человека ровного, выдержанного, корректного, неизменно благожелательного, холодного умом, теплого сердцем; человека, который бы имел установку на самоотдачу – главный закон общения – отщипывать от себя частички души; практически не встретишь человека, который мирен с самим собой, который распространяет без особых усилий вокруг себя тишину, гармонию, спокойствие. Мы иногда бываем такими, но только в какие-то минутки ослепительного счастья или золотого детства, а так, чтобы стяжать подобное устроение, чтобы это было качеством нашей внутренней жизни, безусловно, без Божиего содействия и освящения ума и сердца, души и тела и всего круга нашего бытия, энергии Святого Духа, черпаемых в церковных Таинствах, об этом даже и мечтать невозможно».

«Мало причаститься, – продолжил о. Артемий, – важно сохранить и взрастить принятую святыню, принести плод причащения. А плод причащения – та самая атмосфера мира, спокойствия, рассудительности, доброжелательности, приветливости, упорядоченности мысли и чувств, словом, любви. Атмосфера тепла, доверия, искренности, полноты душевной, которая, нисходя на тебя, будни превращает в праздник. Дети – существа, которые как раз ждут радости, смотрят на мир широко открытыми глазами, чувствуют избыток жизненных сил. Для того, чтобы нам, взрослым, с ними общаться, мы должны находиться в сингармонизме, т.е. чувствовать эти ниточки, эти струны души».

В завершение встречи лектор напомнил, что основа дворянского воспитания заключалась в том, что ребенок не почитал себя центром мироздания. Отец Артемий предложил слушателям ознакомиться с собственными книгами, в которых он подробно делится своим педагогическим и жизненным опытом, воспоминаниями, исследованиями отечественной литературы.

Материалы по теме

Публикации:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Сурский Иоанновский женский монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Петропавловский мужской монастырь