«Господь нам сказал, что если мы следуем Ему, то мы достигаем самой высокой цели жизни»

Святейший Патриарх Кирилл
28 апреля 2024 года, в Неделю 6-ю, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Всех вас, мои дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с великим праздником Входа Господня в Иерусалим!

Церковные праздники, которые мы празднуем и которые связаны с именем Господа и Спасителя, не имеют в своей основе реального празднования в то время, когда Господь жил. Все они проходили в тишине, а иногда и в скорбях. А если и во славе как Преображение на Фаворе, то ведь не сопровождались никаким народным празднованием. Народ как бы в стороне был от всего, что связано было даже с торжеством Спасителя. И только одно событие из Его земной жизни стало праздником для народа. Это то, которое мы сегодня отмечаем. Его торжественный вход в Иерусалим. И произошло это потому, что народ был поражен тем, что совершил Спаситель. Он воскресил из мертвых человека, который почти четверо суток был во гробе, то есть в пещере гробовой. И когда даже Господь приказал камень гробовой отодвинуть, то стоящие сказали: «Не надо. Уже четвертый день. Будет смрад». И мы знаем, что этот, как бы уже начавший подвергаться тлению человек, вышел из гроба живым. Но что могло больше потрясти сознание людей? Ничего. И, конечно, именно с тем, Кто мог из мертвых призвать к жизни человека, в сознании тогдашних жителей Иерусалима и связывалась надежда на то, что ведь этот Человек, наверное, и есть Мессия. Ну а кто же еще? Кто может воскресить покойника смердящего? И потому пошел навстречу Спасителю народ. Как сказано в Евангелии, срезали ветви пальм, бросали под ноги, постилали свои одежды. То есть встречали так, как встречали триумфаторов, то есть победителей, возвращавшихся после победы, боевой, воинской победы. Но обычно триумфаторы въезжали на белом коне, пурпурная была попона на лошади, много было золота, оружия. В общем, каждый триумфатор показывал, что он и есть победитель, избавитель народа, герой. Ну а Господь хотел показать совершенно другой образ спасителя, того, кто избавляет мир, реально избавляет мир, не добиваясь каких-то военных побед, а добиваясь самой важной победы над бедой человеческой, над несчастьем, над скорбями, болезнями и всем тем, что грех внес в человеческую природу. И Господь входит в Иерусалим, несмотря на то, что Его приветствуют как триумфатора, как простой паломник. Не на белом коне, а на ослике. Одним Своим видом показывая, что Он не принимает этих восторгов, что не это поклонение нужно Ему, не это поклонение нужно Богу. И знаем, что встреченный торжественно как чудотворец, как человек, совершивший то, что никто никогда из людей не совершал, Господь Иисус Христос, взойдя в Иерусалим, совсем скоро потерял всякое не то что почитание, но даже уважение со стороны иерусалимлян и в первую очередь со стороны духовных вождей народа израильского. А произошло это потому, что Господь явил иной образ Мессии, с которым Израиль не связывал никаких благополучений для себя. Ни избавления от римлян, ни господства над другими, ни богатства, ни что, может быть, самое главное — освобождение Иерусалима. Ничего этого в образе Спасителя не передавалось израильтянам, жителям Иерусалима. И потому, несомненно, вот этот вход в Иерусалим не был знаком того, что Господь отвечает на их земные, даже политические чаяния, и что Он принес совершенно другую миссию и другое слово людям.

Но именно это событие — вхождение Спасителя на ослике в Иерусалим как бедного паломника — и мы в преддверии праздника Святой Пасхи так торжественно вспоминаем, потому что знаем, что потом произошло. Мы знаем о страдании и смерти Спасителя, мы знаем о Его воскресении из мертвых, мы знаем о снисхождении Святого Духа на апостолов, а через них — на всю Церковь, и мы знаем, что если бы не было тех событий, то неизвестно, существовал ли бы мир. Потому что христианское слово преобразовало в том числе и политическое мышление многих, и философию жизни, и многое другое, что было положено в основу и международных отношений, и межличностных отношений, и так далее.

К сожалению, не все то, чему Господь учил, и что продолжает, повторяя Его слова, учить Церковь, принимается современными людьми. Как точно и в то время, ведь не все жители Иерусалима приняли. Кто-то принял, а кто-то нет. Кто-то за Христом пошел к Его кресту, а кто-то кричал «распни». Господь оставляет человеку свободу выбора. Но разумность выбора всегда основывается на осознании всего того, что в этот выбор вкладывается, каков его смысл. И вот Господь нам сказал, что если мы следуем Ему, то мы достигаем самой высокой цели жизни. Во-первых, мы обретаем духовный, интеллектуальный смысл этой жизни. Потому что если нет жизни вечной, жизнь лишается смысла… земная. Нет смысла в такой жизни, если нет жизни вечности. И когда у неверующих людей мы иногда спрашиваем: «Ну вот, вы умрете. А в чем смысл вашей жизни?» Обычно говорят: «В детях, в будущем». Странный ответ. А кто знает, что будет с детьми? Какими они будут? А кто знает, каким будет будущее? Но ты-то прожил, не сделав ничего для этого будущего, если ты жил без Бога. Все то, что ты сделал, имело смысл и значение для сегодняшнего дня или для ближайших дней человеческой истории, или даже лет человеческой истории. Но с окончанием физической жизни, с наступлением смерти теряется весь этот смысл нашего бытия здесь. Если мы отвергаем Бога, и если мы отвергаем вечность. Вот почему невозможно исторгнуть веру из сердец, из умов, из сознания людей. Ведь с верой христианской боролись римские императоры-язычники, а затем многие другие политики, включая и наше недавнее прошлое, когда поставлена была в нашей стране ужасная, просто обескураживающая цель — построить рай без Бога, общество справедливости, общего достатка, благополучия без Бога, а значит без духовной составляющей, которая только и способна подвигнуть человека на подлинный духовный подвиг.

Поэтому сегодняшний день, мои дорогие, сегодняшний праздник, вводит в нас воспоминания о страданиях Спасителя и одновременно помогает нам очень многое понять. Он помогает нам понять о том, в чем смысл нашей жизни, каково целеполагание, зачем мы живем, зачем мы должны в вере воспитывать наших детей, почему мы должны любить друг друга, Родину, народ наш. Все это открывается в тех великих словах, в той великой мудрости, которую открыл нам Господь, и смиренный вход Которого в Иерусалим мы все сегодня празднуем. Аминь. С праздником поздравляю вас.

Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Воскресенский Новодевичий монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь