Слово Святейшего Патриарха Кирилла на вечерне с чином прощения в Храме Христа Спасителя

Вечером 2 марта 2014 года, в Прощеное воскресенье, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню с чином прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. После отпуста вечерни Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мы достигли Прощеного воскресенья, и с завтрашнего дня начинается поприще Великого поста. Радуется сердце, что все больше людей, ранее не постившихся, с полным пониманием важности поста приступает к этому Богом заповеданному делу. Действительно, Сам Господь неоднократно в Ветхом Завете призывает Свой народ к посту, особенно во времена тяжких испытаний. И Сын Божий являет пример поста на горе близ Иерихона, постясь сорок дней и сорок ночей перед началом Своего служения.

Пост сопровождает всю историю христианства. По-разному люди постились, были разные сроки поста и разная дисциплина поста. Были те, кто уходил в пустыню на сорок дней и в течение этого времени ничего не ел и не пил, после чего возвращался в свою обитель просветленным. Мы встречаем воспоминания о таком подвиге в житии преподобной Марии Египетской. Конечно, немногие отваживались именно так, один на один с дикой природой, без хлеба и воды прожить эти сорок дней. Но тот факт, что эти подвиги никогда не сопровождались ни болезнью, ни смертью людей, что запечатлено также в истории Церкви, свидетельствует, что подвиг поста, совершаемый во имя Божие, Богом и поддерживается.

Нынешний устав церковный ни от кого не требует таких постов. Есть только отдельные люди, которые возлагают на себя очень строгий пост, но они не являются и не могут являться примером для всех остальных, потому что чаще всего это монашествующие, люди, живущие в уединении, не занимающиеся никакой работой и полностью посвящающие себя размышлениям, молитве и ограничению в пище. Тем не менее дисциплина поста не является простой для современного человека, который привык к комфорту, привык ни в чем себя не ограничивать, есть и пить что хочет и сколько хочет, и поэтому даже облегченная дисциплина поста, которую сегодня Церковь предлагает людям, для некоторых является вызовом и огромным препятствием. И замечательно, что этот вызов сегодня принимают очень многие, в том числе те, кто никогда ранее не постился, например, люди, которые по своему профессиональному укладу жизни должны особенно поддерживать свое физическое состояние. Я имею в виду многих профессиональных спортсменов, которые постятся наравне с нами, не опасаясь, что этот пост ослабит их мышцы или повредит их телу. Не буду называть имя очень известного спортсмена, который вчера сказал мне о том, что принял решение поститься, хотя относится к числу людей незаурядных физических данных, незаурядного телосложения и силы. Я пожелал ему, чтобы Господь укрепил его во время поста и дал силы не свернуть с этого доброго поприща.

Тот факт, что сегодня в храмах нашей Церкви множество народа, свидетельствует еще об одной потребности людей — не только возложить на себя узы поста, которые являются узами спасительными, благими и легкими, но также изменить свою жизнь к лучшему. А последнее и является целью поста.

Мы постимся не для того, чтобы перейти на некую диету, как некоторые считают, не для того, чтобы похудеть, не для того, чтобы наш организм лучше работал, — хотя все это действительно является следствием физического поста. В первую очередь мы постимся для того, чтобы изменились наши чувства, потому что духовная природа человека связана с физической и состояние тела влияет на состояние духа. Результатом же поста должна быть глубокая перемена в наших мыслях, в нашем отношении к окружающему миру, в нашем мировоззрении, в нашем восприятии ценностей, в определении того, что есть важное и непреходящее для человека, а что второстепенное, на что не стоит тратить свою жизнь. Пост — это время молитвы и беспристрастного суда над самим собой через размышление и покаяние.

Мы начинаем поприще Великого поста с Прощеного воскресенья. Церковь призывает простить друг друга, особенно же простить наших обидчиков, тех, к кому мы плохо относимся, кто причинил нам скорбь, кто явил некую несправедливость в отношении нас, попросить прощения у тех, чье имя мы не всегда хотим произносить. Для чего же это надо? Об этом замечательно сказал святой преподобный Ефрем Сирин: «Если ты, человек, не прощаешь всякого, кто согрешил против тебя, не утруждай себя постом и молитвой, ибо не услышит тебя Бог».

Пост и молитва, если они не связаны с покаянным состоянием духа, если они не сопровождаются прощением тех, с кем мы во вражде или конфликте, не достигают престола Божия. И потому то, что происходит в Прощеное воскресенье вечером, не является лишь обычаем. Да и кто захотел бы следовать этому обычаю, заставляя себя сделать то, что сделать очень непросто! Но ведь каждый душой понимает, сердцем чувствует, что нужно сделать этот шаг, нужно испросить прощения у ближнего — для того чтобы ушла тяжесть сердца, для того чтобы взор стал светлым, для того чтобы очистилась атмосфера межличностных отношений.

Церковь призывает нас к этому шагу, к этому деянию именно для того, чтобы перед нами открылись спасительные двери покаяния, поста и молитвы. Совершим этот шаг в чистоте мыслей и в простоте сердца, без всякого лукавства и без всякой дипломатии. Сделаем это настолько чисто и честно, чтобы радостным биением отозвалось на это деяние наше сердце.

Я сознаю, что как Патриарх, как настоятель этого святого храма мог многих из вас вольно или невольно обидеть. Сознаю, что не всем, кто обращается ко мне, я имею возможность ответить, не со всеми, кто хотел бы этого, я могу встретиться, не ко всем, кто хотел бы этого, я могу проявить особое внимание, и это обстоятельство тяготит мою душу. И когда кто-то из моего рабочего окружения убеждает меня в том, что в сутках только 24 часа и невозможно сделать большее, я, как бы принимая все эти аргументы, внутренне скорблю — как скорблю о невозможности посещать все храмы, в которые меня приглашают, как скорблю о невозможности приезжать в каждый монастырь, где меня ждут, как скорблю о невозможности отвечать на многие приглашения в адрес Патриарха — а откликнуться опять таки не могу. Сознаю также, что и по человеческой своей немощи мог кого-то обидеть — слишком грозным словом, невоздержанностью в слове, проявлением раздражительности, что также является грехом, в котором я открыто каюсь сегодня пред всеми вами. И в знак моего искреннего раскаяния пред Церковью, пред духовенством, пред народом, приношу это земное поклонение. Отцы святые, братья и сестры, благословите и простите меня, грешного. Аминь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Архимандрит АЛЕКСИЙ (Поликарпов)
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Памяти архимандрита Петра (Афанасьева)
Архимандрит Алексий (Поликарпов)
Архимандрит АЛЕКСИЙ (Поликарпов)
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Памяти архимандрита Петра (Афанасьева)
Архимандрит Алексий (Поликарпов)