Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне

Игумен Кронид (Карев)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Христос Воскресе!

Сегодня мы празднуем Неделю о самаряныне. В Святом Евангелии повествуется, как Господь, проходя мимо города Сихарь, остановился у колодца. Ученики отошли в ближайший город, чтобы купить еды, и Спаситель остался один. И к этому колодцу вышла женщина, с которой Спаситель начал разговор (См.: Ин. 4, 5–42).

В Евангелии не упоминается имя этой женщины, но Святое Предание сохранило нам его, оно звучит по-гречески – Фотина, по-русски – Светлана. Встреча с Господом дала ей свет, и она стала проповедницей Света истинного и претерпела мученическую кончину[1].

Внимательно размыслите над словами Евангелия. Зачем приходила самарянка к колодцу? Странный вопрос. Конечно, набрать воды. Так приходила она каждый день, и вот однажды она встретила Спасителя и говорила с Ним. Да и стала с Ним говорить так, как подчас мы говорим со случайным человеком. Нужно было иметь очень чуткое, внимательное сердце, чтобы, занимаясь самым привычным, обыденным делом, увидеть Господа.

Это пример нам, насколько и как наше сердце должно быть готово, чтобы в жизни услышать и выслушать Бога.

У Спасителя с самарянкой разговор начался как самый обычный. Господь попросил пить, она удивилась: «Как же Ты, будучи иудеем, просишь пить у меня, жены-самарянки?» И Христос начал ей говорить о воде живой. Но она не поняла Его слов, и тогда Спаситель сказал: «Приведи мужа». – «У меня нет мужа».

И с этого момента начинается совсем другой разговор. «Да, действительно, ты сказала правду, что этот человек, с которым ты живешь, не муж тебе». Увидев, что перед ней не простой человек, а пророк, она говорит уже не о воде, не о колодце, она задает совсем иные вопросы, и спрашивает, где и как поклоняться Богу так, чтобы Он принял это поклонение? «Наши отцы поклонялись на горе сей, а вы говорите, что в Иерусалиме то место, где надо поклоняться». Увидев сердце готовое, Господь говорит: «Поверь Мне, настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе».

И такой радостью, радостью об истине, самарянка не могла не поделиться, и она бежит в город, чтобы люди, движимые, может быть, отчасти и любопытством, а отчасти и убежденные ею, пришли ко Христу. Потом, по прошествии нескольких дней, они уже говорили: «Теперь и мы верим не только потому, что нам рассказали, но теперь мы сами увидели, мы сами услышали».

Такова евангельская история о самарянке.

Каков тот нравственный урок, который мы можем взять из этого евангельского отрывка? За самым обыденным делом мы должны быть открыты, чтобы принять Христа. А чтобы наша вера, наш рассказ о Христе был услышан другими людьми, мы сами должны, прежде всего, поверить, открыть свое сердце.

Господь ждет вот этого удобного случая, когда мы можем встать в правде перед Богом, когда мы можем раскрыть свое сердце. В Писании говорится: Приступит человек, и сердце глубоко. И вознесется Бог (Пс. 63, 7–8.). Именно там, в глубоком сердце совершается поклонение Отцу в духе и истине. И мы должны постараться очистить свое сердце, раскрыть его перед Богом, стать в правде перед Ним.

Авва Дорофей пишет, что есть три вида лжи: когда человек лжет мыслью, другой, когда он лжет словом и третий, когда он лжет самой своей жизнью. Надо постараться, чтобы наша жизнь была чиста, чтобы наша жизнь была светла, чтобы, увидев Бога, мы смогли передать Его свет другим, и, видя наше во Христе житие, другие люди веровали и не отвращались от Бога. Аминь.

1 Мц. Фотина (Светлана) Самаряныня († ок. 66).


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Архимандрит Алексий (Поликарпов)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Игумен Тихон (Борисов)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Архимандрит Алексий (Поликарпов)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Игумен Тихон (Борисов)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)