Вот и прошел первый день Поста. Первый день небезмятежного духовного плавания. Первый день восхождения на неизведанную Вершину. Первый день таинственного 40-дневного беспосадочного перелета.
Пост – это такое безбрежное море, в котором любой может обрести свою глубину. Это духовный сад, где для каждого найдутся прекрасные цветы, плоды и другие произрастания. Великий пост – это совершенно особое духовное пространство церковного года. Глубокое, густое, насыщенное, таинственное, молитвенное, вдохновенное, творческое созидательное пространство. Это общий для всех нас Путь, но он имеет столько личностных граней, оттенков, полутонов, что каждый найдет в этом духовном путешествии что-то свое, особенное, необходимое конкретно ему.
И называется пост Великим не столько потому, что он особенно строгий, продолжительный, напряженный. Великий, потому что велика его цель – Пасха Христова. Пасха красная, двери райские нам отверзающая! И всё, что мы будем делать в течение этого времени, – молиться, воздерживаться от курицы и кефира, класть земные поклоны, ходить в храм, исповедаться, каяться, плакать о своих грехах и падениях, радоваться скромным победам – всё это не что иное, как маленькие ступени к великому вселенскому пиру нашей веры – Воскресению Христову!
Святитель Николай Сербский в своих гомилиях прекрасно раскрывает суть Поста: «Пост – это попытка Церкви помочь человеку открыть свои душевные раны, которые он прикрывает видимостью здоровья. Пост – это попытка Церкви помочь человеку открыть свою немощь, которую он искусно скрывает под маской силы. Пост – это возможность для человека вскрыть зловонный гнойник своей души, который он старательно заглушает внешним земным благоуханием. Пост – это духовное зеркало, в котором человек, вообразивший себя прекрасным рыцарем, должен увидеть себя безобразным карликом-горбуном, которым он на самом деле предстоит пред лицем Божиим».
Прекрасные слова! Церковь всегда помогает человеку вскрыть зловонный гнойник души. Помогает снять маску, смыть грим, увидеть себя настоящего. Не для кого-то со стороны, а для себя самого. Пост – это наша попытка избавиться от того, что нас разрушает, внутренне убивает, вносит в наше сердце хаос, нелюбовь, мрак. Кого-то разрушают наркотики. Кого-то разрушает гнев и раздражительность. Чье-то сердце разрывается от злобы, неудовольствия, ропота. В чью-то душу, как слезоточивый газ, просачивается лень, уныние, скука. Коррозия гордыни. Плесень зависти. Метастазы тщеславия.
Но самая главная опасность заключается в том, что грех – это не просто отступление от каких-то общепринятых нравственных правил, заповедей и законов. Грех – это отступление и капитуляция человека от своей глубинной, сокровенной бытийной сущности. От того, каким его задумал и хочет видеть Бог. Грех – это предательство сáмой главной встречи, которая только может быть у каждого из нас, – встречи со Христом!
Проблема не просто в том, что человек не может отказаться от алкоголя, игральных автоматов, не может оторваться от телевизора, изменяет жене, врет, ворует, выкручивается. Все это страшно и печально… Но главная суть в том, что человек не хочет жить в благодатном, таинственном потоке Промысла Божия, что человека нещадно поглощает тотальный хаос (а он не понимает этой трагедии), что человек не хочет освободить, расчистить в своей душе место для Бога! Самая главная беда и катастрофа заключается в том, что человек хочет автономности от своего Творца!
У современного румынского старца отца Арсения как-то спросили: «Какая сегодня самая страшная духовная болезнь?» И старец ответил: «Забвение Бога! Надо постоянно помнить, что Господь каждую минуту присутствует посреди нас. Он не заставляет нас совершать какие-то подвиги, а просто хочет, чтобы мы помнили о Его присутствии, чтобы у нас было осознание, что мы ходим под Ним».
У каждого человека внутри, в душе есть священная лампада образа Божия. Эта лампада может оказаться потухшей, без масла, с порванным фитилем. Надо только подлить елей, поправить фитиль, убрать нагар и зажечь эту лампаду любви и веры!
Преподобный Иустин Сербский говорил, что «христиане – это паломники Вечности. Они непрестанно ищут Божественное золото в земном болоте».
Каждый человек приходит в Церковь со своей судьбой, со своими переживаниями, со своей болью, со своим биением сердца. В Церкви вместе старцы с ю́нотами (Пс. 148:12), вкупе богат и убог (Пс. 48:3). И глубина духовной жизни не зависит от глубины кошелька или высоты общественного положения. Сердца верующих должны биться в одном такте – такте любви и взаимопонимания. И объединяться вокруг одной Чаши – Евхаристической Чаши Тела и Крови Христовых! Однажды каждого из нас Господь привел в этот мир, в поток бытия. Для чего? Если всё в мире видимом создано для человека, то сам человек создан для Бога! «Ты сотворил нас для Себя, – восклицает блаженный Августин, – и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе».
Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что «если человек здесь на земле не соединится с Богом, то в Вечности он с Ним не соединится никогда». Созданный по образу Божию, человек в этой жизни призван стяжать подобие, достичь обожения, стать богом по благодати. Будьте святы, потому что Я свят (Лев. 11:44; 19:2), – говорит Господь. Это необыкновенная высота, труднейшая задача, но именно к ней призывается человек.
Но очень важно, чтобы в погоне за Фаворским Светом, мы не сбили с ног ближнего, который рядом. Чтобы перед тем как обожиться, мы хотя бы очеловечились. Ведь не секрет же, что даже много лет находясь в церковной ограде, мы страдаем гордостью, надменностью, неискренностью, эгоизмом, невоспитанностью, а порой и хамством. Это наши болезни. Недавно одна женщина на вопрос, какое у нее правило, как она молится, ответила: «Батюшка! У меня было много правил и молитв, а сейчас я молюсь одной молитвой: «“Господи! Научи меня любить людей!” Я только учусь быть человеком!»
Святые отцы часто сравнивают человеческую душу с кораблем, плавающим в открытом океане и имеющим две большие опасности. Корабль может потерпеть крушение и потонуть либо от внешней причины: рифы, скалы, сильные волны, или же он идет ко дну вследствие повреждения трюма, – перегруз, крысы, внутренние неполадки. Так и мы гибнем или потопляемые извне, то есть осуществленными на деле грехами, или изнутри – лукавыми греховными помыслами. Но если от внешних штормовых волн, рифов можно все-таки вовремя спастись, заметив их и предприняв какие-то экстренные меры, то «“трюмные нечистоты”, – как говорит блаженная Синклитикия, – опасны и тогда, когда море спокойно, и мореходы спят. Они незаметно подступают, наполняя корабль, и несут с собой смерть». От внешних греховных причин можно оградиться, но какая же труднейшая и напряженная предстоит каждому из нас работа по очищению трюмных нечистот нашего сердца! Там целые залежи. Целые стада крыс – многоразличных греховных помыслов. Перегруз бесполезной информацией. Вот этой работой мы и будем заниматься в Пост. Пост – это время борьбы со злом в своей душе.
Не только изменение ассортимента стола должно произойти в эти благодатные дни: с говядины – на грибки и с ряженки – на простой квас. Покаяние – по-гречески «метанойя», а по-славянски «умоперемена» – это перемена ума с лукавого на простой, с грешного на святой, с земного на Божественный! Изменить ум в миллион раз сложнее, чем изменить меню. Поэтому время Поста должно нам открыться как уникальное время по очищению своего сердца, как филигранная работа над своей душой. Преподобный Иустин Сербский говорит, что «не только тело, но и душа должна постоянно быть на коленях». А преподобный Ефрем Сирин замечает, что «если бы не было покаяния, давно бы погиб род человеческий!»
Главный дефицит человеческой цивилизации – это дефицит веры, любви, смирения, доброжелательности. Дефицит молитвы. «Сколь неизмерима наша беда, – восклицает авва Эмилиан Афонский, – если мы не умеем молиться! Неизмерима! Это наибольшее из всех зол для нас. Если предположить, что взорвутся звезды и миры между ними, и всё, вверху и внизу, превратится в обломки, то эта катастрофа будет меньшей по сравнению с той, которой подвергаемся мы, когда не умеем молиться!» Огненные слова, и страшные одновременно! Но так оно и есть.
Один знаменитый музыкант сказал как-то: «Если я не играю один день, то я это уже чувствую. Если я не играю два дня, то это уже чувствуют все». То же самое происходит и с нами, когда мы оставляем молитву, трезвение, покаяние. Сначала это сказывается на нас самих, а потом – на наших близких и на окружающих нас людях. Потому что вместо благодатной наполненности памятью Божией, сердце станет вмещать в себя хаос, раздражительность, суету, страсти. И это отразится на тех людях, которые находятся рядом с нами. Поэтому, давайте наполним молитвой эти удивительные дни Великопостной весны. Церковной, домашней, непрестанной молитвой везде: в келии, на послушании, в транспорте и на работе, дома и в гостях, во всех жизненных ситуациях и во всех обстоятельствах.
Пусть всё, буквально всё – наши неудачи и удачи, падения, скорби, трудности, радости, открытия, болезни и выздоровления – всё послужит, как говорят святые отцы, поводом для молитвы покаянной, славословящей, благодарящей Бога за всё.
Церковь – это опыт Вечной жизни, которая начинается не когда-нибудь, не где-то, не в какой-то абстрактной плоскости, а здесь и сейчас, в этом месте, в этом сердце, с этими людьми, и простирается в Царствие Небесное.
Все мы знаем, что время Поста пройдет очень быстро, как беспосадочный 40-дневный перелет. Первые дни поста – это некий камертон, который помогает нам настроить скрипку души на правильный и точный лад. Давайте постараемся сохранить и пронести это вдохновение, молитву, покаянное делание до цели нашего странствия – Пасхи Христовой! Пусть Великий пост каждому из нас чем-то поможет. Каждого чему-то научит. Поможет приобрести болезнующее сердце, мудрость, снисхождение к ближним.
Ведь если человек заболел, но не ропщет, а понимает, что болезнь дана ему как очищение, то опыт боли становится для него опытом выздоровления. Если с человеком случилась беда, и он потерял близких, работу, положение в социуме, но видит в этом не случайность, а Промысл, то опыт потери становится для него опытом приобретения. Если с нами случаются искушения, трудности, скорби, кризисы, какие-то душевные катастрофы, но мы в этом никого не обвиняем, ни Бога, ни людей, а принимаем случившееся с чистым сердцем, то опыт всего неожиданно происходящего становится для нас опытом благодарения.
Пост – это не нахмуренность, а сосредоточенность. Пост – это не просто голодное томящее сосание под ложечкой, не досадное вынужденное воздержание от любимых удовольствий. Пост – это время борьбы со злом в своей душе. Пост – зеркало, в котором мы должны увидеть свои притаившиеся страсти. Пост – это инструмент любви! А еще Пост – это наша жертва. Наша молитва за весь мир. Верующие люди не могут отвернуться от мира, как от прокаженного, как от погибающего. Не сливаясь с миром, христианин призван вносить в мир тепло, веру, радость, тишину, смирение, свет. Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего иже есть на Небесех (Мф. 5:16).
Пост – это таинственное паломничество. И давайте отправимся в него со светлой душой и радостным сердцем. Цель этого нашего паломничества дороже всего на свете. Цель его – Святая Пасха Христова!