«Бог есть Свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин.1 : 5). Сегодня Господь вводит нас в Свой Свет Невечерний! Сегодняшний праздник блистает славою, которую Господь наш Иисус Христос имеет изначально от Своего Отца. Сегодня подчеркнуто глубоко звучат слова Символа веры: «Света от Света, Бога истинна от Бога истинна!»
«И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми», – и, как подчеркивает евангелист Марк, – «как снег, как на земле белильщик не может выбелить». (Мк 9 : 2, 3)
Только Небесный Белильщик может явить нетварный Божественный Свет. И этот Свет – прообраз обожения и будущей славы человеческого естества. На Фаворе Апостолы увидели, каковы будут тела людей, когда они войдут в Царствие Божие. Этот Свет станет одеждой святых, украшением праведников, сиянием угодивших Богу!
Ученики, святые апостолы удостоились воочию увидеть Преображение Христово потому, что они сами преобразились. «Они сами изменились и, таким образом, увидели изменение», – говорит святитель Григорий Палама. А блаженный Августин подчеркивает: «Что солнце для глаз плоти, то Господь для очей сердца. Что оно для плоти, то Господь – это солнце для сердец».
Свет Христов – есть Свет Бога Отца. Капподакийские отцы толковали слова Псалтири «во Свете Твоем узрим Свет» в том смысле, что Свет Бога Отца открывается через Свет Сына Божия, благодаря действию Святого Духа. Святитель Григорий очень емко и точно об этом говорит: «Ныне мы и узрели, и проповедуем, от Света-Отца приняв Свет-Сына во Свете-Духе, краткое и простое богословие Троицы».
Неразрывной таинственной нитью Преображение Господне связано с Его крестными страданиями. Христос преобразился для того, чтобы ученики, увидев Его во всей красоте, во всем блеске Его Божественного величия, не усомнились и не поколебались, увидев Его потом распятым на кресте. «На горе преобразился ecu, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят: яко Ты ecu воистину Отчее сияние». Для нас эта связь Преображения с Распятием Господа тоже очень важна. Когда человек испытывает на себе призывающую благодать, радость познания веры, теплоту молитвы – все это дается ему как некий залог, как предвкушение будущего Преображения его души, чтобы в тот момент жизни, когда и он взойдет на свою собственную голгофу, страстную седмицу своего бытия земного, не усомнился и не потерял мужества!
Так же, как Спаситель преобразился, то есть явился в сиянии Вечной славы в момент, когда говорил с пророками о Своем грядущем восходе в Иерусалим и Распятии, так же и наша душа, когда она испытывает вдохновение и полет, должна помнить о том, что и у нее когда-то будет страстная пятница. А потом уже – Воскресение!
Преподобный Серафим Саровский, говоря с одним из посетителей, сказал ему: «Проси у Бога именем Христа то, что тебе нужно, но помни – какой ценой Христос получил власть тебе это даровать!» Этим преподобный хотел сказать: «Не проси ни о чем, что недостойно Божией крестной любви, смерти и Распятия Спасителя». А самое главное, что мы должны искать, просить, вымаливать – это просвещение нашей души светом веры, светом любви, светом смирения и надежды!
В мире столько подделок, сияющих ложным светом, кажущихся жемчугом, а на самом деле являющихся простыми стекляшками. Даже сама душа, если она не ищет Смысла, Христа, Вечности – тоже подделка. «Свет, который в тебе, не есть ли тьма?» (Лк. 11 : 35). Мы знаем из Священного Писания, что «сам сатана принимает вид Ангела света» (2 Кор. 11 : 14). И человек может всю жизнь подниматься по лестнице, не понимая, что приставлена она не к той стене.
«Самое страшное, – как говорит старец Софроний, – если человечество превратится в звериный мир джунглей». Трагедия, если человечество забудет о Божественном Свете, а будет искать болотные «гнилушки». Тьма, холод, молчание и каждый со своим фонариком, со своим жалким огарком... А с огарком далеко не уйдешь – ветер задует, дождь зальет....
«Весь смысл нашей жизни в том, чтобы теплом своего дыхания бороться с холодом мира», – писал Сергей Фудель.
Свет - это главные заповеди: «возлюби Бога всем сердцем твоим и ближнего, как самого себя». В одном Патерике говорится, как однажды ученики пришли к старцу и спросили: «Как нам жить друг с другом? Как жить с ближними?» И старец неожиданно ответил: «Не смотрите друг на друга лопатками!» «Лопатками? Какими лопатками? Что это значит?» «Когда ты любишь, - ответил старец, - ты смотришь в лицо другого, в его глаза. А когда уходит любовь, мы поворачиваемся друг ко другу спиной. Еще находимся рядом, но уже смотрим на другого лопатками». И тогда свет, который есть в нас - это тьма! А Свет Христов просвещает всех!
Наша душа должна стать вместилищем благодати Божией, должна стяжать этот Свет обожения. «Бог стал человеком, для того, чтобы человек стал богом» (святитель Афанасий Великий). Это духовное движение, этот поиск встречи с Богом, это вытеснение тьмы из нашего сердца, это Преображение души должно продолжаться всю нашу жизнь от первого младенческого крика и до последнего предсмертного вздоха, от Крещения и до отпевания! И даже далее за гробом, в Вечной жизни!
Тот, кто читал книгу преподобного Силуана Афонского, помнит место, где описывается несомненный опыт преображения человека. Старец тогда еще был послушником Симеоном. «Я вошел в церковь на вечерню, - вспоминает святой, - и, глядя на икону Спасителя, помолился: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного». С этими словами я увидел на месте иконы Живого Господа, и благодать Святого Духа наполнила душу мою и все тело, и душа Духом Святым познала Господа нашего Иисуса Христа!» И далее старец говорит удивительную вещь. Прикровенно, как будто о чужом опыте, но на самом деле о себе: «Знаю человека, которого Милостивый Господь посетил Своею благодатию; и, если бы спросил его Господь: «Хочешь дам тебе еще больше?», то от немощи плоти душа сказала бы: «Ты видишь, Господи, что если больше, то я умру!»
Так и на Фаворе ученики Христовы пали ниц от славы Господней. Это редчайший опыт святого человека, угодника Божия. Мы - простые люди и далеки от таких духовных прозрений. Как, помните, старец Нектарий смиренно говорил, что у предыдущих старцев были караваи благодати, а у него лишь крошки. Наш духовный молитвенный опыт - это маленькие крохи, но и они важны для нас. Мы, как псы, которые едят крохи, падающие со стола господ их!
Сегодня мы вместе с апостолами восклицаем: «Господи! Добро есть нам зде быти!» (Лк. 9, 33)
Тертуллиан интересно говорит: «Мы сходимся и собираемся вместе для того, чтобы, собравшись, как бы предстать пред Богом, чтобы как бы окружить Его общими молитвами». Господь в центре всего. Он - как Солнце! А человеческие сердца - это звезды, окружившие это Солнце и отражающие солнечный свет.
Без Бога наша человеческая жизнь будет пуста. Внешне в ней может быть много всего: успех, слава, деньги, призы, достижения... Но внутри не будет одного - света и тепла. Без Бога душа не запоет! Фавор будет рядом, а человек так и будет продолжать оставаться у подножия, на земле, в темном тумане. Преподобный Иустин Сербский говорит: «Если человек замурован в человеке, в гуманистическом человекопоклонстве - он задыхается и должен задохнуться».
Без Христа мы задыхаемся! Без Преображения и наша жизнь, и наша смерть, как говорил Достоевский, это «черная баня с пауками». Один мудрец сказал: «Если в коробочку положить жемчужину, она будет шкатулкой. Если в коробочку положить огрызок - она будет помойкой. Мы то, что сами вкладываем в свою душу».
Сегодня мы освящаем плоды: яблоки, виноград, груши. Но самый главный плод, который мы должны принести в дар Богу - это виноград нашего сердца! Нашу любовь! Нашу веру! Наше смирение! И еще - нашу молитву!
«Молись, христианин, молитвой крепкой, - восклицал святитель Филарет Московский, - от всей силы души твоей, молитвой прилежной и неотступной, молитвой благой и чистой. Она возведет тебя на Фавор, или в тебе откроет Фавор, низведет Небо в душу твою, и душу твою вознесет на Небо!»