Господь пришел обновить каждого из нас

Игумения Домника (Коробейникова)

В эти дни мы встречаем светлый и всерадостный праздник Рождества Христова. И мы не просто празднуем двунадесятый праздник, вспоминаем события, бывшие когда-то давно. Нет, в эти праздничные дни каждый человек может ощутить в своем сердце, что Рождество Христово – это событие, совершившееся лично для него, что Господь родился для того, чтобы открыть ему новую жизнь.

И сейчас мне хотелось бы вспомнить одно из боговдохновенных песнопений Рождества, в котором глубоко раскрывается смысл этого события. Вспомним первый тропарь канона:

«Истлевша преступлением, по образу Божию бывшаго всего тления суща, лучшия отпадша божественныя жизни, паки обновляет мудрый Содетель».

Перевести этот тропарь можно так:

«Человека, созданного по образу Божию, но истлевшего вследствие преступления, всецело подвергшегося порче, отпавшего от Божественной жизни, опять восстанавливает мудрый Создатель».

Вот, уже в первом тропаре канона открывается эта истина: для чего родился Господь. Для того чтобы каждого из нас соделать новым человеком, восстановить в нас образ Божий.

То состояние, в котором мы пребываем сейчас, состояние тления и рабства страстям – это вовсе не наше естество. Мы сейчас – словно некая малая истлевшая частичка прекрасной иконы. И вот, Господь может из этой малой частички полностью восстановить всю икону. Он может сделать нас новыми людьми, свободными от греха, сияющими внутренним светом, богоподобными, такими, как описывает святитель Григорий Нисский:

«Естество человеческое в начале было златое и сияющее подобием пречистому благу».

И неслучайно в службе Рождества множество раз повторяется, что Господь сошел на землю именно для того, чтобы обновить, «новотворить», воссоздать человека. Церковь вдохновляет нас этими песнопениями, чтобы мы искали обновления, первозданной райской красоты!

И путь к этой красоте – Сам Христос, воплотившийся Бог. У святителя Иринея Лионского есть такие слова:

«Вы спросите: что нового принес Господь пришествием Своим? Знайте, что Он принес всё новое – Он принес Себя Самого. Это самое и предсказывали пророки, говоря, что придет новое, придет то, что обновит и оживотворит человека... Господь принес Себя Самого и даровал людям возвещённые прежде блага, в которые ангелы желали проникнуть».

Господь принес на землю не просто новое учение, потому что никакое учение не спасло бы человека, не обновило бы его, совершенно истлевшего от греха. Господь принес Себя Самого. Некоторые святые отцы говорят, что всё учение Спасителя было уже изложено в Ветхом Завете. И истинно новое в Новом Завете – это не учение, а именно Сам Христос.

Он и только Он обновляет нас и воссоздает в нас первую доброту. Мы обновляемся благодаря общению с Ним, соединению с Ним в молитве и таинствах. Как говорит святитель Григорий Нисский, Бог, однажды прияв на Себя наше естество и «в рабием зраке плотию пожив с людьми», теперь «всегда освящает нетлением тех, кто вступает с Ним в единение через таинства» и молитву.

И мне хотелось бы, чтобы мы непрестанно искали живого общения с живым Богом, в Нем и только в Нем видели для себя источник новой жизни.

Как говорит один мыслитель, вне общения с живым Богом человек, хотя бы и признавал всей душой, «что закон Божественный высок и хорош, но он не найдет в своей греховной природе сил для осуществления этого закона».

А в общении с живым Христом человек обретает всё: он внутренне перерождается, исцеляется от страстей, стяжевает кротость, мир, любовь – все первозданные добродетели. По слову апостола, «имеющий Сына Божия имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни».

И лучший способ всегда пребывать в общении с Господом Иисусом Христом, Сыном Божиим, всегда иметь Его в себе – это, конечно, Иисусова молитва. Как говорит один старец:

«Научись молитве, через которую ты более всего приобретаешь внутри себя Христа. Молитва — это полное, таинственное и непрестанное общение с хотя и невидимым, но через молитву истинно являющимся в сердце Богом».

Через молитву в нашем сердце истинно является Сам Христос. Не память о Нем, не Его образ присутствует в нашем сердце, а именно Сам живой Бог приходит и наполняет нас, когда мы произносим Иисусову молитву. И Он Своей Божественной силой постепенно делает нас иными людьми. Весь секрет в том, чтобы стараться творить молитву непрестанно. Как говорит старец Эмилиан, «мы не должны думать, что Бог — предмет поучения в какие-то определенные часы ночи или дня. Нет, Он наше непрестанное поучение везде — на послушании, в пути, в радости и печали, в здоровье и болезни, в восхождении и нисхождении».

И нет никаких сомнений, что чем больше мы подвизаемся в непрестанной молитве, чем больше мы молимся в келье, на послушании, где бы мы ни были, – тем быстрее мы достигаем Бога. Он ощутимо пребывает с нами, действует в нас и преображает нас. У преподобного Порфирия Афонского есть такое поучение:

«В духовный мир нужно протиснуться, проскочить через узкий проход. Какой? – Проход один — непрестанная молитва. Подвижники на Святой Горе непрестанно с жаждой шепчут молитву: Господи Иисусе Христе... И когда Христос входит в сердце, страсти исчезают. Тогда ты не можешь ни ругаться, ни ненавидеть, ни мстить... Откуда взяться ненависти, антипатии, осуждению, эгоизму, унынию и стрессу там, где царствует Христос?»

Там, где царствует Христос, нет ни уныния, ни вражды, ни самолюбия. Там, где царствует Христос, водворяется мир и покой, любовь и радость. Христос любого человека может сделать святым, ангелом, если человек непрестанно взывает к Нему. И нет на земле никакого дела важнее, чем молитва Иисусова. Никакое другое занятие, даже самое лучшее, самое благородное, не может сравниться с этим великим деланием – молитвой! Люди на земле выбирают себе разные занятия, кто-то избирает особые самоотверженные служения, приносящие пользу миру; кто-то достигает больших успехов в творчестве, кто-то занимает высокое положение в обществе, кто-то зарабатывает огромное состояние. Но все это не то, для чего создан человек. Все земные занятия и достижения ничтожны в сравнении с величайшим достижением – соединением с живым Богом, которое совершается в молитве. Чем бы человек ни занимался на земле, он ни в чем ином не найдет такой полноты благ, как в молитве. Старец Эмилиан говорит об этом так:

«Непрестанная молитва Иисусова — это самый великий успех, который может быть у человека на земле. Она есть непрерывное общение с Богом. Нет более энергичной деятельности, более урожайного сева и лучшего транспортного средства на небо, чем непрестанная Иисусова молитва».

Кто-то может сказать: «Конечно, когда святые молятся, их молитва достигает неба. А я молюсь рассеянно, ничего не чувствую, у меня столько помыслов». Но на самом деле Господь слышит и такую молитву. Пусть она сухая, рассеянная, но если мы стараемся, насколько возможно, не оставлять ее, вновь и вновь понуждаем себя произносить «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную» – то Господь не отступает от нас. Он всегда с нами и действует в нас, освящая всё наше естество. Как говорит старец Эмилиан:

«Когда человек непрестанно молится, пусть даже он испытывает трудности, горечь, внутренние неудачи из-за своей несовершенной молитвы – всё равно он идет по пути свободы. Молитва, будучи божественным содействием, уничтожает всякое пленение ума, сердца и воли».

И даже если в нас действуют многие страсти, если мы далеки от всякой добродетели, молитва, или точнее живой Господь через нее, может полностью преобразить нас. У преподобного Исихия Иерусалимского есть такие слова:

«Возлюбившие молитву из грешников, непотребных, скверных, невежд, безрассудных и неправедных могут силой Иисуса Христа стать праведными, благопотребными, чистыми, святыми и разумными».

Старец Эмилиан так комментирует его слова:

«Какое утешение! какую радость! какое воодушевление! какую надежду! какое доверие Христу дарит нам в этих словах святой! Все люди, говорит он, которые приступили к этой добродетели, были грешниками и непотребными, как и мы. Но поскольку они возлюбили молитву, поскольку предались ей, то стали святыми. Так и я, каким бы грешным и скверным ни был – худшим из людей, – даже если я не обладаю никаким знанием о духовных, умных, небесных предметах, даже если я непотребный, безрассудный и оскорбил Бога – благодатью Иисуса Христа я могу стать праведным и благопотребным для Него, могу стяжать мудрость Святого Духа в своей повседневной жизни».

Представьте, сколько людей благодаря молитве освятились, взошли на небо и не просто спаслись, а вошли в лик преподобных и праведных! И мы, вспоминая об этом, будем молиться с вдохновением, с усердием! Ведь для того мы и созданы Богом. Молитва, общение со Христом – это наше главное предназначение. У старца Эмилиана есть такие слова:

«Как глаза существуют для того, чтобы видеть, руки – брать, рот – есть, а голос – петь Господу, точно так же и ум существует, чтобы молиться».

Наша цель – не достижение чего-то земного. Наша цель – обновление всего нашего существа, обожение, ради чего Господь наш и пришел на землю. Как говорится в песнопении, которое мы сегодня вспоминаем: человека, «истлевша преступлением, паки обновляет мудрый Содетель».

И этой главной цели можно достичь только через молитву. Будем любить это делание, будем верить, что через него мы достигнем всей полноты жизни, какая только возможна для нас. Но важно для нас не упустить время. Важно уже теперь, с этого часа с горячей ревностью, с усердием заняться молитвой, не откладывать это на потом, не говорить: «Сегодня такой суетный день, я не могу сосредоточиться на молитве», или например: «Я так устала, в таком состоянии молиться невозможно», или еще: «Когда у меня ответственное поручение, я не могу молиться, у меня ум занят другим». Не будем ждать, когда у нас будет больше сил, больше умения, более удобные обстоятельства. Сейчас, в тех обстоятельствах, которые у нас есть, с теми силами, какие мы имеем, посвятим себя деланию молитвы! И тогда в свое время мы получим все духовные блага.

Старец Эмилиан в одной своей беседе рассказывает такую историю. Некий богатый отец много раз просил своего сына начать учиться, предлагал ему оплатить образование, обещал помочь чем угодно. Но сын отвечал: «Нет, я не могу. Учиться трудно, утомительно, я не могу». Ему хотелось развлекаться с друзьями. Но когда он повзрослел, то понял, что не сможет ничего достичь в жизни, потому что у него нет образования. Тогда сын пришел к своему старенькому отцу и спросил: «Отец, может быть, мне взяться за учебу? Найдутся ли у тебя еще те деньги, о которых ты мне говорил?» Но отец ответил, что уже поздно, в школу его уже не примут.

Нечто подобное может произойти и с монахом, который откладывает молитву на потом. Старец Эмилиан в той же беседе приводит еще такой пример. Одного человека его духовный отец много лет увещевал творить молитву. Но он предпочитал другие занятия, находя то одно, то другое оправдание своему нерадению. И вот уже в старости этот человек начал творить молитву четыре часа в день. Он совершал этот небольшой подвиг с усердием, но молитва не шла в его сердце. Со многими трудами он старался стяжать молитву и горько сожалел, что не обучился ей в юности.

Будем же помнить, что лучшее время для усердной молитвы – это всегда сегодня, сейчас, в эту минуту! Вот как говорит об этом старец Эмилиан:

«Итак, пока у нас есть время, приступим к делу. А если наше время не сейчас, то и завтра его не будет. "Посему, как говорит апостол, имея вокруг себя такое облако свидетелей, отвергнем дела тьмы и облечемся во всеоружие Божие", то есть в молитву. Подражая облаку свидетелей, всем святым, которые на небе и на земле, выбросим всё, что мы до сих пор приобрели, и займем свое место между ними».

Нет ни одного человека, который не мог бы через непрестанную молитву к Господу Иисусу Христу стать святым. Христос пришел на землю ради каждого человека, ради того, чтобы каждый в Нем, во Христе, мог получить новую жизнь, спасение, святость. И наше самое главное дело – непрестанно обращаться ко Христу, искать Его, как призывает нас преподобный Порфирий:

«Непрестанно взирайте на Христа, чтобы сродниться со Христом, трудиться со Христом, жить со Христом, получать от Него вдохновение, страдать с Ним и радоваться с Ним. Чтобы Христос был для вас всем. Пусть душа наша ищет, зовет своего Жениха: "Тебе, Женише мой, люблю..." Нет в жизни ничего выше любви ко Христу. Всё, что мы желаем, есть во Христе. Вся радость, всё веселие, вся райская жизнь. Мы обладаем на земле всем самым великим, когда Христос в нас. Душа, любящая Христа, всегда радостна и счастлива, сколько бы трудов и жертв ни выпадало ей».

Мы с вами сейчас встречаем Рождество Христово, встречаем Самого Христа. И я желаю, чтобы все мы, подвизаясь в непрестанной молитве, готовили свое сердце к этой встрече. И тогда мы будем переживать Рождество Христово как бы совершающееся на наших глазах, и мы почувствуем, что Христос рождающийся входит в нашу жизнь и новотворит всех нас.


Материалы по теме

Публикации

Игумения Домника (Коробейникова)
Игумения Домника (Коробейникова)

Доклады

Монастыри

Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь города Екатеринбурга
Свердловская область, Екатеринбург, улица Зелёная Роща, 1
Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь города Екатеринбурга
Свердловская область, Екатеринбург, улица Зелёная Роща, 1

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Игумения Викторина (Перминова)
Игумен Пантелеимон (Королёв)
Схиархимандрит Авраам (Рейдман)
Игумения Викторина (Перминова)
Игумения Викторина (Перминова)
Игумен Пантелеимон (Королёв)
Схиархимандрит Авраам (Рейдман)
Игумения Викторина (Перминова)
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы