Елена Ольгердовна - княгиня Серпуховская

Иеромонах Тихон (Яковлев), насельник Высоцкого мужского монастыря гор. Серпухов

Одним из высоких идеалов древнерусского общества был идеал иноческого и постнического жития. В древнерусских летописях мы находим многочисленные примеры подобного образа жизни среди дочерей княжеского и боярского рода, которые прошли этим путем подвижничества независимого от мирской суеты, когда женщина, особенно жена знатного и богатого человека, была удалена от людских глаз в особой постройке двора - тереме. В жизни средневековой женщины терем становился не только местом ее постоянного нахождения, но и особой жизненной идеей, как писал в ХIХ столетии известный исследователь домашнего народного быта Иван Забелин. Проводя большую часть времени исключительно в домашней среде, женщина могла воплотить наилучшие идеалы жизни в делах и отношениях своей семьи. С течением времени средневековая женщина постепенно создавала из своего дома некое подобие монастыря, где жизнь семьи по своим нравственным уставам очень напоминала чин жизни монастырской. Это подтверждает и «Домострой» 16 века, объединивший в себе то, что «искони существовало или искони должно было существовать» , как образец семейного быта.

Русские летописцы не рассказывают ни о каких других женских подвигах, кроме как о принятии иноческого образа и о построении монастырей и храмов. Особенной приверженностью в древнерусском обществе к иноческому идеалу отличалось так называемое «честное вдовство». Из вдов-княгинь, особенно бездетных, многие оканчивали свою жизнь инокинями, а часто и схимницами. Только в Московском княжеском доме мы видим целый ряд княгинь - инокинь, просиявших добродетельной жизнью. Это и Ульяна, жена князя Ивана Калиты, Александра-Мария, жена князя Семена Ивановича Гордого, преподобная Ефросиния, в миру Евдокия, жена святого благоверного князя Дмитрия Ивановича Донского. Среди этих «честных вдов» мы встречаем и имя серпуховской княгини Елены Ольгердовны, жены удельного князя Владимира Андреевича, навсегда оставившую о себе добрую память.

Княгиня Елена, дочь великого князя Литовского Ольгерда, от его второго брака с Ульяной Александровной Тверской, родилась в 1357 г. (по др.сведениям в 1360 г.) и была 12 ребенком в семье. Отец благоверной княгини Елены Ольгерд Гедеминович, к тому времени был одним из самых могущественных правителей Европы. На протяжении ряда лет он вел многочисленные войны, увеличивая свои территории. Поставив себе целью включить в Великое Литовское Княжество все русские земли, некогда входившие в состав Киевской Руси, Ольгерд упорно продвигался на восток. В начале декабря 1370 г. литовцы осадили Москву, но простояв под стенами Кремля 8 дней, и убоявшись быть разбитым, Ольгерд предлагает Димитрию Ивановичу вечный мир.

Такие династические союзы, как пишет современный исследователь А.Б. Мазуров, обычно скреплялись браками детей. И в этом случае Ольгерд Литовский отдает руку своей дочери Елены младшему брату великого Московского князя Владимиру Андреевичу Серпуховскому. «Владимир Андреевич, – говорится в летописи – оженился у князя у Ольгерда и поя дщерь его, нареченою в святом крещении Елену».

В браке с Владимиром Андреевичем княгиня Елена прожила весьма долгую и насыщенную жизнь, пользуясь любовью и уважением своих родных и близких. От этого честного супружества на свет появилось 11 детей – 7 сыновей и 4 дочери.

До смерти мужа Серпуховского князя Владимира Андреевича в 1410 г., роль Елены Ольгердовны сводилась к типичному положению любой замужней женщины. Она была, как пишет И. Забелин, домодержец, деятельность её распространялась исключительно на устройство дома, даже ограничивалась только этим устройством. Сведениями об участии Елены Ольгердовны в историко-политических событиях Северо-восточной Руси в настоящее время исследователи не располагают. Но с 1410 года жизнь Елены Ольгердовны кардинально меняется - фактически она становится главой рода. Таких женщин на Руси издревле называли «матерыми вдовами». Только матерые вдовы пользовались правом стоять наравне с мужчинами и занимать соответствующее своему положению место в обществе. В Московском княжестве такие матерые вдовы, как Евдокия и София при малолетних сыновьях «сидели на вдовьем столе», т.е. на отчинном владении своих мужей – участвовали в заседаниях боярской думы, принимали послов, имели своих особых бояр. Такое же положение матерой вдовы заняла и княгиня Елена Ольгердовна. Обладая талантами, далеко выходящими за рамки домашних дел, мудростью и рачительностью, Елена становится настоящей удельной княгиней. По завещанию своего мужа Владимира Андреевича она первой из женщин в Московском княжеском доме получает в полное свое управление город Лужу со всеми его слободами и волостями. Женщина-княгиня имела в нем свой двор, судила народ, сама собирала дань и отправляла в казну великого князя. Не оставляла она и попечение о сохранении единства своей семьи. Получив в наследство села из уделов всех своих сыновей, которые располагались черезполосно, Елена Ольгердовна была заинтересована в равных отношениях со всеми детьми, а при необходимости могла, как третейский судья разрешить и возникающие споры. Дети же тем самым еще больше привязывались к матери. Особые права Елена Ольгердовна получила в управлении Москвой, где по очень древней традиции, закрепленной еще в «Русской правде», живет вместе со своими меньшими детьми Андреем и Василием в большом дворе, располагавшемся в то время в Кремле на обрывистой кромке Боровицкого холма к востоку от Архангельского собора. В столичном городе княгиня Елена имела все пошлины. Получая часть доходов и сборов с трети Москвы, в том числе доходы с литья денег и слитков серебра, она смогла сосредоточить в своих руках значительные материальные средства. Анализируя ее распоряжения относительно недвижимого имущества, историки пришли к выводу о том, что Елена Ольгердовна какое-то время после 1427 г. управляла и всем Серпуховским уделом.

Но не только устроением земных дел жила княгиня Елена. Много стараний она прилагает и о спасении своей души, собирая нетленные сокровища на Небесах, «идеже, по слову Спасителя, ни тля тлит ни татие не подкопывают и не кpaдyт». Из своих средств Елена Ольгердовна оказывала благотворительную помощь монастырю Рождества Богородицы на Рву, особо почитаемому среди княгинь серпуховско-боровского удела. Этой обители она оставила 3 села - Медкино, Дьяковское и Косино, а также Глебков Сад и мельницу на устье реки Яуза. В этом монастыре Господь сподобил княгиню Елену принять иноческий постриг с именем Евпраксия, а позже и лечь, т.е. упокоиться навечно. Скончалась княгиня Елена – Евпраксия, согласно летописным источникам, 15 августа 1437 г., намного пережив не только своего мужа, но и всех своих сыновей.

Евфросиниевские чтения. 18 марта 2014 г.


Материалы по теме

Публикации

Игумения Викторина (Перминова)
Игумения Викторина (Перминова)

Доклады

Монастыри

Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Пензенский Троицкий женский монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь