Архимандрит Мефодий (Маркович) – игумен одного из древнейших афонских монастырей, сербской обители Хиландар рассказал порталу «Монастырский вестник» о преемственности живой святогорской традиции, о благой соревновательности афонских монастырей, об уставных правилах жизни Хиландара и отличительных чертах сербского монашества.
Отец Мефодий, Вы сейчас самый молодой игумен на Афоне. Каким был Ваш путь на Святой Горе, приведший Вас к этому ответственному послушанию?
На Афон я приехал в 1994 году, мне тогда было 24 года. Трудился на послушаниях, и в 1995 году меня уже постригли в рясофор. На следующий год – в малую схиму (мантию – как говорят в России), в 2005-м – в великую. Постригал меня архимандрит Моисей (Жаркович), мой предшественник по игуменству в Хиландаре. В 2010 году он преставился ко Господу. Произошло это Великим постом. А после празднования дней Пасхи братия собралась на выборы, которые проходили в два этапа. «Когда братия монастыря не находит между собой добродетельного монаха, они выбирают кого-то из болящих братий, так как такой лучше будет осознавать свои слабые стороны и нести немощи других», – сказал я, принимая игуменский посох.
Какие послушания Вы несли до того, как братия доверила Вам самое трудное – руководство монастырем?
Любое послушание имеет свои сложности. Мне, например, в свое время непросто давалось послушание экклесиарха (пономаря). Потом я присматривал за пасекой. А вскоре меня благословили на канцелярскую службу, я стал епитропом – помощником игумена. Обычно на это послушание ставят уже опытного монаха, который до того долгие годы подвизался в посте и молитве, а я всего-то несколько лет как был в монастыре, но Промыслом Божиим все устраивается так, как это угодно Ему, а не нам. На Афоне все происходит немножко по-другому.
А в чем отличие монашеской жизни на Афоне?
Это же монашеская республика! Отсюда, например, такая замечательная особенность Святой Горы: в то или иное время разные монастыри становятся образцом для всех других обителей. Мы на Афоне не боимся учиться друг у друга. Если у соседей дела пошли в гору, то надо перенимать их опыт. Так, глядишь, через 40 лет примером станет другой монастырь – из тех, кто подтягивался, равняясь на преуспевающих. Эта, в хорошем смысле, соревновательность присуща Святой Горе.
Помните, и преподобный Серафим Саровский учил такой, в хорошем смысле слова, «погоне за прибылью»: той добродетелью, которая тебе более приносит прибытка благодати, той и «торгуй духовно» – «дает вам более благодати Божией молитва и бдение, бдите и молитесь; много дает Духа Божиего пост, поститесь, более дает милостыня, милостыню творите, и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради, рассуждайте».
Мне в свое время довелось общаться со старцем Иосифом Ватопедским, он рассказывал нам о своей жизни со старцем Иосифом Исихастом. Немногие из братии удерживались у этого подвижника. Но то, что мы слышали о тех, кто выдерживал эти труды и лишения, служило для нас духовным укреплением.
Старец Иосиф младший возродил потом и устроил самый большой на данный момент святогорский монастырь. В Ватопеде сейчас 120 человек братии. Он не только разумно организовал внешнюю жизнь, но и сам руководил духовной жизнью братии. Был в одном лице игуменом и старцем-духовником для всего братства. Это, безусловно, пример для всех остальных монастырей Афона, да и не только Афона. Сейчас – в том числе и в России – устраиваются международные монашеские конференции, участники которых делятся этим опытом, изучают его.
Ради чего соревнуются монастыри на Афоне?
Афон поставлял и поставляет в Царствие Небесное святых. Это своеобразная фабрика по их производству. Святая Гора этим славилась всегда, не исключение и наши дни. Не так давно прославили старца Паисия Святогорца, ранее был прославлен преподобный Порфирий Кавсокаливит. Афон жив православной традицией и продолжает рождать святых – предстателей и молитвенников всего православного мира. Матерь Божия благословит – и будут святые на Афоне до скончания времен. Она – для всех нас Игумения. В каждом монастыре есть особо чтимые ее иконы, у нас – чудотворный образ «Троеручица».
Для многих современников особую сыновнюю любовь ко Пресвятой Богородице открыли книги старца Паисия Святогорца. Приехав на Афон в 1994 году, Вы успели его застать?
Лично мы не общались – когда я только прибыл на Афон, старец как раз упокоился. Все вокруг говорили, что преставился старец Паисий. «А кто это?» – спрашивал я. Я тогда был всего лишь послушником и еще ничего о нем не слышал. Когда ты только приходишь в монастырь, у тебя очень много дел внутри себя. Но после я уже читал книги отца Паисия. Меня очень вдохновило его учение о том, что надо иметь позитивные, добрые мысли. Это очень в духе благословившего меня на монашество старца Фаддея Витовницкого.
Людей, настроенных на все доброе, старец Паисий сравнивал с пчелами. Тот, кто плохо думает о людях и мире, похож на муху. «Спроси у нее, – говорил геронда, – есть ли тут в округе хотя бы один цветочек? – Понятия не имею, – ответит она на лету, – а вот отхожих ям полным полно! – А спроси у пчелы: Есть ли здесь немного навоза? – Навоза?! – удивится она. – Не видела! А вот цветов в изобилии!» Меня в свое время это сравнение изумило. Надо чаще напоминать этот простейший образ современному высокоумному человеку, склонному к депрессиям, недовольству и критиканству. Зачем осуждать, когда можно радоваться? Сказано же: Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь (Фил. 4:4).
Каковы в представлении святогорцев условия передачи традиции?
Послушник не должен жить по своему разумению, нужно стать чистым листом. Всецело предать себя в волю старца. Пусть он пишет на тебе всё, что Бог ему повелит. А если ты сам уже предуготовил текст своей жизни, – тебе нечего делать в монастыре. Что же, ты будешь брать благословение на то, чтобы творить свою волю? Так не должно быть. Надо довериться старцу: «Как скажете, отче, так и сделаю». И действительно: как скажут тебе, так и поступать. «Для того чтобы быть святогорским монахом, – говорили нам старцы, – надо быть послушным, тогда и молитва будет идти».
А что еще написали в свое время старцы на чистом листе Вашей жизни?
Мой старец Агафон, которому меня отдали в послушание при поступлении в Хиландарский монастырь, был простым монахом. Он из тех, кого не видно и не слышно. Но это был молитвенный подвижник. Он меня часто наставлял словами преподобного Серафима Саровского о том, что цель христианской жизни – стяжание Духа Святаго. Многое приводил из изречений на этот счет и преподобного Симеона Нового Богослова.
Святой Никодим Святогорец говорил про преподобного Симеона Нового Богослова, что ему был дан дар Богоматеринства. Как это понять?
Сам преподобный Симеон писал: «...уверовавший в Сына Божия... кается... в прежних грехах своих и очищается от них в Таинстве Крещения. Тогда Бог Слово входит в крещенного, как в утробу Приснодевы, и пребывает в нем как семя». А покаяние – это возобновленное Крещение…
А что необходимо, чтобы пережить рождение в своей душе Христа?
Вот как раз и нужна благодать. Старец меня так и ориентировал по жизни: «Твоя цель – получить благодать Святаго Духа». Всё забудь – только это помни! У моего старца я учился молиться Святому Духу.
Есть рассуждение одного греческого митрополита, в прошлом тоже афонита, что мы особенно почитаем Распятого Господа, не менее чтим Бога Отца, но недостаточно Духа Святого. Как следует чтить Третье Лицо Пресвятой Троицы?
Есть молитва «Царю Небесный». Надо просто чаще к ней обращаться. А стяжав благодать, стараться, насколько это возможно, не грешить. Не делать ничего, что противоречит Святому Евангелию. Меня старец наставлял: «Не надо без особой нужды отлучаться со Святой Горы. Пребывай в обители, и она тебя сохранит. Держись непрестанной молитвы». Все очень просто.
Есть ли сейчас у Вас в монастыре старцы?
Возраст старости житие нескверно (Прем. 4:9). У нас был один брат-послушник, он такую имел ко всем любовь, что так и хотел оставаться послушником, чтобы быть в послушании у всех. Хотя обычно у нас послушнический искус длится около трех лет, а потом – постриг в первую степень монашества: рясофор. Вскоре мы все-таки и этого брата постригли в монахи на праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Он был только один месяц монахом. В Хиландаре случился пожар. Надо было помочь, и этот монах Афанасий тут же откликнулся. Там он и погиб, исполнив заповедь Христову: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:13).
Расскажите, пожалуйста, про Хиландарский монастырь. Несколько лет назад отмечалось его 1000-летие (по крайней мере, с момента первого упоминания в исторических летописях). Что это за обитель сейчас? Какие традиции соблюдаются? Каков устав?
Это сербский монастырь, ныне объединяющий 50 монахов-сербов. 35 из них несут послушания в самой обители, другие подвизаются в келлиях-скитах и на подворье. Свою монастырскую жизнь мы выстраиваем по Уставу святителя Саввы, первого Сербского архиепископа, ктитора нашего монастыря. Каждый первый день месяца читаем Устав (известен еще под названием «Хиландарская грамота». – Ред.) за трапезой, – это такое напоминание об основах нашего бытия. Эту традицию установил сам святитель Савва, восстановивший вместе со своим отцом, преподобным Симеоном Мироточивым в XII веке этот монастырь. В остальные дни читаем жития святых, во дни Великого поста – «Лествицу» преподобного Иоанна, Синайского игумена.
Живем по византийскому времени. В 2.00 ночи начинаем богослужение: полунощницу, утреню, 1-й, 3-й, 6-й часы и Божественную литургию. В 6.00 у нас первая трапеза, потом чуть-чуть отдыхаем (хотя есть послушания, которые надо выполнять, не отлучаясь на этот перерыв), потом – собственно работа на основной части послушаний, которая длится 3–4 часа; снова – небольшой отдых и в 15:00 начинается уже вечернее богослужение: 9-й час, вечерня. Потом еще одна трапеза, а после нее повечерие с каноном и Акафистом Божией Матери.
Есть какие-то свои особенности у сербского монашества?
Душа народа в его святых. Идеалы его монашества – в том, как жили небесные покровители. Наши духовные отцы – это, прежде всего, конечно, святые Савва, первый сербский архиерей и основатель нашей обители, и его отец Симеон Мироточивый.
Сербская земля, как говорил другой подвижник уже близких к нам времен – святитель Николай (Велимирович), отличается тем, что находится между Востоком и Западом. Эта особенность отражается и на духе нашего сербского монашества. Мы – своеобразные пограничники Православия. Должны ратовать за его чистоту. Не допускать смешения с чуждыми влияниями. Оберегать Православие и от латинян с их навязчивым миссионерством, и от турок с идеями господства и подавления.
Это все обязывает нас бодрствовать на защите своей веры. Определяет живой воинственный настрой. По духу мы – исповедники.
Беседовала Ольга Орлова