«Для работы в музее будем использовать потенциал братии обители…»

Иеромонах Феофил (Волик)

Монастырский музей – важное направление просветительской деятельности современного монашества. Развивая музейное дело, насельники монастырей помогают паломникам и туристам лучше узнавать историю своих обителей, знакомиться с жизнью насельников прошлых лет, рассказывают о знаменитых людях нашего Отечества, чья судьба неотделимо связана с тем или иным монастырем. Учебники истории, составленные в советский период, не содержали сведений о том, какое значение имели монастыри в формировании духовной и культурной жизни дореволюционной России. Для современного секулярного общества страницы истории, посвященные духовной жизни нашей страны, и сегодня не представляют ценности. Вот почему исследовательская работа монастырей могла бы внести существенный вклад в развитие исторической науки, а главное, помочь молодому поколению российских граждан осознать необходимость сохранения духовной традиции нашего народа.

О том, как планируют развивать музейное дело братия Антониево-Сийского монастыря «Монастырскому вестнику» рассказал иеромонах Феофил, главный редактор газеты «Духовный сеятель» и церковно-исторического альманаха «Сийский хронограф».

На официальном сайте Антониево-Сийского монастыря появилась новость о том, что в обители будет открыт музей, проект которого уже разработан. Расскажите, пожалуйста, как возникла идея создания музея в монастыре? Кто инициатор замысла и кем реализуется проект?

Идея эта возникла давно. Как только был восстановлен храм-колокольня Трех Святителей Московских, в 2003 году, мы разместили на первом этаже экспозицию, рассказывающую о жизни обители. Но спустя некоторое время экспозицию пришлось свернуть из-за высокой влажности в помещении — монастырь расположен на озере. Позднее мы разместили выставку в Сергиевском храме обители, а в трапезной Благовещенского храма — большую витрину и стенды, посвященные истории монастыря.

Два года назад в обители была проложена дренажная система для отвода дождевых вод — именно они и влияли на влажность внутри помещений. Тщательно изучив условия для размещения музея, оборудование, с помощью которого мы сможем поддерживать климат-контроль и необходимую температуру — приняли решение о создании музея, отвечающего требованиям сохранности экспонатов.

Где разместится музей?

Один зал будет открыт на первом этаже храма-колокольни Трех Святителей, второй — в келарской палате Благовещенского храма. Это помещения в 70 и 110 кв. м.

Какие церковные музеи для Вас являются ориентиром в организации работы?

В 2008 году я был в поездке в Румынской Молдове, где под эгидой Юнеско восстановлено немало монастырей, среди них — Сучевица, Молдовица, Воронец, Хумор… Эту местность называют Карпатским Афоном. Практически в каждом монастыре есть свой музей, двери которого открыты для всех. Всё очень качественно профессионально, доступно.

Как сказано в тексте новости, опись раритетов музейной коллекции проводили привлеченные специалисты. Помогают ли Вам сотрудники музеев Архангельской области, например, в вопросах атрибуции предметов и реставрации?

Да, конечно. Уже сложился опыт сотрудничества с музеями — в частности, Архангельским областным музеем изобразительных искусств и Архангельским областным краеведческим музеем. Как раз профессиональные специалисты из музейного сообщества помогали нам в атрибуции предметов старины. Во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря проходили обучение наши иконописцы, а Архангельское отделение центра помогает обители в реставрации древних икон. Был ряд совместных проектов — например, выставка, посвященная 20-летию восстановления монашеской жизни в обители «Древние святыни Антониево-Сийского монастыря» (2012 г.). Надеемся, что теперь наше сотрудничество перейдет на новый качественный уровень.

Открытие первой музейной экспозиции «Русские цари и Антониево-Сийский монастырь» планируется уже в текущем году. Почему приоритетной стала именно эта тема, а не история монастыря? Можете ли Вы назвать наиболее интересные экспонаты, которые будут представлены вниманию посетителей?

Связь очень близкая: преподобный Антоний получил грамоту о построении обители у царя Василия Иоанновича, бывал у царя Иоанна Грозного, а его сын, царевич Иоанн, сделал редакцию Жития преподобного и составил службу святому.

Опальный боярин Феодор Никитич Романов был сослан в нашу обитель, пострижен здесь в монахи с именем Филарет. Впоследствии он хранил добрую память о монастыре, был в переписке с игуменом Ионой, посылал подарки. В их числе — образ Пресвятой Богородицы «Владимирская». Ныне икона хранится в Архангельском областном краеведческом музее, в обители есть ее полиграфическая копия. Пребыванию монаха Филарета в Сийской святыне будет посвящена часть экспозиции, а также экспонаты, связанные с ним, воссоздан интерьер монашеской кельи XVII века. Будут представлены различные предметы, найденные на территории и в окрестностях монастыря, редкие книги из нашей библиотеки.

В честь небесного покровителя царя Михаила Феодоровича — прп. Михаила Малеина — был устроен храм в шатре Благовещенской церкви.

В 2013 году в Сийской обители заложен, а в 2014 году построен храм в честь царя-страстотерпца Николая. Примечательно, что братия монастыря 100 лет назад, 16 января 1913 года, на своем собрании приняла решение «для увековечения памяти блаженного Патриарха всея России Филарета и 300-летнего юбилея царствующего Дома Романовых, внутри монастырской ограды на особо избранном для сего месте соорудить на монастырские средства небольшую каменную часовню, в которую перенести великий дар Патриарха «Икону Богоматери», его портрет, и в часовне этой возносить горячие молитвы в установленные дни о упокоении приснопамятного родоначальника благополучно царствующего Государя Императора Николая Александровича» (ГААО. Ф.29. Оп.4. Т.З. Д.2023. Л.8).

Следующим этапом нашей работы станет открытие выставки, посвященной истории обители — большей по объему и количеству экспонатов.

Музейные планы весьма обширны: это и экспозиционная, и фондовая, и просветительная деятельность. Все будет реализовываться силами насельников монастыря или у музея будет свой штат светских сотрудников?

Будем, конечно же, использовать потенциал братии обители. Братия в священном сане имеет, как правило, высшее образование, чаще всего — богословское историческое, в свободное от службы время проводят экскурсии для посетителей монастыря. Два сотрудника музея — люди светские, но воцерковленные, крепко связанные с обителью.

Как планируется решать вопрос соблюдения необходимых климатических условий? Все-таки обитель находится на Русском Севере, где морозы и влажность высокие бывает...

Система отопления, оснащенная приборами терморегуляции позволит соблюдать температурный режим (+16-18 °С), а система климат-контроля — режим влажности (50-60%). Причем это система, работающая в автоматическом режиме.

Для любого музея важна посещаемость. Насколько полноценная музейная деятельность сочетается с монастырской жизнью, требующей уединения и тишины?

Монастырь должен вести определенную миссионерскую, просветительскую работу — музей как раз и будет помогать этому служению. В определенной степени мы должны быть открыты людям, и это не нарушает нашей уединенной жизни. В гостинице, иконной лавке, чайной работают светские люди, а территория, где проживает братия, отделена от части обители, доступной паломникам. Кроме того, в монастыре есть скит, закрытый от посетителей.

Справка

Иеромонах Феофил (в миру Сергей Анатольевич Волик) родился 7 августа 1965 г. в Архангельске. В 1984 г. закончил Художественно-промышленное училище в с. Ломоносово, в 1995 г. — Архангельский техникум экономики, статистики и информатики. С 1998 г. — в братии Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря. С 1 марта 2000 г. участвует в издании газеты «Духовный сеятель» и церковно-исторического альманаха «Сийский хронограф». 14 апреля 2000 г. пострижен в мантию с именем Феофил. 21 сентября 2000 г. рукоположен в диаконы. В 2012 г. закончил Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет по специальности преподаватель теологии. 14 июня 2013 г. рукоположен в иеромонаха. С 2014 г. — главный редактор газеты «Духовный сеятель» и церковно-исторического альманаха «Сийский хронограф».

Беседовала Ольга Кирьянова, г. Москва.
Фото Дмитрия Гладкого

Материалы по теме

Публикации

Научно-практическая конференция
Игумен Никодим (Федоров), настоятель ярославского Спасо-Афанасиевского мужского монастыря
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Протоиерей Михаил Дудко
Научно-практическая конференция
Игумен Никодим (Федоров), настоятель ярославского Спасо-Афанасиевского мужского монастыря
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Протоиерей Михаил Дудко

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Макарьева пустынь