«Горе мне, если не благовествую!»

Игумен Нектарий (Блинов)

Средняя Азия, Туркестан, XIX век... Недалеко от Ташкента в 1860-е годы появилось русское поселение Троицкое. Оно возникло и зажило своей жизнью на правом берегу реки Чирчик (что в переводе на русский означает «шумная», «шумящая»), куда устремились переселенцы из России. Их, особенно многодетные семьи, привлекало то, что здесь много свободных земель. Русские люди построили небольшой молитвенный дом с церковно-приходской школой при нем, однако спустя время на сходе села было решено построить храм. Он был построен – и в преддверии трагического столетия, осенью 1900 года, освящен. Георгиевский храм просуществовал четверть века. Сохранились дневниковые записи некоего комсомольца об успешном походе против церкви: церковь закрыли, колокола «сдали госметалу». Только в 1944 году, почти в конце войны, храм снова стал действующим. Но когда в 1996 году правящий архиерей принял решение об открытии при храме мужского монастыря и Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил его, многие приняли решение в штыки. И письменно, и устно люди требовали оставить храм приходским.

Сегодня же настроения совсем другие. Верующие настолько полюбили монастырь и так благодарны братии за духовное окормление, что представить свою жизнь без обители, расположенной на въезде вытянувшегося в длину города Чирчик, попросту не могут... Разные темы были подняты в нашей беседе с наместником Свято-Троицкого Георгиевского монастыря Ташкентской и Узбекистанской епархии Среднеазиатского митрополичьего округа Русской Православной Церкви игуменом Нектарием.


Приезжают сюда со всего Узбекистана

Батюшка, прежде всего привлекла внимание информация о создании в городе Чирчик Центра русской духовности и культуры Ташкентской области. Как в этот процесс включен монастырь и какую просветительскую работу он проводит в крае, имеющем свои особенности?

Действительно, в 2019 году решением Президента Республики Узбекистан такое постановление было принято. Понятно, почему выбор пал на наш город – ведь в нем проживает больше, чем в других местах Ташкентской области, русскоязычного населения, и к тому же местом для такого Центра не могло быть выбрано иное, кроме как то, где находится образованное русскими переселенцами село Троицкое. Правда, сейчас оно стало районом города. Именно в этом городском районе, рядом с нашей обителью, должен был располагаться Русский культурный центр, в котором люди, говорящие и думающие на русском, с русскими корнями могли бы собираться, отмечать какие-то праздники, проводить мероприятия, устраивать народные гуляния – Рождественские, Масленичные, Пасхальные, Троицкие, участвовать в ярмарках и, что очень ценно, общаться друг с другом во время чаепития, к примеру. По поручению Президента нашей Республики в Свято-Троицкой Георгиевской обители стала проводиться масштабная реконструкция всего монастырского комплекса, где до этого кроме храма мало что было. На данный момент восстановлена разрушенная колокольня, поставлены купола, построен большой трехэтажный корпус с гостиницей, с просторной трапезной на 120 посадочных мест, облагорожена территория – причем она значительно расширена. Именно там у нас проходят все массовые мероприятия с участием Русского культурного центра, для которого рядом с монастырем выделено место. К сожалению, пока что осуществить намеченное относительно этого Центра – построить большое здание с актовым залом, хорошей библиотекой, кабинетами – не получилось из-за ворвавшейся в жизнь планеты и нашей Республики пандемии коронавируса, но надежда, что в ближайшее время этот созидательный процесс возобновится, есть. А вообще должен сказать, что монастырь стал таким притягательным местом, куда приезжают со всего Узбекистана, и не только.


Если брать просветительскую деятельность, тут важно отметить, что монастырский храм является одновременно и приходским храмом города Чирчик. В нем проходят венчания, крещения, отпевания. Мы как бы разделяем внутреннюю монастырскую жизнь и приходскую. Приходская жизнь у нас более развернутая и широкая. До пандемии прихожан было очень много, и обычно на воскресные службы (а по воскресеньям в храме совершаются две Литургии) приходило порядка 300 человек.

Как радостно это слышать, представляя храм полный народа!

Уверен, что приход стал многочисленным благодаря той просветительской работе, которой занимается монастырь. Это в первую очередь огласительные беседы, воскресные беседы со взрослыми, воскресные беседы с подростками – молодежное служение, занятия с детьми, изучающими после служб Священное Писание, Закон Божий. А скольких ребят привлекало церковное пение! После пандемии многие из наших видов деятельности мы, конечно, пытаемся воссоздать в прежнем объеме, но пока что приходится тяжеловато – всё, можно сказать, работает частями. Кстати, когда двенадцать лет назад меня назначили сюда наместником, приход был маленьким. Всего лишь от 40 до 50 человек приходило на службы в воскресные дни, и мне не раз доводилось слышать, что русскоязычных людей в крае почти не осталось – разъехались. Но возросшее со временем число прихожан показало: русскоязычное население здесь есть. Что касается особенностей нашей просветительской деятельности, одна из них – смешанные браки. Русские женщины выходят замуж за мусульман, дети в таких семьях в основном воспитываются в исламе, а подрастая, хотят узнать что-то о своих корнях, о богатстве культуры по линии матери, и приходят в наш монастырь. Вместе с Русским культурным центром братия сделала ряд проектов, призванных приобщить эту категорию к православной культуре. По сути дела, мы с каждым к нам приходящим стараемся пообщаться индивидуально – со вниманием и пониманием. Еще мы бесплатно раздаем огромное количество духовной литературы.


После начала реконструкция монастырского комплекса и всей территории старейшего городского района Троицка – бывшего села, о котором шла речь выше, Вы обратились к людям, призвав их не верить никаким слухам. «Если у вас возникли какие-либо вопросы или недоумения, приходите лично и спрашивайте у нас», – написали Вы. Чем это было вызвано?

Стали циркулировать слухи, будто всё делается за счет бюджета Российской Федерации или привлечения спонсоров из России. На самом же деле не так, и жители Республики должны четко знать: это правительство Узбекистана создает Центр русской духовности и культуры и вкладывает немалые средства в масштабную реконструкцию православной святыни что, несомненно, является показателем того, какую заботу о православном населении оно проявляет. Правительство Республики проявляет к нам уважение, полагаю, потому что многие из нас, в том числе и я, родились на этой земле, любят ее, трудятся на ней и желают родному краю процветания.

«Владыку мы ждем не как строгого начальника, а как любящего отца...»

Об истории новосозданного православного монастыря в узбекском городе Чирчик снят замечательный почти часовой видеофильм. Вы там горячо говорите, что каждый приезд правящего архиерея митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия придает братии заряд бодрости. Но владыка известен своей строгостью, требовательностью. Батюшка, никогда не возникало опасений, что митрополит приедет и может устроить, как говорят в миру, разнос, увидев, допустим, какие-то существенные недоработки?

Строгий и требовательный архипастырь? В принципе так оно и есть. Эти его качества наглядно проявляются в вопросе соблюдения тех правил церковной жизни, которые должны выполняться верующим человеком. От монахов владыка требует неукоснительно соблюдать то, что прописано в Уставе Русской Православной Церкви, в уставах святых отцов. Но каждый его приезд действительно дает нам заряд бодрости. Владыку мы ждем не как строгого начальника, а как любящего отца, который заботится о нас, уделяя очень большое внимание нашему монастырю. Мы не боимся никаких разносов, по простой причине: то, что благословляется правящим архиереем, стараемся исполнять максимально, насколько это возможно. Не скажу, что мы такие прямо послушные послушники у нашего владыки, но всё, что касается духовной стороны жизни, стараемся делать. Конечно, в меру своих сил и возможностей (возможностей – в плане воспитания, образования). И коль у нас, как говорится, совесть чиста, чего нам бояться? Назначенный на эту кафедру в 2011 году, владыка Викентий с самого начала выстроил епархиальную жизнь так, что каждый знает свои обязанности и степень ответственности. У нас приезда митрополита ждут все – и братия, и прихожане, и в своем слове после богослужения владыка всегда проникновенно обращается к тем и другим. Да и за трапезой звучат его добрые наставления, что вызывает душевный подъем.


Если есть необходимость, владыка побеседует с человеком индивидуально. Появился у кого-то из насельников обители вопрос к правящему архиерею, он может поехать на прием без всякой боязни, что владыка его не примет или, приняв, будет жестко спрашивать. Нет, наоборот! Иногда нам кажется, что мы в чем-то провинились и едем «положить голову на плаху», но каждый раз видим, что над нами не палач стоит. Наши признания о провинности (чаще всего – о какай-то досадной оплошности) выслушивает настолько любящий отец, что мы не взбучку получаем, не епитимью, а внимание! Порой на обратном пути даже плакать хочется... Владыка так с тобой поговорит, так всё объяснит, что появляется желание приложить все усилия, чтобы подобное не повторилось. Надеюсь, я объяснил, почему приездов митрополита мы действительно ждем с благоговением... Еще нам каждый раз хочется ему рассказать о некоторых подвижках в своей просветительской и социальной деятельности.

Отче, думается, и читателям интересно узнать, какую социальную деятельность ведет монастырь. И попутный вопрос: сколько у вас братии?  


В монастыре сейчас подвизается семь монашествующих. Все местные: из Чирчика, Ташкента и Ташкентской области. Одни уже имеют духовное образование, другие (кто помоложе) учатся в Ташкентской духовной семинарии, потому что общение с людьми подразумевает наличие большой базы знаний. В монастыре есть хорошая библиотека, и братия старается читать творения отцов Церкви, мыслителей, философов, что помогает давать добрый ответ каждому вопрошающему. Теперь отвечу на вопрос о социальной работе, которой занимаются многие монастыри Русской Православной Церкви, и мы тоже в нее включены. Ежедневно мы кормим всех нуждающихся. Придя сюда, человек получает в обед горячее питание, а у кого имеется крыша над головой, они часто предпочитают взять домой продуктовый набор. Если требуются какие-то лекарства или деньги на операцию – наш монастырь и в этом оказывает помощь. Причем помогаем мы всем, независимо от национальности и вероисповедания. И русским, и узбекам, и корейцам, и казахам, и таджикам – христианам, мусульманам, атеистам. Мы их не разделяем на какие-то категории, единственное – разделяем на бомжей, на алкоголиков и на тех, кто в силу серьезных причин попал в трудную жизненную ситуацию. Одно дело, когда человек голоден, ему трудно найти пропитание, и наш обед для него – большое подспорье. И совсем другое – когда еда нужна для того, чтобы где-то за углом выпить из бутылки, торчащей из кармана, и закусить. Выпить и закусить! Таких людей мы знаем в лицо и можем им отказать. Хотя если бомжу или алкоголику требуется обработать рану, сделать перевязку, братия не брезгует этим заниматься.


Возможно, я часто в нашей беседе произношу словосочетание «индивидуальный подход», но без такого подхода, поверьте, не обойтись. Как не обойтись без настоящей слаженности нашего небольшого монашеского братства и его помощников. Вот, к примеру, человек просит материальную помощь на лечение. Его прежде всего отправляют ко мне, я смотрю выписки из больницы, рецепты на лекарства, вникаю в суть дела. Далее приглашаю того, кто пойдет в аптеку или, возможно, в больницу, чтобы выяснить всё досконально по поводу оплаты лечения. Чирчик является большим промышленным городом, однако, как и в других больших городах, в нем достаточно нуждающихся, обездоленных, и монастырь старается не оставляет их в беде...

Всё в игуменском послушании важно, всё первостепенно

Отец Нектарий, Вы приняли монашество в молодые годы и уже в 29 лет были назначены наместником этого монастыря. Чувствовали ли тогда в себе силы, чтобы взяться за созидание обители, укрепление монашеское братство?


Монахом я стал в 21 год, соприкоснувшись до этого с настоящей школой высокой духовной жизни в городе Дустабаде Ташкентской области. Став прихожанином Покровского женского монастыря, я помогал при богослужении священнику и очень многому учился у сестер этой обители, первой настоятельницей которой была монахиня Епистимия (Емельянова) – удивительно мудрый человек! Глядя на нее, я в свои 15-16-17 думал, что надо стремиться быть таким, как она. И как бы дал себе зарок, что стану таким.О матушке-настоятельнице можно рассказывать много, но лучше этот пласт – духовные наставники, повлиявшие на выбор монашеского пути – сделать отдельной темой. Сейчас лишь сообщу, что благодаря матушке Епистимии я в 18 лет уехал в Россию, в Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, с которым имел длительную переписку. Там в 21 год я был пострижен в мантию. Что для меня стало неожиданностью, потому что до этого мое прошение на иночество правящий архиерей по каким-то причинам отклонил, но потом наместник монастыря схимитрополит Никон (Васин) постриг меня в монашество. Однако через два года в силу определенных обстоятельств пришлось вернуться в Узбекистан, где митрополит Ташкентский и Узбекистанский Владимир (ныне – митрополит Омский и Таврический) определил меня, иеродиакона, на послушание в Свято-Троицкий Георгиевский монастырь. Потом владыка Владимир рукоположил меня в иеромонахи и через какое-то время отправил – скажем так – учиться приходской жизни.

Вначале я открыл приход неподалеку от Ташкента в селении Новый Чиназ, а через год уже начал строить храм в совсем другой точке Узбекистана, в городе Ургенче. При этом неоднократно слышал от владыки-митрополита, что он хотел бы поставить меня наместником монастыря в Чирчике. Хотя я себя наместником не видел. Во-первых, был слишком молод; во-вторых, не имел такого духовного опыта, чтобы руководить еще кем-то и вести за собой паству. Но когда митрополит Владимир (Иким) через Священный Синод утвердил меня в этой должности, я принял послушание так, как меня учил в Задонском монастыре владыка Никон. Он говорил, что какое бы послушание тебе не дали, отвечать нужно: «Благословите!»

Трудно на первых порах пришлось молодому игумену?

Думаю, что воспоминания о наставлениях моих духовных руководителей – что нужно делать, как поступать в непростых ситуациях – помогли мне обойти множество острых углов. Но и сейчас, пройдя двенадцатилетний путь игуменства, не могу сказать, что я готов быть духовным руководителем и что у меня это получается. Но я несу послушание, которое возложило на меня священноначалие.

А что за минувшие двенадцать лет Вы сумели для себя выделить в качестве наиважнейшего, иными словами, приоритетного в этом послушании?

Да здесь всё первостепенно! И богослужебная деятельность, и просветительская, и социальная. И, конечно, духовная жизнь братии. В монастыре это настолько переплетено, настолько взаимосвязано! Потому что если у нас нет литургической деятельности, то как будет вестись просветительская? А если братия не живет духовной жизнью, как она сможет вести просветительскую работу с людьми? Или социальную деятельность? У меня нет такого, чтобы я о чем-то думал в первую очередь, о чем-то – во вторую, о чем-то – в третью... Каждая сторона моего служения переплетается в моей голове, и иногда в ней такой вихрь поднимается, что чувствую: нужно остановить поток мыслей, успокоиться и начать с решения самых острых насущных проблем, а затем плавно, потихонечку переходить к тем, которые не являются столь острыми. Но важны они все.

Батюшка, Вы предложили на будущее замечательную тему: живой пример духовных наставников, которые помогли формированию современного монашества нашей Церкви. Но поскольку Вы еще и председатель Комиссии по канонизации святых Среднеазиатского митрополичьего округа, эта тема тоже должна органично войти в следующий материал. Предваряя его, можете сказать, что у людей высокого духа, подвижников Вы постарались перенять и применить на практике?

Умение общаться с людьми. Стремление к общению. Сосланные в эти края старцы, исповедники, подвижники постоянно общались с народом, неся ему свет Христов. Поэтому всё мое служение на земле Узбекистана – и на приходах, куда меня посылали, и здесь в монастыре, тоже строится на общении с людьми. Взять хотя бы Ургенч: на пустом практически месте возводился храм, а прихода как такового не было, и он собран был так: я общался с людьми после отпевания почившего, с его родственниками, соседями, коллегами, друзьями ехал на кладбище, ехал на поминки, чтобы можно было продолжить наше общение. На поминки приходили и верующие, и агрессивно настроенные против веры в Бога. Я и с теми, и с другими беседовал, и, думается, благодаря этим беседам удалось создать там крепкий приход. То же самое произошло и в Чирчике, когда меня назначили наместником монастыря. В священном сане на тот момент я был один. Сам крестил, сам отпевал, много ездил по домам на панихиды, освящение жилья – и постоянно говорил, говорил, говорил с людьми. В памяти всегда были слова апостола Павла: «горе мне, если не благовествую!»(1 Кор. 9, 16). А благовествование во времена святого апостола запечатлевалось не на каких-то пергаментных свитках – это была живая проповедь, идущая от сердца. И по сей день живое общение помогает прочувствовать ту нотку, которая идет из самого сердца священника.


Беседовала Нина Ставицкая

Снимки представлены Свято-Троицким Георгиевским монастырем

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь