Каждая монашеская встреча – это обмен опытом

Участники XXVII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXVII Международных Рождественских образовательных чтений, организованного Синодальным отделом по монастырям и монашеству, поделились с корреспондентами «Монастырского вестника» своими размышлениями о работе форума.

Игумен Исаакий ( Иванов), настоятель Иоанно-Богословского мужского монастыря в селе Пощупово Рязанской епархии

Иногда встречается такое мнение: зачем устраивать Чтения, слушать доклады, когда всё уже сказано святыми отцами? Действительно, у нас в основе всего лежит святоотеческий опыт. Но как его применить в современных условиях? Об этом мы и говорим, и делимся друг с другом тем, что приобрели, чему научились во время своего игуменского служения. Каждая монашеская встреча – это обмен опытом, и не только между игуменами. Находящиеся здесь архиереи имеют практику окормления монастырей, а большинство из владык проходили и этап послушничества в обителях. И вот на таких конференциях они имеют возможность пообщаться сразу с многими игуменами и игумениями. Когда мы видим здесь маститых архипастырей, обладающих опытом послушания и могущих нам, молодым, этот опыт передать, то мы радуемся, что такие встречи организовываются.

Проблем сегодня у монастырей много. Одна из самых важных − она и в этот раз была затронута − как объединить братию. В первую очередь, конечно, личным примером; назиданием − не командным, а таким, которое могло бы подвигнуть твоих собратьев, монахов, на деятельный путь спасения.

Обсуждалась также проблема трудников. В монастырь приходит много людей, с разными целями. Нам все дóроги, но среди них самые дорогие те, кто приходят, чтобы остаться навсегда в числе братства, кто готов к самоотречению. Они скоро становятся послушниками, пройдя, конечно, испытательный срок. У нас в монастыре испытательный срок довольно долгий, мы много раз перепроверяем и у самого кандидата спрашиваем, точно ли он хочет здесь остаться. Чтобы быть принятым в число послушников, человек может у нас проходить искус до трех лет. Сначала он трудник, потом на него надевают, как мы говорим, «кафтан» – особый короткий подрясник. Это означает кандидатство в послушники… Бывает, приходят люди с поломанной судьбой − не для того, чтобы стать монахами, а чтобы отучить себя от недуга пьянства, наркомании; или просто потерявшие смысл жизни хотят обрести его, живя в братии. И если они искренни, то вреда монастырю от них нет, им нужно исправлять свои ошибки. Но есть и те, кто хотят найти «тепленькое местечко», где можно иметь еду, одежду, как-то приспособиться. Такие кочуют из монастыря в монастырь, и хорошо было бы настоятелям иметь информацию о «перебежчиках».

Собственно молодежи не так много стремится сейчас в обители, но она есть. Мы ведь не боремся за количество, мы рады, когда искренние души приходят. Наша задача − не завлекать в монастырь, наша задача – тех, которые к нам придут, не оттолкнуть.

Игумен Серафим (Котенёв), благочинный Юрьев-Польского монастырского округа, секретарь Александровской епархии по монастырям и монашеству, настоятель Свято-Успенского Космина монастыря в селе Небылое

Встретил на Чтениях много знакомых лиц. Несколькими годами ранее нам раздавали бейджики с именами и должностями, а сейчас в этом уже, вероятно, особой необходимости нет – гораздо лучше знаем друг друга. Это радостно, когда раз в год можно встретить на конференции близкого человека и спросить: «Как ты там, брат?» Для нас это утешение.

Все доклады были глубокими, предстоит еще многое осмыслить, перечитать. Но тема сегодняшних Чтений – молодежь, а к нам в монастырь молодежь, к сожалению, не идет − чаще средний и старший возраст. И у многих совершенно покалеченные души: монастырь, как известно, «врачебница»… Этому вопросу, на мой взгляд, нужно уделять большое внимание. Мне интересно, как подобные проблемы решаются в других обителях.

Много говорили об образовании, повышении квалификации. И мы рады недавно поступивших насельников обучать, но не всегда на практике всё возможно осуществить. Я не могу отправить послушника учиться очно. Заочное отделение Владимирской духовной семинарии закрылось. Отправляем на учебу в Лавру. Однако не у каждого есть способности, и не всякому полезен этот отрыв от обители. Уповаем на милость Божию. Читаем книги. Всегда, в самых трудных ситуациях, Бог рядом. Это, как нигде, ощущается именно в монастырях.

Одна из наших трудностей – та, что я как игумен мало соответствую этому назначению. Я благочинный монастырского округа. У нас 12 монастырей в епархии плюс еще подворья – очень много хозяйственно-административных дел, послушаний, которые требуют моего времени, забот, разъездов… Сокрушаюсь о том, что не получается братии уделять столько внимания, сколько хотелось бы. Скорблю, что у нас нет духовника, старца. Но Божия благодать как-то ведет и не оставляет…

Все сейчас озабочены проблемой новых информационных технологий, Конечно, в монастырях они должны использоваться дозировано, прежде всего, для необходимых контактов с внешним миром. Но хочу сказать, что информация должна быть и для внутреннего пользования. Не имея ее, мы многое теряем. Так, полагаю, что нужно создать базу «трудников», которые регулярно кочуют по монастырям просто ради пристанища, среди них зачастую и полукриминальный элемент попадается. Настоятели монастырей должны иметь доступ к информации о людях, которые не с лучшей стороны зарекомендовали себя в стенах той или иной обители.

Потом, монастыри ведь разные. В некоторых довольно высокие требования к братии, касающиеся образования, например. Бывает так, что человек действительно стремится к монашескому житию, но в той обители, куда он пришел, что-то не сложилось, не задалось именно по такой причине. Так направьте его к нам, на периферию. У нас в епархии есть обители, где по 3-4 человека подвизаются. Неплохо устроен быт. И, может быть, найдет человек свое место, и душа его успокоится.

Иеромонах Афанасий (Юдин), насельник Троице-Стефано-Ульяновского мужского монастыря Сыктывкарской епархии

Я прибыл издалека, наш монастырь находится в республике Коми, расположен в лесу. У нас очень хорошо – 60-метровая колокольня издалека видна и купола красивые… А насельников всего 14 человек. Слава Богу, Господь дал людей, стремящихся Ему послужить. Но состав братии, можно сказать, устоявшийся. Молодые, когда приезжают, сразу задают вопрос: «Какое у вас отопление?» А у нас надо дрова заготавливать, картошку сажать, паломников принимать. К нам много людей помолиться приезжает. Я вот гостиничий, уже 19 лет несу это послушание.

Выезжаем из обители мы, конечно, редко. В Москве, на конференции мне все понравилось. Особенно доклад владыки – митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия и то, что он о монахах, как о военных говорил; всё правильно: монахи – воины Христовы. Не представляю, что будет, если не будет монашества, надо стараться, чтобы люди шли в монахи. Монахи – это молитвенники, мы молимся за мир. Сейчас нужно много работать с мирянами – люди постоянно приезжают в обитель, как в лечебницу, чтобы получить какое-то утешение. Когда прибывают паломники, я, гостиничий, должен и беседу с ними провести, настроить на молитвенный лад, и накормить их, уложить спать. Я – отец. Они пришли в гости к Богу, и я ответственен за то, чтобы они почувствовали, как Господь их любит.

И, конечно, это собрание расширяет мои познания, дает возможность немного углубиться в богословие. В то же время мне, повторю, понравились простота и ясность в выступлении владыки Георгия. Возможно, многим молодым это тоже будет близко. Чтения обязательно должны продолжаться, но было бы хорошо, если бы организаторы уделяли больше внимания насущным задачам, которые есть в каждой обители. Молодежь должна быть вовлечена в эту проблематику.

Игумения Филарета (Шевченко), настоятельница Арзамасского Николаевского монастыря Нижегородской епархии

Слава Богу, что есть подобные встречи, конференции. Можно очень много полезного для себя почерпнуть. Некоторые моменты особенно важны для меня, и они обсуждались в рамках Чтений – как вести себя игумении с сестрами, как наставлять, если возникают проблемы с послушанием. Хорошо, что сейчас большое внимание уделяется образованию монашествующих. Монах – вечный ученик. Среди повседневных монастырских забот не всегда хватает времени и сил на учение, но забывать об этом нельзя. В нашем монастыре 47 сестер, и для нас, как и для многих, пополнение обители – непростой вопрос: видимо, наступил такой период… Мы делимся своими проблемами, трудностями, обмениваемся опытом, узнаем, что и как происходит у других. Здесь ты как будто окружен родными людьми. От этого становится легче, и видишь, что потихоньку всё Господь устраивает.

Иеромонах Матфей (Козлов), насельник Свято-Троицкого Даниловского мужского монастыря города Переславля-Залесского

Впечатление от работы монашеского направления Рождественских чтений осталось очень хорошее. Замечательно, что архиереи, настоятели обителей, монахи делятся своими мыслями, опытом, чтобы прийти к какому-то единству и избежать ошибок по неопытности и незнанию. Это общение позволяет понять, какие плюсы и минусы есть в той или иной системе управления монастырем, выработать и применить к условиям своей обители те или иные рекомендации для братии. Особо подчеркнул для себя, слушая выступления, что свобода не равняется вседозволенности, а ответственность и послушание – рабству. Также мы должны терпеть недостоинство собрата, но и иметь в виду, что, когда человек не хочет соответствовать правилам монашеской жизни, с ним иногда приходится и распрощаться.

Я исполняю сейчас послушание эконома обители. Свято-Троицкий Данилов монастырь в Переславле-Залесском – самая молодая обитель этого древнего города, при том что в минувшем году монастырю исполнилось 510 лет. У нас пять храмов, братия малочисленная, всего пять насельников и пять трудников. Одна из самых больших проблем, помимо малочисленности братии, – финансовая. И эти вопросы, как и другие, в рамках Чтений обсуждались. Звучали также мысли о том, что новоначальному не нужно давать большое молитвенное правило, Иисусову молитву во всей полноте. А главное, должно быть понимание, точно ли монашество – это его призвание, не для удовлетворения ли каких-то своих страстей он собрался в монастырь – например, тщеславия, гордыни… Ведь искушений в монастыре гораздо больше, чем в миру. Враг рода человеческого пытается с большей силой именно монаха сбить с истинного пути.

Материал подготовили: Юлия Стихарева, Елена Володина

Фото: Владимир Ходаков

Материалы по теме

Новости:

Публикации:

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий
Участники XXVII Международных Рождественских образовательных чтений
Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий
Участники XXVII Международных Рождественских образовательных чтений

Доклады:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы