«Хотелось прославить эту землю»

Архимандрит Тихон (Завьялов)

1480 год. Великое стояние на реке Угре. Это отдаленное толщей веков событие, когда Матерь Божия Сбросила Свой Пояс  на Русскую землю и помогла русичам одержать светлую  победу над войском хана Ахмата, имеет колоссальное значение для России. Именно с того момента, освободившись от вассальной зависимости монголо-татарского ига, Русь смогла полноценно развиваться как свободное государство, получив признание международной общественности. На берегах Угры родилась держава, которая никогда больше не теряла свой суверенитет. Одной из ключевых тем нашей беседы с наместником  мужского монастыря Успения Пресвятой Богородицы Калужской Свято-Тихоновой пустыни архимандритом Тихоном (Завьяловым) стала тема патриотизма «не на показ». Патриотизма, не тонущего в красивых громких словах, а подкрепленного делами.

Место рождения Московской Руси

Батюшка, в первую очередь хочется спросить, откуда у Вас такая живая и деятельная любовь к российской истории, плоды которой можно назвать зримыми?

Конечно же, любая добрая мысль возникает от Бога. Поскольку я коренной калужанин – мои родители, деды и прадеды, бабки и прапрабабки жили на Калужской земле, то хотелось прославить эту землю. Когда Господь открыл мне и братии монастыря, в чем заключается уникальность исторически значимого места, где находится наша обитель, появились идеи, что можно сделать такого, что останется не на десять или двадцать лет, а, дай Бог, на века. Первое, с чего мы начали, это построили на территории Владимирского скита монастыря храм в честь  иконы Божией Матери Владимирская – там, где происходило генеральное сражение, во время которого бесстрашные воины-русичи, не жалея жизни, защищали Москву, защищали наших предков. Построив храм-памятник – белоснежную церковь с каноническими росписями на куполе, барабане, парусах и неким историческим фризом под ними, читаемым как своеобразная летопись, – мы почувствовали, что этого мало. Для людей верующих, воцерковленных это действительно святыня. Ну, а другим, кто пока не пришел к вере, но искренне интересуется историей родной страны, что мы могли бы предложить? И второй нашей идеей было создание диорамы, способной живописно, наглядно рассказать, как происходило то эпохальное событие на берегах Угры в XV веке, в котором роль братии Тихоновой пустыни и преподобного Тихона Калужского, благословившего русское войско на победу в предстоящем бою, была велика. По милости Божией нам это удалось. Мы благодарим Бога за это. Благодарим Господа и за то, что в сентябре 2014 года на освящение Музейного комплекса в скиту приезжал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Сделав диораму (она стала последней масштабной работой заслуженного художника Российской Федерации и калужанина Павла Рыженко), мы задумались: а кто же главное лицо, кто этот искусный военачальник, сумевший организовать поход против ордынцев, собрать столь сильную армию и стратегически грамотно, профессионально отразить удары многотысячного войска Большой Орды? Когда стали изучать личность Великого князя Ивана III, увидели такой  масштаб, который не мог не поразить. Бывает, Бог так ставит необычных людей, людей сильных на какие-то посты, должности, что они меняют ход истории государства, даже ход мировой истории. Вот таким оказался на Руси Иван III, в коем соединились незаурядные политические качества и истинное христианское смирение. Чтобы привлечь к нему внимание современников и поучиться чему-то полезному у незаслуженно забытого историей на долгий период времени нашего великого предка, мы решили сделать памятник Государю всея Руси, как он себя называл. Слава Богу, Господь снова дал нам силы и возможности. Памятник был сделан, и недавно, 8 июля, состоялось его торжественное открытие во Владимирском скиту. Освятил монумент митрополит Калужский и Боровский Климент, священноархимандрит Свято-Тихоновой пустыни.


В своем слове к высокопоставленным гостям, клирикам митрополии, братии монастыря, прихожанам, паломникам, владыка Климент подчеркнул, что при Иване III началось объединение удельных княжеств  в единое мощное Российское государство. Были названы и другие судьбоносные деяния  князя-политика, князя-практика, которого Церковь особо чтит за то, что созидать Русь он начал вместе со своим духовным наставником Ростовским архиепископом Вассианом. То, что правитель всё делал по благословению и по совету архипастыря, важно знать и помнить нам, живущим в современной России, где центробежные силы разбрасывают людей в разные стороны: кто-то растет духовно, умножая силы страны, кто-то духовно деградирует, ослабляя ее позиции...

Эта тема христианского смирения, послушания Церкви объемна и многогранна. Один из наиболее ярких примеров того, как чутко Иван Васильевич прислушивался к напутствиям своего духовного наставника, архиепископа Вассиана (Рыло), связан с Великим стоянием на Угре. Даже после размещения на правом берегу реки большого войска противника, а на левом – русских ратников, лукавые царские советники продолжали уговаривать Великого Московского князя не противиться супостатам. За  советом – откупиться от Орды подарками и платить ей регулярную дань, как в былые времена – таился призыв к предательству. Для Ивана III, разорвавшего ханскую грамоту с требованием выплаты дани, это было неприемлемо. Решимости идти до конца в освобождении Руси от ордынского ига придает ему пламенное послание архиепископа Вассиана. Сколько всего можно оттуда цитировать с большим воодушевлением и признательностью! Приведу следующие слова Владыки: «Призвав Бога на помощь, и Пречистую Его Матерь, и святых Его, и святительское благословение, и всенародную молитву, крепко вооружившись силою честного креста, выходи против окаянного мысленного волка, как называю я ужасного Ахмата, чтобы вырвать из пасти его словесное стадо Христовых овец...» Хочется надеяться, что многие из тех десятков тысяч людей, которые побывали в монастырском скиту, в его Музейном комплексе-диораме, смогли не просто восхититься красотой местности  и диорамой, выполненной в формате 3D студией военных художников имени Грекова, но почувствовали желание узнать поглубже историю своего Отечества. И осмыслить тот факт, что осенью 1480 года произошло самое важное ее событие  – родилась Россия, наша страна, сильная верой в победу добра. В этом также мы видим свою цель или, иными словами, миссию Свято-Тихоновой пустыни.   

                  

Монумент, который Вы назвали одним из объединяющих символов для Российского государства и Русской Церкви, тоже призван сыграть позитивную роль в этом процессе. Отче, от Ваших помощников и духовных чад довелось услышать, что Вы генерируете идеи и смело беретесь за их воплощение, не переживая из-за отсутствия средств. Говорите: «Помолимся Господу!» Или: «Сама Царица Небесная построит». И всё чудесным образом устраивается. Так и с памятником было?

В Церкви великая тайна – это вера. Недавно я прочел у кого-то из святых отцов, что вера являет собой то таинство, которое открывает Небесные врата, и через них благодать Божия и помощь Божия нисходит на человека. Течет словно река... Мне очень понравилась эта аллегория, которая, как показал опыт, работает. «По вере вашей да будет вам», –  сказано в Евангелие от Матфея (Мф.9, 29). Чем сильней человек  верит, тем ему больше дается. Сознаюсь, что на первых порах у меня, как и у других молодых батюшек, были искушения в виде помыслов, будто это я строю монастырь, это я возвожу храм. Однако Господь при малейшем движении тщеславия в душе вразумляет. Просто, с любовью, но четко ставит всё на свои места. Вспоминается случай, когда мы строили храм на святом источнике – в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», и совершенно не было средств. Кровельщики – ребята серьезные – с твердостью в голосе сказали мне: «Отец Тихон, завтра ты должен с нами рассчитаться». А сумма-то приличная! Я благословил бухгалтера, председателя ревизионной комиссии вскрыть копилки для пожертвований и все деньги, которые там есть, отдать кровельщикам. Копилки вскрыли, деньги подсчитали: в общей сложности оказалось где-то на три или четыре рубля больше требуемой суммы Я сразу понял: это – чудо Божие. Я ничего не строю, строит только Бог. И с тех пор, если нужно что-то сделать, к чему-то приступить, мы молимся: «Господи, благослови, помоги! Пресвятая Богородица, это Твое место! Сама всё сделай, как Тебе надо!» И кто-то из людей приходит, помогает. Вот и с памятником (не стану рассказывать о финансовых сложностях – они, разумеется, были),  мы ни разу не задержали оплату тем высокопрофессиональным мастерам, которые над ним работали. Примечательно, что скульпторы, глубоко прочувствовавшие тему, сделали нам огромную скидку. Кроме того, они нашли транспорт, чтобы перевезти из Питера на Калужскую землю бронзовый монумент с каменным основанием из карельского гранита, весившими более 20 тонн...

Острый вопрос отцу-наместнику о границах общения с внешним миром

Отец Тихон, Вам, наверное, задавали вопрос: зачем монастырю  эти дополнительные, причем добровольно взятые на себя хлопоты? Монастырь возрожден из руин, возвращено благолепие церквям, заново выстроены снесенные храмы, и теперь, казалось бы, можно резко сократить общение с внешним миром, уединиться, направить все силы на молитву, ради чего братия находится в обители.   


Задавали – и не раз. Однако вспомним другое: на церковных конференциях в Москве периодически затрагивается тема охлаждения монашеской жизни. Действительно, бывает так, что когда братия или сестры построили стены монастыря, когда храмы отреставрировали, начинается охлаждение духовной жизни. Мы ведь не такие, как преподобные Антоний Великий и Пимен Великий. Мы маленькие слабые люди. Не забывайте к тому же, что у нас была нарушена монашеская традиция: у нас нет преемственности, нас изначально не воспитывали в монашестве. В монастырь сегодня приходят мирские люди, которые хотят стать монахами. Потому столь резкий скачок – отречься от всего мирского и быть только с Богом – я бы назвал высшим пилотажем. (По аналогии: сколько сейчас  академиков в стране? Не так много. Профессоров – чуть больше. А простых ученых, кандидатов тех или иных наук – их множество). Даже во времена Антония Великого и Пимена Великого монахов, пребывающих в молитве и не отвлекающихся на земную суету, было мало, единицы. Да, в наших современных монастырях встречаются один-два брата, достигшие такого уровня, когда они могут жить только молитвой. Их надо оберегать и давать возможность духовно развиваться. Слава Богу, в Свято-Тихоновой пустыни есть такие монашествующие, которые любят только молиться, и им не вменяется в послушание заниматься теми или иными внешними делами. А вот, к примеру, пришел из мира новоначальный брат, где он работал на производстве или развивал какой-то бизнес, зарабатывал деньги. Он не может совершить тот резкий скачок, о котором я говорил выше, то есть не может непрерывно заниматься молитвой. По этой причине чрезвычайно важно в монастыре продумать направление, в каком надо двигаться, чтобы было что-то новое, вдохновляющее братию двигаться вперед. Нужна какая-то глобальная идея или цель, чтобы монастырь развивался. А молитва всегда должна быть. Она – непременное условие жизни монашеской общины. Что, скажите, произойдет с человеком, если он в силу разных причин не сможет дышать, есть, пить? Он просто умрет. Так и без молитвы: наступает тяжелый духовный кризис, за которым может последовать духовная смерть...

И в качестве такой масштабной идеи-цели Вы выбрали создание Музейного комплекса во Владимирском скиту, куда теперь приезжают отовсюду?

Видя то, что сегодня происходит в мире, как в нем неспокойно, взрывоопасно, мы переживаем за наше будущее и хотим укрепить Россию не только молитвой, но и какими-то внешними делами. Очень важно сейчас поднять дух народа. В наши дни приходится много слышать о патриотизме, но нередко это слова, слова, слова, которые лишь сотрясают воздух и не более. Мы же решили меньше говорить и больше делать. И стараемся развивать у россиян это чувство на живом примере, рассказывая им о подвиге, совершенном нашими предками в 1480 году. В ситуации  полной неопределенности – быть Руси или не быть? – они насмерть стояли за Москву. Кровь свою проливали за землю Русскую и православный народ. Причем развиваем мы тему светлой победы в XV веке не по-мирски, а с церковной точки зрения. Люди должны знать, что Русь была спасена не только благодаря мудрой политике Ивана III и силе нашего оружия (русские войска уже имели огнестрельное оружие, и на Угре впервые была применена артиллерия в полевом бою). Прежде всего, Русь была спасена молитвой всех верующих – женщин, детей, стариков, которые 23 июня (по старому стилю), 6 июля (по новому стилю) пришли в Кремль и коленопреклоненно молились перед чудотворной Владимирской иконой Божией Матери, принесенной из Владимира в Москву. Так что  единый фронт против монголо-татар начался тогда еще в Москве, у Владимирского образа Пресвятой Богородицы... Недавно ушедший ко Господу архимандрит Кирилл (Павлов) вспоминал, что в первые месяцы Великой Отечественной войны советские танки и самолеты горели, как фанерные. «Только появится мессершмит, даст очередь – и наши самолеты валятся.... А позднее, во время Сталинградской битвы, я был прямо восхищен: «катюши», артиллерия, самолеты наши господствовали, и было радостно за страну, за нашу мощь... Это все-таки Господь помогал нам!» – рассказывал наш дорогой старец, участник Великой Отечественной войны, ставший свидетелем того, как страна, где десятилетиями насаждали атеизм, в годину тяжких испытаний вспомнила о Боге. И в том далеком XV веке, когда русский народ обратил свой взор к небу,  после горячих молитв к Пресвятой Богородице помощь пришла. Неожиданно хан Ахмат начал быстрое отступление к Орде. Летописец  записал: «Бежали же татары с Угры, а были наги и босы, ободрались». Вскоре митрополит Геронтий установил праздновать 23 июня (6 июля) День Сретения Владимирской иконы Божией Матери в честь чудесного спасения Москвы от нашествия татар.


Вымоленные люди

Приблизиться к тому событию, связать его с днем сегодняшним помогают и исторически выверенные видео-фильмы Калужской телерадиокомпании «Ника», с помощью емких образов передающие дыхание той эпохи. Не менее интересны фильмы о возрождении Свято-Тихоновой пустыни, знакомясь с которыми, понимаешь, насколько корреспонденты и операторы местной телерадиокомпании прониклись темой и полюбили обитель. Батюшка, как родилось это плодотворное сотрудничество? И второй вопрос: как удается привлекать в монастырь на некие должности для мирян людей высокопрофессиональных и глубоко верующих?

Что касается подбора людей, это, конечно, Промысл Божий. Проблема с кадрами,  полагаю, для многих современных обителей актуальна. У нас если кто-то уходит с ответственной должности в монастыре, мы сразу начинаем дерзновенно молиться: «Господи, пошли на это место человека! Сам его избери, укажи нам!» Иногда молиться приходится подолгу – месяцами. Поэтому о многих наших соработниках и сотрудниках можно сказать: они вымоленные. Об установлении доверительных творческих отношений с калужскими журналистами мы с братией молились несколько лет. Было грустно, что монастырь создал диораму «Великое стояние на реке Угре» (к слову, первую в истории Русской Православной Церкви, которая является ее собственностью), но мало кто знал как о самом музее, так и о том святом месте, где произошло рождение Московского государства благодаря заступничеству Божией Матери через Владимирскую Ее икону. В отношении диорамы у меня возникло горестное сравнение: вот накрыт богатый стол, на нем прекрасные разнообразные блюда, приготовленные искусными поварами, а гостей нет. Не едут гости! Не знают сюда дороги! И Господь послал нам творческих людей из Калужской ТРК «Ника», которые сердцем почувствовали, что это их дело – привлечь внимание россиян к этой теме, воодушевить их теми судьбоносными для России событиями. «Просите, и дано будет вам...» (Мф. 7,7). Что мы и делаем. Просим и надеемся.

По благословению наместника обители архимандрита Тихона я побеседовала с некоторыми из тех, кто, включившись по воле Божией в процесс увековечивания исторической памяти на Калужской земле, душой прирос к Свято-Тихоновой пустыни. Приведу небольшие фрагменты тех увлекательных бесед:

Ольга Лареева, экскурсовод диорамы «Великое стояние на Угре»:

За неполные три года наш Музей-диораму посетило более 80 тысяч человек. Конечно, хочется, чтобы здесь было бы гораздо больше молодежи – студентов, воинов. Чаще всего люди приезжают семьями. Это тоже радость – видеть родителей с детьми. Причем география настолько широкая, что диву даешься. Не обделены мы вниманием и калужан. Вообще наряду с нашей Калужской телерадиокомпанией «Ника» очень здорово, на мой взгляд, работает «сарафанное радио». Паломники и туристы, возвращаясь к себе домой – будь то  Калининград или Владивосток, Сочи или Симферополь, Мурманск или Архангельск, рассказывают об этой достопримечательности Золотого кольца России своей родне, знакомым. И вот уже другие семьи из тех краев к нам приезжают. А для многих наших земляков привезти сюда своих гостей  – внутренняя потребность, дело чести.

Полина Гридасова, архитектор монастыря:

Памятник Великому Московскому князю Ивану III привезли из Санкт-Петербурга сюда в прошлом месяце, 12 июня. Вначале мы посчитали чистым совпадением то, что прибыл он к нам именно в тот день, когда в стране празднуется День России. Но потом увидели в этом глубокий смысл. И когда бронзовый монумент встал здесь, с южной стороны у входа в монастырский скит, у меня появилось чувство, что он совершенно одушевлен. Эта одушевленность меня просто потрясла! Безусловно, огромную роль в таком восприятии сыграло мастерство скульптора. Кроме того, были некоторые моменты во время изготовления памятника, когда я поняла, что Иван Великий стал участвовать в нашей жизни. Причем в очень личных вопросах. И теперь я думаю: он не прославлен Церковью как святой, но, с другой стороны, видимо, на каких-то драматических этапах истории он сделал очень серьезные и правильные шаги (полагаю, это касалось послушания Церкви), и у Господа он прославлен. А нам Господь судил прославлять Собирателя земли Русской спустя пять с лишним веков.

Николай Анциферов, скульптор из Санкт-Петербурга, автор проекта памятника Ивану III, работавший над ним в соавторстве со своим учителем – архитектором Виктором Энгельке:   

В моей жизни это был первый монастырский заказ. Ранее я делал памятник святым благоверным князю Петру и княгине Февронии, Муромским чудотворцам, но по  заказу губернатора Ульяновской области. Тот монумент установили перед зданием Ульяновского государственного университета. Что касается памятника Ивану III, одна из сложностей заключалась в том, что Иван Васильевич все минувшие века находился в тени своего знаменитого внука Ивана Грозного. Имелось минимальное количество его графических изображений и два скульптурных – на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. Два года шел только сбор материала, высветившего в итоге, какая это была значимая и знаковая личность в истории и насколько важны для нас, сегодняшних, уроки того времени, объединившего русских людей – власть, народ, Церковь – перед лицом грозного противника. Особо хочу отметить важный для меня лично и для всех, кто трудился над памятником, момент. Со стороны монастыря и, в частности, его наместника отца Тихона мы увидели полное доверие к себе как к профессионалам. А в таких случаях и работать легко, и результат появляется. Нельзя было не почувствовать, как придает сил, окрыляет молитва братии, прихожан и многих верующих людей, душой болеющих за воплощение этого проекта в жизнь.

 

Беседовала Нина Ставицкая

Фотограф: Владимир Ходаков

 

 

 

 

Материалы по теме

Публикации

Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Протоиерей Михаил Дудко
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Протоиерей Михаил Дудко

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь